Активные методы обучения на уроках информатики
консультация по информатике и икт на тему

Куликова Людмила Анатольевна
Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, "переварить" учащемуся. Переход от обучения "знаниям, умения и навыкам" к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу - использование активных методов обучения в учебном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОПС-ФОРМУЛА1

Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, в дебатах, от вас хотят услышать четко обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить других или просто сообщить свою позицию. Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой. Ее можно применять при обсуждении спорных суждений, в дискуссии, где важно представить четко обоснованное, краткое и ясное мнение.

Ее придумал профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР, и по-английски она звучит так: PRES-formula (Position - Reason - ExplanationorExample - Summary). Аркадий Гутников перевел ее на русский язык и получилась ПОПС-формула:

Выступление с использованием ПОПС-формулы может состоять из 4-6 предложений и занимать 1-2 минуты.

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — например,...

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА "МОЗГОВОГО ШТУРМА"

1. Говорите только тогда, когда вам дадут слово.

2. Высказывайте любые идеи, какие приходят вам в голову. Чем больше предложений - тем лучше.

3. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей.

4. Не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется.

5. Продолжайте думать даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощились.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ

• Чтобы попросить слово, поднимите руку.

• Не прерывайте других.

• Не говорите одновременно с другими.

• Выслушивайте мнения других и старайтесь понять, даже если вы не согласны.

• Критически относитесь к мыслям, но не к людям.

• Повторите своими словами высказывания других, чтобы убедиться в том, что правильно понимаете смысл утверждения собеседников.

• Старайтесь найти наилучшее решение проблемы, а не переспорить собеседников.

• Не уклоняйтесь от темы, будьте кратки.

• Поощряйте других к участию в обсуждении вопросами, одобрением.

• Будьте доброжелательны и терпимы к мнениям других.


«Поле проблем»

Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на их личном социальном опыте. Обычно используется в начале знакомства с темой. Возможны два варианта применения технологии.

I.

1-й этап. Каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы (например, связанные с жизнью большого города или с миграцией людей)

2-й этап. Ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. Можно ограничить задание: выбрать только 3 или 5 наиболее важных проблем.

II.

1-й этап. Класс делится на группы. На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы пишут проблемы (можно предложить проиллюстрировать их рисунками или символами).

2-й этап. Обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, и другим цветом — те, где нужна помощь государства.

«Мозговой штурм»

Это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель - стимулировать аудиторию (класс, группу) к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.

Перед учениками ставится определенная проблема. Участники «мозгового штурма» должны обсудить проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. Все предложения записываются. Правила проведения «мозгового штурма»:

1.        Никакой критики. Негативные оценки предложенных идей должны быть отложены до более позднего этапа дискуссии (технически это требование воплощается, в частности, в запрете на нумерацию выдвигаемых идей при записи).

  1. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались: очень просто упустить идею и очень сложно ее найти.
  2. Чем больше идей, тем лучше, тем вероятнее нахождение оптимального варианта решения проблемы.
  3. Кроме генерирования собственных идей, каждый может вносить предложения об улучшении и дополнении чужих вариантов или об объединении двух и более идей в одну более общую.

После завершения процедуры «мозгового штурма», как правило, происходит анализ записанных идей и презентация результатов. Группы предъявляют классу свое решение по установленному заранее принципу: это может быть самое оптимальное решение проблемы, наиболее удачные предложения, самое практичное и самое необычное и т.д. «Мозговой штурм» можно рассматривать как самостоятельный вид коллективной деятельности, который тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также показывает технологию обдумывания. С другой стороны, он может выступать в качестве мотивационного начала для проектной деятельности, ролевой игры-драматизации, в которых будут подробно рассмотрены идеи, высказанные во время «штурма».

«Корзина идей» («Карта сознания»)

Данный прием применяется на стадии знакомства с новой темой для создания перспективы предстоящей работы. На доске или на больших листах бумаги можно нарисовать корзину, в которую условно будем «собирать» все имеющиеся у учеников знания и представления по новой теме. В корзину можно «сбрасывать» факты, мнения, идеи, имена, примеры, проблемы, понятия. Можно работать по принципу «мозгового штурма», а можно собирать информацию по кругу, когда каждый ученик (или каждая группа), не повторяя ранее сказанного, называет свое мнение или факт. Учитель кратко записывает сказанное учениками на доске вокруг корзины. Эти записи используются в ходе изучения материала и на заключительном этапе работы для подведения итогов, когда происходит осмысление данных, предварительно собранных в корзину, их подтверждение, уточнение или исправление.

