ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ»
статья по информатике и икт (9 класс) на тему

Разваляева Нелли Викторовна

Техническое оснащение  кабинетов  информатики школ развивается с каждым годом быстрыми темпами, пополняется научно-техническая база, в настоящее время все школы города и области имеют доступ к сети Интернет. Поэтому учителям информатики приходится выделять немалую часть времени  на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». А вот,  количество уроков, отводимых на изучение темы «Алгоритмы и исполнители» с каждым годом уменьшается.  Хотя при этом нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.  Где и как  найти  возможности, чтобы преподавание темы «Алгоритмы и исполнители» оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне? Выход есть – грамотное использование электронных образовательных ресурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritmizatsiya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ                            «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ»

Сегодня  современные профессии требуют развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности  к  анализу и синтезу. Для учителя информатики наиболее доступный материал для развития мышления – это изучение линии  «Алгоритмы и исполнители» и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Именно алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальное  развитие ребенка, его творческий потенциал.

Техническое оснащение  кабинетов  информатики школ развивается с каждым годом быстрыми темпами, пополняется научно-техническая база, в настоящее время все школы города и области имеют доступ к сети Интернет. Поэтому учителям информатики приходится выделять немалую часть времени  на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». А вот,  количество уроков, отводимых на изучение темы «Алгоритмы и исполнители» с каждым годом уменьшается.  Хотя при этом нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.

Где и как  найти  возможности, чтобы преподавание темы «Алгоритмы и исполнители» оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне?

Выход есть – грамотное использование электронных образовательных ресурсов. Убеждена, что большая часть учителей  информатики в силу своей профессии уже активно используют ЭОР в своей  ежедневной практике. Трудность заключается  в одном: как найти качественный апробированный  материал, который действительно поможет в освоении той или иной предметной темы? Ведь разрабатывают и создают подобные материалы, как правило, авторские коллективы ученых и специалистов из различных организаций, вузов и научных учреждений Минобрнауки РФ, далекие от проблем, которые испытывает практикующий учитель. Поэтому тесное взаимодействие  преподавательского состава на семинарах, конференциях позволяет применять на практике такие ОР, которые дают положительные результаты в обучении.

При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» используются три основных способа записи алгоритма: 1) структурная схема (блок-схема); 2) словесная запись (последовательность пронумерованных строк на естественном языке, учебный алгоритмический язык, или псевдокод); 3) язык программирования.

В связи с недостатком времени структурную схему построения алгоритмов используют далеко не все учителя, поскольку она кажется избыточной при разработке программ и изучении технологии программирования, что связано с насыщением курса информатики технологической компонентой. С этим нельзя согласиться. Алгоритмическая подготовка школьника связана в первую очередь с развитием его мышления, с формированием умения «мыслить структурами». Необходимо добиваться понимания учащимися того, что все многообразие способов организации действий базируется на конечном числе алгоритмических конструкций. Наиболее адекватным способом представления алгоритмических структур является блок-схема, в которой используются геометрические фигуры (блоки), соединенные между собой стрелками, указывающими последовательность выполнения действий.

Использование структурных схем при изучении темы дает возможность:

•  наглядно отобразить базовые конструкции алгоритма;

•  сосредоточить внимание учащихся на структуре алгоритма;

•  анализировать логическую структуру алгоритма;

•  преобразовывать алгоритм (сведение к единому блоку);

•  осуществить быструю проверку разработанного алгоритма.

Учащиеся, составляющие структурные схемы алгоритмов, значительно быстрее  осваивают основы алгоритмизации. Наверно, я не ошибусь, если буду утверждать, что практические занятия по алгоритмизации практически во всех школах проводятся по одной и той же методике. Учитель  объясняет задачу, затем на доске рисует  алгоритм решения этой задачи и, наконец, «размахивая руками», объясняет работу этого алгоритма. Далее учащиеся самостоятельно составляют блок-схемы задачи, постепенно осуществляя переход от простых к сложным алгоритмам, где в роли исполнителя выступают сами учащиеся.

