Формирование общепедагогической ИКТ-компетенции
статья по информатике и икт на тему

Ибрагимова Хадижат Магомедовна

Проблемы формирования ИКТ-компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Основные приемы  формирования общепедагогической ИКТ-компетентности

 преподавателей колледжа.

«Мир без границ, где технологии

служат образованию, помогая

создавать инклюзивные общества знаний»

Из программы ЮНЕСКО «Видение в отношении

применения ИКТ в сфере образования и обучения"

Сегодня в очередной раз мы возвращаемся к вопросу ИКТ – компетентности преподавателя. Вроде все уже об этом сказано, но мы вновь собрались с вами здесь, чтоб еще раз услышать о важности умения владеть информац.технологиями. В современных условиях можно сказать даже не о желании, а о необходимости их использования, т.к. теперь не только общество вынуждает нас к этому, но уже и закон требует это от нас.

Мы стараемся шагать вперед, но не можем отпустить старое. И мы не просто оглядываемся, но и тащим порой его за собой.  Многие из вас скажут, что хорошего в этом новом? Но чтоб понять нужно попробовать, а многие даже пробовать не хотят. Пора сделать выбор или остаться там, или идти вперед. 

Но здесь вопрос стоит не о собственных желаниях, ведь мы готовим будущих учителей, а они берут пример с нас. Именно здесь на этой стадии, стадии обучения они должны научиться использоваться новейшие технологии в обучении, а помогать им в этом должны именно мы. Ведь вопрос идет не только об учителях информатики и ИКТ, на своих уроках мы учим их общим умениям владения ИКТ. И именно учителя предметники, на уроках методики должны научить студента различным методикам, приемам с использованием коммуникационных технологий для улучшения образовательного процесса. И тут возникает вопрос. А как? Если мы сами этого не умеем.

Сегодня мне бы хотелось рассказать и по возможности продемонстрировать различные методы использования ИКТ на уроках, на примере урока информатики.

Опираясь на профессиональный стандарт педагога можно выделить следующие приемы организации образовательного процесса:

  • выдача заданий учащимся

Мною часто на уроках используются такие формы выдачи домашнего задания: как электронная почта, через которую студенты также до следующего урока высылают работы на проверку, через е-mail мною выдаются зашифрованные послания, которые всей группе нужно объединить для расшифровки, также прилагаются критерии, дополнения и мн.др., при таком приеме можно сэкономить время на уроке, а также стимулировать к выполнению домашнего задания.

  • составление и аннотирование портфолио учащихся и свое собственное

Портфолио представляет коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению. Моими студентами создаются разминки к урокам информатики, которые мы проводим каждый урок; создают буклеты, которые по моей просьбе проверяются и другими преподавателями, студенты с большим энтузиазмом готовятся и ждут их строгого вердикта, визитки, учебные пособия не  только по предмету информатика, но и по другим дисциплинам. Созданными ими и проверенными мной пособия используются мной на уроках в более младших курсах, что очень их радует.  Другие учителя методик могли бы также зная возможности студентов выдавать им такового рода посильные задания, они очень заинтересовывают студентов и творчески их развивают;

  • дистанционное консультирование учащихся

которое можно осуществить как с помощью e-mail, Skype, созданием тем на форуме РПК им.Р.Гамзатова, а  так и с помощью других сетевых программ.

При всем этом студенты должны стремиться к тому, чтобы при написании рефератов, курсовых, ВКР опираться на ссылки и цитаты, знали, что работа будет проходить антиплагиат. Эта наша общая большая проблема. Пусть эта будет одна страничка реферата, но своя.

  • Организация подготовки и проведения выступлений, обсуждений, с компьютерной поддержкой.

Практически все студенты приобрели планшеты, но опять же цель осталась не выполненной, потому что используют они их чаще не по назначению. Давайте им чаще задания, где их можно использовать, сейчас, на 1 курсе это должно входить в привычку. Так, например студентка 1 г курса меня удивила при рассказе домашней темы она сопроводила ее презентацией на планшете.  Я была в восторге и в последующем взяла это на заметку. Пусть компьютер станет их помощником, а не игрушкой.

  • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.

Мною довольна часто организуются проектные работы, где студенты не просто выполняют задания, а работают по командам, развивают организаторские способности, взаимопомощь, более углубленно изучается предмет, так недавно была на 3 д курсе организован проект «Компьютерная фирма», которая выполняла заказ придирчивого покупателя, которым была я, им необходимо было записать рекламу, создать визитки, листовки, баннер. Иногда организуются дебаты, к которым студенты готовятся очень активно и заинтересовано.

Все студенты проходят общепользовательский курс ИКТ-компетенции, поэтому мне бы хотелось предложить, чтобы по телевизору в фойе показывали презентации, составленные именно студентами  и проверенные преподавателями по каждой специальности в свой день.

Мне хотелось вам показать, что мир информационных технологий безграничен, он предоставляет огромные возможности, которые способны заинтересовать студентов, свяжите работу с их дополнительно выбранной специальностью, и они с большим интересом за нее возьмутся.

Но на сколько мы к этому готовы вы видите сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике

В статье рассматриваются особенности современных подходов и целей преподавания физики в школе...

«Формирование ключевых математических компетенций гимназиста при работе с текстом учебника»

Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах ...

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Говорение как основа для формирования письменно-речевой компетенции

Представлена презентация на тему: "Говорение как основа для формирования письменно-речевой компетенции".Цель задания:1.проверить владение когнитивными стратегиями письменной речи:•способность определя...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...