ПОПС-формула

Ее можно применять при обсуждении спорных суждений, в дискуссии, где важно представить четко обоснованное, краткое и ясное мнение.

Выступление с использованием ПОПС-формулы может состоять из 4-6 предложений и занимать 1-2 минуты.

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — например,...

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует.

Синквейн

В переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна — это вариант рефлексивного осмысления учеником изученного материала. Ученик резюмирует информацию и свое отношение к ней, составив пять строчек по следующим правилам:

  1. Название темы — понятие, явление, процесс, имя и т.д.
  2. Описание темы — два прилагательных, ассоциирующихся с основным понятием, характеризующих его.
  3. Описание действия — три глагола, ассоциирующихся с основным понятием.
  4. Оценка — фраза (можно — крылатое выражение), описывающая суть изучаемого понятия или процесса.
  5. Одно слово — характеристика сущности, выражающая личное отношение.

Возможный пример синквейна на тему «Мегаполис».

Мегаполис:

  • Многоликий, шумный.
  • Объединяет, подавляет, загрязняет.
  • Город-сказка, город-мечта, попадаешь в его сети — пропадаешь навсегда.
  • Конгломерат.

Надо учесть тот факт, что ассоциации у каждого ученика могут быть различными. Не может быть «правильных» или «неправильных» синквейнов. Любой синквейн может быть материалом для обсуждения в классе, когда его автор должен обосновать свой вариант, ответить на возможные возражения одноклассников.

Ассоциации

Книга

Кинофильм

Музыкальное произведение

Исторический деятель

Политик

Чувство

Время года (состояние природы)

Ассоциативная таблица

Ассоциативная таблица может служить как для мотивации школьников, актуализации темы в начале урока, так и для рефлексии в конце изучения темы. Ученикам предлагается назвать (или индивидуально записать в таблице) ассоциации, связанные с термином или историческим фактом. Вариант таблицы:

Эссе

Эссе — это письменная работа, «этюд», содержащий самостоятельные размышления учащихся по поводу неоднозначной проблемы или суждения. Темой для эссе может послужить чье-то высказывание, утверждение. Перед написанием такой работы надо сформулировать для учащихся критерии ее оценки, например:

  • понимание сути темы эссе и ее полноценное раскрытие;
  • правильное использование терминологии, исторических актов и другой историко-обществоведческой информации;
  • логичность и ясность рассуждений, отсутствие в тексте внутренних противоречий;
  • стройность и выразительность стиля и формы работы.

Аргументированное эссе

Аргументированное эссе имеет более четкую структуру и позволяет развивать умение доказательства. Ученики должны придерживаться следующего плана:

  1. изложение своего мнения по проблеме, формулирование тезиса;
  2. аргументированная защита не менее чем тремя доводами, подкрепленными фактами, свидетельствами источников, рассуждениями;
  3. обобщение, вывод.

Кластер

Это — графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово «кластер» в переводе означает — пучок, созвездие. Ключевое слово записывается в центре доски (листа бумаги), а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковать» в виде новых кластеров. Пример кластера на тему «Религия»:

Нормы поведения: запреты, обряды, праздники. Можно еще дальше распаковать, приводя примеры запретов, праздников и т.д. Мировоззрение: вера в сверхъестественные силы, божественное предопределение, определение места человека в мире, определение смысла жизни, ... Искусство: архитектура храмов, иконопись, узоры мусульманской каллиграфии, скульптуры богов, песнопения. Мораль: этические ценности, добродетели, грех, подвижничество. Социальная организация: церковные организации и объединения, религиозные общины, иерархия церковных служителей, духовные учебные заведения. Можно тоже привести примеры дальнейшей распаковки

«RAFT-технология»

Использование RAFT-технологии способствует развитию творческих умений учащихся. Технология предполагает выбор учениками жанра своего сообщения (текста). Ученики выбирают:

R — Роль: от чьего лица составляется текст, А — Аудитория: кому адресован текст, F — Форма: жанр текста или устного сообщения, Т — Тема: вопрос, который будет рассмотрен. Варианты выбора не ограничены. Это могут быть:

Роль

Аудитория

Форма

ученый

научная конференция

научное сообщение

учитель

класс

объяснение новой темы

старший брат/сестра

младший брат/сестра

сказка (или популярное объяснение)

гид

туристы

экскурсия

родитель

ребенок

(«беседа по душам»)

врач

пациент

«история болезни»

дед

внуки

рассказ о своей жизни

телеведущий

телеаудитория

телепрограмма (по выбору учеников)

иностранец

его земляки

письмо на родину или рассказ по возвращении

«Шесть шляп мышления»

Прием используется на стадии рефлексии после изучения сложной, проблемной темы.