Но, как правило,  процесс построения  блок-схем замедляется в связи с тем, что:

  • Большое количество времени тратится на построение геометрических фигур.
  • Не все учащиеся понимают принцип работы данной структурной схемы.  Ведь невозможно визуально проследить за алгоритмом во время его непосредственного выполнения. Невозможно прогнать алгоритм по всем ветвям, т.к. на это требуется время, и визуально мы не видим, какие ветви уже проработали, а какие не проверялись. Если еще имеются в алгоритме и математические расчеты, то контроль еще более усложняется.
  • Часто повторяющейся ошибкой является исполнение алгоритма так, как нам хочется (кажется). То есть, исполнитель делает то, что требуется по смыслу задачи, а не то, что предписывают команды алгоритма. Поэтому учителю надо очень внимательно следить за правильностью действий ученика;
  • Учащимся приходится преодолеть своеобразный поэтапный барьер перехода от построения блок-схем к этапу программирования.

Многолетняя практика позволила мне найти выход из данной ситуации, используя программу-конструктор построения блок-схем алгоритма. Данную программу можно найти на сайте Единой Коллекции Цифровых образовательных ресурсов или в приложенном файле.  

Программа-конструктор имеет удобный графический интерфейс, доступный и понятный для школьников средней школы. В рамках данной программы, разработана система визуального исполнителя и транслятора, в котором реализованы следующие функции:

  •  построения и редактирования алгоритма блок-схем с использованием блоков «начало» и  «конец» алгоритма, ввод и вывод данных, безусловный и условный переходы, цикл;
  •  загрузка, сохранение файла блок-схемы;
  •  определение типа переменных для используемых данных;
  •  пошаговое визуальное выполнение алгоритма с просмотром виртуального экрана;
  • трансляция построенного алгоритма на язык программирования Pascal.

       Данная возможность программного продукта создает реальные условия для дальнейшего изучения языка программирования на основе их сравнительного анализа.

Использование данного визуального исполнителя-транслятора в изучении раздела «Алгоритмы и исполнители» показало эффективность данного программного продукта. Кроме этого, используя данную методику построения блок-схем, можно увидеть невооруженным глазом, как растет интерес ребят к изучению данной темы. В век информационных технологий  большой процент учеников, имеют домашние компьютеры. Используя данную программу (ее объем составляет 736 Кб), ученик может составлять  структурные схемы в домашних условиях, сразу же находить ошибки при отладке программы и получать требуемый результат. Причем все это без консультации преподавателя.

        Нужно помнить и знать, что аккуратность записи есть аккуратность мысли программиста. Аккуратно записанный и детализованный алгоритм упрощает его программирование и отладку. Программа-конструктор как нельзя лучше соблюдает этот основной «принцип программиста». Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир,  оно включает и общие мыслительные навыки, полезные и необходимые любому человеку в современном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ по учебнику Л. Босовой

Презентация для обяснения темы "Алгоритмы и исполнители" по учебнику Л. Босовой, 6 класс...

Методика преподавания темы Алгоритмы и исполнители

Методические рекомендации по изучению темы "Алгоритмы" для гуманитарных и математических классов.Приводятся примеры задач и алгоритмов их решения разного уровня сложности....

Урок по теме "Алгоритмы и исполнители" 6 класс

В архиве представлен конспект урока, технологическая карта и дидактический материал по теме "Алгоритмы и исполнители" для 6 класса по программе Л.Босовой....

Мультимедийная презентация на тему: "Алгоритм и исполнители"

Мультимедийная презентация представляет из себя сказку "Цветик восьмицветик на алгоритмический лад"...

урок в шестом классе по теме "Алгоритмы и исполнители"

Урок в шестом классе по теме "Алгоритмы и исполнители"...

Учебная среда для начального обучения по теме: "Алгоритмы и исполнители"

Система Исполнители — это учебная среда для начального обучения по теме «Алгоритмы и исполнители» в школьном курсе информатики. Исполнители (Робот, Чертёжник и Черепаха) выполняют пр...

Конспект урока по теме "Алгоритмы и исполнители"

Конспект урока по теме "Алгоритмы и исполнители"...