Методическая разработка урока "Система налогообложения"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Капитанова Наталия Сергеевна

тема налогообложения включены в задания ЕГЭ по обществознанию, в учебнике Кравченко на это отводится два обзаца, а в учебнике Боголюбова не рассматривается вовсе. Поэтому целесообразно данную тему преподать используя техологию гипер-текст, его технология описывается в разработке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию 11 класс        2012год

Учитель Капитанова Наталия Сергеевна

Тема: «Система налогообложения в РФ»

Тип урока: изучения нового материала

Цель: Помочь учащимся сформировать представление о построении системы современного налогообложения в РФ.

Задачи:

1.Воспитательная – воспитание понимания необходимости налогообложения для полноценного развития государства;

2. Образовательная – отработать навыки работы с фактологическим банком данных, необходимых для самостоятельных выводов;

3. Развивающая - развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;   развитие умения работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал гипер-текста на каждого ученика, лист ватмана, доска и мел.

План урока

I. Работа в группах по технологии «гипер-текст»

II. Индивидуальная работа на понимание темы.

                                                                   Ход урока.

Класс делится на 3 группы со спец. рассадкой.

1 группа – профильная группа (все будут сдавать ЕГЭ по обществознанию);

2 группа – сильные ученики, но сдавать ЕГЭ по обществознанию не будут;

3 группа – учащиеся со средним и ниже среднего уровнем успеваемости.

На столах у каждого ребенка лежит распечатка гипер-текста по теме урока.

Этап урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

I. Организационный

Взаимное приветствие, представление гостей.

II. Подготовительный

Озвучивает тему урока.

Формулирует цель урока для обучающихся и знакомит с планом урока.

III. Изучение нового материала

А) первичное знакомство с текстом

Б) структурирование текста

В) рефлексия

Обучающие следят по тексту

Беседа

Работают в группах.

Задание:

1гр – составить развернутый план по теме «система налогообложения» (отработка навыка выполнения задания С8 из ЕГЭ);

2гр – составить опорную схему;

3гр – составить словарь темы.

Один из членов группы представляет результат работы.

1гр – на доске записывает план;

2гр – на листе ватмана представляет опорную схему;

3гр – представляет глоссарий.

Попутно идет обсуждение, комментарии, дополнения.

Учитель читает вслух.

Учитель задает вопросы на понимание текста

Раздает задание группам

Предлагает группам озвучить результаты своей работы.

IV.Закрепление изученного

А) вопросы по тексту

Б) рефлексия

В) вопросы на понимание

Г) рефлексия

Группы готовят по одному вопросу для :

1гр – для 2-гр.; 2гр – для 3 гр.; 3гр. – для 1 гр.

Озвучивание вопросов и ответов, корректировка правильности ответов.

Группы готовят по одному вопросу для :

1гр – для 2-гр.; 2гр – для 3 гр.; 3гр. – для 1 гр.

Озвучивание вопросов и ответов, корректировка правильности ответов.

Предлагает каждой группе задать вопрос по теме, ответ на который имеется в гипер-тексте.

Предлагает каждой группе задать вопрос по теме, на который прямого ответа в тексте нет, но понимая материал на него можно дать ответ.

V. Контроль  усвояемости материала

Индивидуальная работа.

Работают самостоятельно 5-6 мин.

Желающие могут представить свой вариант синквэйна. Остальные  сдают учителю на проверку.

Предлагает обучающимся самостоятельно  составить синквэйн по теме урока.

VI. Подведение итогов урока

Выступающие оценивают свою работу на уроке, одному из каждой группы предоставляется право оценить работу группы в целом.

Учитель выставляет оценки за урок

Домашнее задание

Учащиеся сами определяют домашнее задания, каждый сам для себя.

Какое бы вы хотели иметь домашнее задание по изученной теме?

Лекция – гипертекст  «Система налогообложения в РФ»

 

Налогообложение - это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических лиц (фирм) и физических лиц (граждан) в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти.

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

     В современных условиях налоги выполняют следующие функции:

  • фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
  • стимулирующая (антиинфляционная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

    Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога.

   Объект налога — это предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

   Под источником налога понимается доход субъекта налога (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

        Механизм налогообложения достаточно сложен. Существуют прямые и косвенные налоги.

        Прямой налог - это сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

    Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый). Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

         Косвенный налог - это сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определенных действий, например, при покупке некоторых видов товаров. Косвенными налогами являются акцизы, таможенная пошлина, налог на экспорт ит.д.

Акциз - это налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара (например, табачные, винно-водочные и др.).

Существуют еще так называемые целевые налоги (например, дорожный налог).

К таким налогам относится и пошлина. Государство собирает массу пошлин (за оформление многочисленных документов: о браке, разводе, на наследство и т. д. и т. п.).

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Уровни налогов

Федеральные

Региональные

Местные

• Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Акцизы

• Таможенная пошлина

• Подоходный налог

• Налог на покупку валюты и др.

• Налог на имущество предприятий

• Лесной налог

• Плата за воду

и др.

• Земельный налог

• Курортный налог

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жилого фонда и др.

Направления совершенствования налоговой системы в России:

  • Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
  • Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
  • Сокращение налоговых льгот.
  • Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

                                                         Технология гипертекст

        Гипертекст-это текст сжатый по объемам, который несет в себе огромный объем информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного изучения.

       Его эффективно использовать на уроках изучения нового материала и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний). Тексты школьных учебников порой сложны, объемны, мало понятны и далеки от различных интересов ученика. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации.

       Специалистами Костромского областного института повышения квалификации работников образования, Шереметовой Г.П.- проректором по учебно-методической работе КОИПКРО, разработана и апробирована в школах Костромской области модель урока «лекция-гипертекст».

 

                                                       Алгоритм работы с гипертекстом

1.Организация деятельности (учитель ставит или формулирует вместе с учениками цель урока, предъявляет тексты для работы на уроке).

2.Озвучивание текста (читает учитель, сопровождая свой рассказ опорными сигналами на доске).

3.Структурирование текста (работа в группах, составление плана текста).

4.Групповая работа над вопросами к тексту- готовый ответ есть в тексте (группы обмениваются вопросами).

5.Групповая работа над вопросами по тексту- прямых ответов в тексте нет, но понимая материал на них можно дать ответ.

6.Диагностический срез.

Гипертексты  можно использовать в 5-11 классах, различие только в объеме материала и времени, отведенном на его изучение.

Исследования специалистов на уроке, результаты письменных работ учащихся подтверждают высокую эффективность лекции- гипертекста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка "Брейн-ринг по дисциплине "Налоги и налогообложение"

Одним из  этапов изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является проведение урока-конкурса (брейн-ринг) по налогам и налогообложению. В ходе его проведения в полной мере проявляется ...

Методическая разработка открытого урока по УД Налоги и налогообложение.

На этом занятии  будет непосредственно рассмотрено, как осуществляется налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать под формами и методами налогового контроля.Об...