Ученики разделяются на шесть групп, у каждой из которых — особая задача и соответственно символизирующая эту задачу шляпа определенного цвета (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).

Группам предлагаются задания:

  •  «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
  •  «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
  •  «Желтая шляпа» - обобщить все положительные аспекты темы.
  •  «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  •  «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно.

•«Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).

«Обратная связь»

Этот метод используется на стадии рефлексии для обсуждения итогов интерактивного занятия. Порядок работы таков: сначала отмечается положительный опыт (то, что представляется ценным, то, что хотелось бы сохранить или повторить в будущем), после чего высказываются рекомендации по изменениям — в конструктивном ключе (что и как хотелось бы улучшить). Большой лист бумаги делится пополам, и рисуются два знака: слева +, справа греческая буква Δ «дельта» (обозначает изменения). Ученикам предлагается вспомнить, что они делали на занятии и что у них получилось хорошо, что узнали полезного, чему научились и т. п. (например, выводы, которые они сделали для себя во время дискуссии, навыки общения, которые они отработали, атмосфера в группе). Все это записывается под знаком «плюс». Далее следует вопрос: «Когда в следующий раз мы проведем активное занятие, что мы могли бы сделать лучше?» Все предложения учеников записываются под знаком Δ «дельта».

«Живая линия»

Ученикам предлагается выстроиться вдоль воображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ классной комнаты) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой проблемы: на одном «полюсе» — сторонники определенной позиции, на другом — ее противники. В центре и по всей длине линии располагаются колеблющиеся, не имеющие однозначного мнения по данной проблеме; их учитель просит занять место на линии, которое максимально точно показывало бы близость к одному или другому полюсу либо принципиальную позицию строго посередине. Один-два участника назначаются наблюдателями: их задача - внимательно следить за происходящим и фиксировать все перемещения.

Поскольку вполне определенную позицию демонстрируют лишь стоящие на полюсах, то право голоса имеют только они. Их представители по очереди приводят по одному аргументу в защиту своего убеждения. Стоящие вдоль линии могут выражать свое мнение лишь перемещениями: выслушав аргумент или серию таковых, участники либо меняют свое положение на линии (делают шаг, несколько шагов в сторону одного из полюсов, с которым они теперь стали более согласны), либо остаются на месте, если аргументы их не убедили. Перемещаться в ходе игры могут все ее участники, в том числе и сторонники каждого из полюсов, — это их право надо четко оговорить перед началом игры, чтобы ученики не расценивали ее как командное противоборство, а исходили в своем игровом поведении из индивидуальных склонностей и ощущений.

При подведении итогов первое слово предоставляется наблюдателям. Затем участники рассказывают, какие чувства испытывали во время упражнения, о чем думали, обновились ли их представления по обсуждаемой проблеме. При необходимости можно затронуть и процедурную сторону: насколько корректны были выдвигаемые аргументы, спорили ли участники по существу, в какой манере. Эмоциональный накал упражнения может быть снят разнообразными видами домашнего задания — индивидуальный отзыв ученика о его впечатлениях и выводах на основе работы класса, написание проблемного эссе, творческого сочинения от имени какого-либо исторического персонажа, поиск дополнительных материалов для обоснования своей позиции.

«Техника аквариума»

Применяется на занятии, предполагающем обсуждение неоднозначных, дискуссионных проблем, формирование оценочных суждений. Ученики разделяются на малые учебные группы. Этапы организации занятия:

Учитель формулирует проблему. Группам дается небольшое время для ее обсуждения, коллективной выработки точки зрения и выстраивания системы аргументации своей позиции.

От каждой группы выделяется человек, представляющий ее позицию (или двое, если позиции оказалось две). Представители групп собираются в центре аудитории за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Остальные молча следят за ходом обсуждения (наблюдают, как за аквариумом). Группы могут помочь своим представителям только с помощью записок (подсказать дополнительные доводы, сформулировать контрвопрос оппонентам).

Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении определенного времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание при этом следует обращать на сам процесс представления точки зрения, обоснованность аргументов, полемические умения участников дискуссии.

Затем на обсуждение выносится следующий вопрос, и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсуждении на втором этапе выйдут другие представители от малых групп.

Для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя следующую матрицу:

Фамилия, имя ученика

Лист аргументов

Оценка аргументов

Убедительный

Неубедительный (Ошибочный)

«Вертушка общения»

Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставляются в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга, во внешнем — лицом к нему. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвижный: по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.

Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего — другой. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет включить в дискуссию каждого ученика. В ходе занятия несколько раз меняется ситуация общения, система аргументов — все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.

«Обмен знаниями»

Модель предполагает кооперированно-групповую форму учебной деятельности. Этапы работы:

  1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).
  2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.
  3. Обмен знаниями. Представители групп выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.

Основной методической трудностью для педагога становится организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой группы? Для активизации внимания предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной таблицы; ведение записей; использование рабочего листа с заданиями, которые выполняются на основе услышанной информации; проблемный вопрос, ответить на который можно только внимательно выслушав все группы.

«Пронумерованные участники»

Позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.

  1. Образуются группы с равным количеством участников, каждому в группе присваивается номер (1. 2. 3. 4 и т. д.). Все группы получают одинаковое задание по источникам.
  2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.
  3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушиваются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.
  4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером.

Такой незамысловатый прием эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.

«Водоворот»

Предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует задания для групп. После письменного выполнения задания (ответа на вопрос, подбора аргументов, определения понятия и т. д.) листы с записями передаются по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими группами, маркируя их с помощью значков «+», «-», «?». Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы другим группам. Каждая группа может делать записи на листах только своим цветом. Это зрительно позволяет зафиксировать вклад каждой группы.

Когда листы обойдут круг и вернутся в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то. что там будет написано.

«Эксперты». «Зигзаг»

Модели основаны на едином базовом принципе: каждый член малой учебной группы становится «экспертом» в определенном вопросе изучаемой темы. Задание для групп — одно, но внутри группы каждый участник получает свой вопрос или свой документ, изучает предложенный материал; после этой «личной экспертизы» участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Однако не каждый ученик способен самостоятельно разобраться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Изучив и обсудив свой вопрос, участники экспертных групп записывают кратко ту информацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «специалисты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимообучение.

«Уголки»

Развивает умения самоорганизации ученика в учебном процессе, самостоятельного освоения процедур интерпретации новых фактов. Для проведения занятия учитель организует в пространстве класса отдельные «уголки», в которых ученики выполняют определенные задания. Среди заданий есть более сложные, предполагающие творчески-поисковую деятельность, есть задания попроще; по возможности в «уголки» помещаются учебные материалы, которые могут быть использованы как подсказка.

На доске выписаны названия «уголков». Каждый ученик сам определяет маршрут: с какого «уголка» он начнет работу, где продолжит. Для регулирования числа учеников в одном уголке (как правило — не более пяти) каждый участник получает липкий листок бумаги со своей фамилией: отправляясь в «уголок», он помещает свой листок напротив названия «уголка» на доске. После окончания работы он перемещает свой листок к названию того «уголка», куда собирается отправиться дальше. Таким образом, на доске видно, в каких «уголках» сколько учеников работает. Можно изготовить специальные большие листы бумаги с карманами для названий «уголков» и листов с фамилиями учеников (в этом случае отпадает необходимость использовать липкие листочки бумаги). Целесообразно поместить на доске шкалу оценивания результатов индивидуальной деятельности учеников: сколько заданий сложных, средней сложности и простых надо выполнить на определенный балл.

Приемы работы с источниками:

  • «Диалог источников» (подбор пары источников по какому-либо определенному принципу с объяснением сути их «диалога»),
  • «знаковые системы» (преобразование источников: визуального или статистического в текстовый и наоборот),
  • «смена жанров» («переписать» текстовый источник в ином жанре),
  • «восстановить лакуны» (вставить пропущенные слова).
  • цветовая разметка (выделение различных смысловых единиц, отделение фактов от мнений, подчеркивание их разными цветами),
  • восстановить перепутанную последовательность частей,
  • группировка источников: по хронологии; по типам; по проблемам; по историческим периодам.
  • заполнение бланков.

