Проектная деятельность на уроках информатики
статья по информатике и икт (5 класс) на тему

Якшина Ольга Николаевна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yakshina_o.n.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Якшина Ольга Николаевна,

учитель информатики,

МКОУ СОШ №3,

 с.Безопасное Труновского

муниципального района СК

В соответствии со Стратегией модернизации образования к важным целям образования относятся: умение ориентироваться в современном информационном пространстве; развитие у учащихся способности к самоорганизации и самостоятельности; формирование способности к сотрудничеству; умение вести диалог, находить содержательные компромиссы и т.д.

Происходит изменение самой сути образования. Для учителя эти изменения заключаются  в  переходе от простой передачи знаний учащимся к созданию условий для активного познания и получения практического опыта. Учащиеся  от пассивного усвоения информации переходят к активному ее поиску, критическому осмыслению, и учатся использовать эти знания на практике.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь, т.е. наметить план действий, осуществить его, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, оценить, удалось ли достичь поставленных целей, т.е. заняться проектированием. Многочисленные исследования показали, что для того, что бы стать успешным человеком необходимо обладать проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения: личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий; предметные, подразумевающие освоение обучающимися, в ходе изучения учебного предмета, умений и видов деятельности специфичных для данной предметной области.

Первым пунктом Содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования является Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы [2].

Под проектной деятельностью обучающихся понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель и подразумевающую использование согласованных методов и способов деятельности, направленных на достижение запланированного результата. Таким образом, непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. А сама деятельность включает выбор этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) реализацию проекта, его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектная деятельность предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной самооценки; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности [1].

В нашем образовательном учреждении на  уроках «информатики и ИКТ» метод творческих проектов мы используем во всех параллелях 5-11 классов.

Для повышения интереса к изучению предмета и развития творческих способностей учащихся чаще всего в 5-7 классах используем мини-проекты, которые могут укладываться в один урок или часть урока. Примерами таких проектов являются «Открытка для мамы», и «Коллективная мультимедийная открытка для учителей», созданная в программе «ПервоЛого». В течение года учащиеся работали над проектом «История письменности», который позволил систематизировать знания, полученные на уроках истории Древнего мира и информатики по теме «Информация вокруг нас». Пятиклассники создавали и монопредметные проекты, такие как «Самая необходимая буква в алфавите», «Создание анимации «Путешествие в космос», пазлы «Подводный мир».

В 8-м  классе при освоении темы «Устройство ПК» учащимся предлагается выполнить свой проект в виде  информационных буклетов, с использованием текстового редактора. Данный проект является итоговым уроком по данной теме и выполняется в парах. Ученики дома подбирают нужные им картинки устройств ПК, находят соответствующую информацию по этим устройствам, продумывают дизайн буклета, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. В ходе защиты проектов, учитель задает вопросы, которые способствуют усвоению новых понятий. Таким образом, обобщаются  теоретические знания учащихся по устройствам компьютера и проверяются умения работать в текстовом редакторе. Кроме этого учащиеся приобретают опыт публичного выступления.

В 9-м классе в ходе изучения темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Н.Д. Угриновича, а затем, освоив соответствующую технологию, переходят к разработке своего мини сайта на интересующую их тему. В 10-м классе (по программе Н.Д. Угриновича) эта тема рассматривается на более высоком уровне. Учащиеся в течение нескольких уроков создают полноценный сайт с интерактивными элементами на интересующую их тему.

Так же в 10-м классе большое внимание уделяется работе с графической информацией. Это, наверное, самая любимая тема у большинства учеников. Создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме,  анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему (юноши часто выбирают темы спорта, экологии, машин, а девочки - музыку, моду). 

В 11-м классе при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint  в виде презентаций. Старшеклассники по несколько человек (в зависимости от количества учащихся в группе) разбиваются на группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации. Таким образом, работая в малых группах, парах идет распределение труда между участниками проекта. Этот опыт помогает учащимся социализироваться. Большая часть работы проходит самостоятельно, периодически ученики отчитываются, показывая промежуточные результаты. Затем назначается день выступлений, и ребята выступают в роли учителя, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке я провожу опрос по всей теме. 

В 9-м  классе при изучении темы «Математическое моделирование» ученики создают модели и путем учебного исследования выбирают способы и методы расчета числа рыб в пруду с интервалом в год.
В 11-м классе обучающиеся исследуют физические модели: движение тела, брошенного под углом к горизонту; биологические модели: изменения численности популяций различных живых существ; геоинформационные модели: численность населения в странах мира; оптимизационное моделирование в экономике: раскрой листов материала; модели логических устройств: полусумматора; информационные модели управления объектами: разомкнутой и замкнутой системами управления.

Наша школа имеет определенные успехи в проектной деятельности. Проекты, побеждающие на районном и краевом уровне – результат кропотливого труда на протяжении длительного времени. Это персональные проекты учащихся,  успешные в той или иной области.

Персональный проект относится к самостоятельной работе учащегося, которая осуществляется им на протяжении достаточно длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Задача учителя сводится к оказанию помощи учащимся при составлении плана предстоящей работы и оказанию  необходимой консультативной поддержки по ходу выполнения проекта.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

 Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Таким образом, учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие  проекты и эксперименты. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные  навыки. Проектная и исследовательская деятельность позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. 

Метод проектов, способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных и является одним из основных методов обучения учащихся XXI века, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.


Список литературы:

  1. Ларина Э.С.  Информатика 9-11 классы: Проектная деятельность учащихся / Изд-во: «Учитель», Волгоград. – 2009, 155 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»               Проектная деяте...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Метод проектов рассматривается сегодня как одна из технологий достижения образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее...

Презентация "Проектная деятельность на уроках информатики"

Презентация подготовлена для выступления на МО преподавателей.  "Проектная деятельность на уроках информатики". Из опыта работы....

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....