Компьютерное моделирование
рабочая программа по информатике и икт на тему

Чаркина Елена Николаевна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______Компьютерное моделирование__________________

название дисциплины

2014.г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).

Организация-разработчик:БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Разработчики:

Чаркина Е.Н., преподаватель информатики ОГОУ СПО «Болховский  педагогический колледж».

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерное моделирование

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО «Информатика»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина относится к вариативной части циклов основной образовательной программы (ОПОП).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина ориентирована на достижение следующей цели:

формирование представления о моделировании как о методе познания, изучение модели динамических систем, провести классифицирование моделей, выявление методов моделирования статистических испытаний, демонстрирование роли и места компьютерного моделирования в обучении.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

работать с программными средствами для моделирования;

использовать материалы предмета общеобразовательного курса при создании модели;

использовать общие алгоритмы моделирования;

применять методы компьютерного моделирования в общеобразовательных дисциплинах;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные методы приближенных вычислений;

методы компьютерного моделирования в общеобразовательных дисциплинах;

общий алгоритм моделирования случайной дискретной величины (ДСВ);

общий алгоритм моделирования систем массового обслуживания;

программные средства для моделирования предметно-коммуникативных  сред;  

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  62 часа;

самостоятельной работы обучающегося 31  час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

в том числе:

     практические/лабораторные занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Написание сообщений.

Создание мультимедийной презентации  по определенной теме (на выбор студентов).

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _________Компьютерное моделирование _______

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1. Основы компьютерного моделирования

Содержание учебного материала

1

Введение в  моделирование

Понятие «модель». Назначение моделей. Цели моделирования. Основные этапы построения моделей. Виды моделей (натурные и абстрактные модели).  Компьютерная модель.

 

6

2

Практические занятия

2

1. Определение вида модели по заданной классификации

2

Формализация модели.

Понятие «Формализация».  Формализация тестовой информации. Представление информации в формульном виде. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Алгоритмы и программы как информационные модели. Разные модели одной задачи.

10

2,3

Практические занятия

8

1. Формализация модели

2. Построение информационной модели.

3. Построение моделей с использованием языка математики.

4. Построение табличных моделей

Самостоятельная работа обучающихся

*

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Написание сообщений.

Тема 1.2. Средства моделирования в естественных и технических науках.

1

Оценка модели.

Свойства моделей. Адекватность моделей объекту. Количественная и качественная оценка моделей. Исследование модели. Компьютерный эксперимент. Модели мировоззрения.

6

2,3

Практические занятия

8

1. Определение необходимых условий адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования

2. Определение количественной и качественной оценки модели.

3. Технология проведения компьютерного эксперимента

4. Построение модели мировоззрения

Самостоятельная работа обучающихся

*

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

2

Языки информационного моделирования.

Естественный язык, как язык информационного моделирования. Основные структуры в информационном моделировании. Примеры информационных моделей. Язык математики и математические модели. Примеры математических моделей в химии, биологии, экономике. Формальные языки построения моделей. Учебные компьютерные модели. Средства моделирования в естественных и технических науках.

10

2,3

2

Практические занятия

12

1. Использование языка математики при построении моделей в биологии.

2. Использование языка математики при построении моделей в химии.

3. Использование языка математики при построении оптимизационных моделей в экономике.

4. Физические модели.

5. Моделирование физического эксперимента.

6. Работа с учебной компьютерной моделью.

Всего:

62

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и ИКТ.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор, экран.

Технические средства обучения: наушники, колонки.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры, наушники, колонки.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Алямовский А. А., Собачкин А. А., Одинцов Е.В., Харитонович А.И. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  2. Горшков А. Ф.. Компьютерное моделирование менеджмента М.: Издательство "Экзамен", 2007.
  3. Орлова И. В.. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование. М.: Вузовский учебник, 2007.
  4. Хейфец А. Л.. Инженерная компьютерная графика. AutoCAD. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Бешенков С., Ракитина Е. Моделирование и формализация.- М.: Лаборатория базовых Знаний. 2002.
  2. Кельтон В.Д., Лоу А.М. / Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. / СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2004.
  3. Томашевский В.Н., Жданова Е.Г. / Имитационное моделирование в среде GPSS / "Бестселлер", 2003. - 416 с.
  4. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11.-М.: БИНОМ,  2003.
  5. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. практикум по информатике и информационным технологиям. -М.: БИНОМ,  2003.
  6. Шрайбер Т. Дж. / Моделирование на GPSS / М.: Машиностроение, 2000.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

работать с программными средствами для моделирования;

использовать материалы предмета общеобразовательного курса при создании модели;

использовать общие алгоритмы моделирования;

применять методы компьютерного моделирования в общеобразовательных дисциплинах;

Знания:

основные методы приближенных вычислений;

методы компьютерного моделирования в общеобразовательных дисциплинах;

общий алгоритм моделирования случайной дискретной величины (ДСВ);

общий алгоритм моделирования систем массового обслуживания;

программные средства для моделирования предметно-коммуникативных  сред;  

Проведение индивидуальных и фронтальных практических/лабораторных работ.

Домашнее задание, устные сообщения, разработка проекта

Участие в практических работах

Домашнее задание, индивидуальные задания, разработка проекта, подготовка тематических сообщений

Тестирование, работа по дифференцированным карточкам – заданиям.

Домашнее задание, составление и оформление классификации методов компьютерного моделирования.

Домашнее задание, ситуационные задачи

Решение логических задач и задач повышенной трудности, устный и индивидуальный и фронтальный опросы.

Тестирование, участие в практических занятиях

Работа над проектом (разработка информационной модели), информационный диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 Курс компьютерное моделирование для начинающих 2006

Элективный курс "Моделирование для начинающих"...

конспект урока в 9 классе по теме "Компьютерное моделирование"

В данной разработке предоставляется  подробный конспект урока в 9 классе по теме "Компьютерное моделирование в электронных таблицах"...

Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"

Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья"  Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у ...

"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".

Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках физики путём анализа фрагментов работы, которая проводилась мною на основе специ...

Компьютерное моделирование

Данная презентация содержит краткое содержание исследования компьютерного моделирования. Здесь показана  интегрирующая роль предмета информатики в аспекте информационного моделирования....

Компьютерное моделирование окон в жилых помещениях.

Тема урока.  Компьютерное моделирование окон в жилых помещениях.Место темы в разделе программы:1.      Технология: Урок усвоения нового материала в разделе “Дизайн ...