Факты, содержащиеся в источнике

Мнения, содержащиеся в источнике

Полезность, ценность источника

Ограниченность источника



Предварительный просмотр:

ПОПС-ФОРМУЛА1

Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, в дебатах, от вас хотят услышать четко обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить других или просто сообщить свою позицию. Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой. Ее можно применять при обсуждении спорных суждений, в дискуссии, где важно представить четко обоснованное, краткое и ясное мнение.

Ее придумал профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР, и по-английски она звучит так: PRES-formula (Position - Reason - ExplanationorExample - Summary). Аркадий Гутников перевел ее на русский язык и получилась ПОПС-формула:

Выступление с использованием ПОПС-формулы может состоять из 4-6 предложений и занимать 1-2 минуты.

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — например,...

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА "МОЗГОВОГО ШТУРМА"

1. Говорите только тогда, когда вам дадут слово.

2. Высказывайте любые идеи, какие приходят вам в голову. Чем больше предложений - тем лучше.

3. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей.

4. Не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется.

5. Продолжайте думать даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощились.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ

• Чтобы попросить слово, поднимите руку.

• Не прерывайте других.

• Не говорите одновременно с другими.

• Выслушивайте мнения других и старайтесь понять, даже если вы не согласны.

• Критически относитесь к мыслям, но не к людям.

• Повторите своими словами высказывания других, чтобы убедиться в том, что правильно понимаете смысл утверждения собеседников.

• Старайтесь найти наилучшее решение проблемы, а не переспорить собеседников.

• Не уклоняйтесь от темы, будьте кратки.

• Поощряйте других к участию в обсуждении вопросами, одобрением.

• Будьте доброжелательны и терпимы к мнениям других.


«Поле проблем»

Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на их личном социальном опыте. Обычно используется в начале знакомства с темой. Возможны два варианта применения технологии.

I.

1-й этап. Каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы (например, связанные с жизнью большого города или с миграцией людей)

2-й этап. Ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. Можно ограничить задание: выбрать только 3 или 5 наиболее важных проблем.

II.

1-й этап. Класс делится на группы. На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы пишут проблемы (можно предложить проиллюстрировать их рисунками или символами).

2-й этап. Обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, и другим цветом — те, где нужна помощь государства.

«Мозговой штурм»

Это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель - стимулировать аудиторию (класс, группу) к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.

Перед учениками ставится определенная проблема. Участники «мозгового штурма» должны обсудить проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. Все предложения записываются. Правила проведения «мозгового штурма»:

1.        Никакой критики. Негативные оценки предложенных идей должны быть отложены до более позднего этапа дискуссии (технически это требование воплощается, в частности, в запрете на нумерацию выдвигаемых идей при записи).

  1. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались: очень просто упустить идею и очень сложно ее найти.
  2. Чем больше идей, тем лучше, тем вероятнее нахождение оптимального варианта решения проблемы.
  3. Кроме генерирования собственных идей, каждый может вносить предложения об улучшении и дополнении чужих вариантов или об объединении двух и более идей в одну более общую.

После завершения процедуры «мозгового штурма», как правило, происходит анализ записанных идей и презентация результатов. Группы предъявляют классу свое решение по установленному заранее принципу: это может быть самое оптимальное решение проблемы, наиболее удачные предложения, самое практичное и самое необычное и т.д. «Мозговой штурм» можно рассматривать как самостоятельный вид коллективной деятельности, который тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также показывает технологию обдумывания. С другой стороны, он может выступать в качестве мотивационного начала для проектной деятельности, ролевой игры-драматизации, в которых будут подробно рассмотрены идеи, высказанные во время «штурма».

«Корзина идей» («Карта сознания»)

Данный прием применяется на стадии знакомства с новой темой для создания перспективы предстоящей работы. На доске или на больших листах бумаги можно нарисовать корзину, в которую условно будем «собирать» все имеющиеся у учеников знания и представления по новой теме. В корзину можно «сбрасывать» факты, мнения, идеи, имена, примеры, проблемы, понятия. Можно работать по принципу «мозгового штурма», а можно собирать информацию по кругу, когда каждый ученик (или каждая группа), не повторяя ранее сказанного, называет свое мнение или факт. Учитель кратко записывает сказанное учениками на доске вокруг корзины. Эти записи используются в ходе изучения материала и на заключительном этапе работы для подведения итогов, когда происходит осмысление данных, предварительно собранных в корзину, их подтверждение, уточнение или исправление.

ПОПС-формула

Ее можно применять при обсуждении спорных суждений, в дискуссии, где важно представить четко обоснованное, краткое и ясное мнение.

Выступление с использованием ПОПС-формулы может состоять из 4-6 предложений и занимать 1-2 минуты.

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — например,...

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует.

Синквейн

В переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна — это вариант рефлексивного осмысления учеником изученного материала. Ученик резюмирует информацию и свое отношение к ней, составив пять строчек по следующим правилам:

  1. Название темы — понятие, явление, процесс, имя и т.д.
  2. Описание темы — два прилагательных, ассоциирующихся с основным понятием, характеризующих его.
  3. Описание действия — три глагола, ассоциирующихся с основным понятием.
  4. Оценка — фраза (можно — крылатое выражение), описывающая суть изучаемого понятия или процесса.
  5. Одно слово — характеристика сущности, выражающая личное отношение.

Возможный пример синквейна на тему «Мегаполис».

Мегаполис:

  • Многоликий, шумный.
  • Объединяет, подавляет, загрязняет.
  • Город-сказка, город-мечта, попадаешь в его сети — пропадаешь навсегда.
  • Конгломерат.

Надо учесть тот факт, что ассоциации у каждого ученика могут быть различными. Не может быть «правильных» или «неправильных» синквейнов. Любой синквейн может быть материалом для обсуждения в классе, когда его автор должен обосновать свой вариант, ответить на возможные возражения одноклассников.

Ассоциации

Книга

Кинофильм

Музыкальное произведение

Исторический деятель

Политик

Чувство

Время года (состояние природы)

Ассоциативная таблица

Ассоциативная таблица может служить как для мотивации школьников, актуализации темы в начале урока, так и для рефлексии в конце изучения темы. Ученикам предлагается назвать (или индивидуально записать в таблице) ассоциации, связанные с термином или историческим фактом. Вариант таблицы:

Эссе

Эссе — это письменная работа, «этюд», содержащий самостоятельные размышления учащихся по поводу неоднозначной проблемы или суждения. Темой для эссе может послужить чье-то высказывание, утверждение. Перед написанием такой работы надо сформулировать для учащихся критерии ее оценки, например:

  • понимание сути темы эссе и ее полноценное раскрытие;
  • правильное использование терминологии, исторических актов и другой историко-обществоведческой информации;
  • логичность и ясность рассуждений, отсутствие в тексте внутренних противоречий;
  • стройность и выразительность стиля и формы работы.

Аргументированное эссе

Аргументированное эссе имеет более четкую структуру и позволяет развивать умение доказательства. Ученики должны придерживаться следующего плана:

  1. изложение своего мнения по проблеме, формулирование тезиса;
  2. аргументированная защита не менее чем тремя доводами, подкрепленными фактами, свидетельствами источников, рассуждениями;
  3. обобщение, вывод.

Кластер

Это — графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово «кластер» в переводе означает — пучок, созвездие. Ключевое слово записывается в центре доски (листа бумаги), а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковать» в виде новых кластеров. Пример кластера на тему «Религия»:

Нормы поведения: запреты, обряды, праздники. Можно еще дальше распаковать, приводя примеры запретов, праздников и т.д. Мировоззрение: вера в сверхъестественные силы, божественное предопределение, определение места человека в мире, определение смысла жизни, ... Искусство: архитектура храмов, иконопись, узоры мусульманской каллиграфии, скульптуры богов, песнопения. Мораль: этические ценности, добродетели, грех, подвижничество. Социальная организация: церковные организации и объединения, религиозные общины, иерархия церковных служителей, духовные учебные заведения. Можно тоже привести примеры дальнейшей распаковки

«RAFT-технология»

Использование RAFT-технологии способствует развитию творческих умений учащихся. Технология предполагает выбор учениками жанра своего сообщения (текста). Ученики выбирают:

R — Роль: от чьего лица составляется текст, А — Аудитория: кому адресован текст, F — Форма: жанр текста или устного сообщения, Т — Тема: вопрос, который будет рассмотрен. Варианты выбора не ограничены. Это могут быть:

Роль

Аудитория

Форма

ученый

научная конференция

научное сообщение

учитель

класс

объяснение новой темы

старший брат/сестра

младший брат/сестра

сказка (или популярное объяснение)

гид

туристы

экскурсия

родитель

ребенок

(«беседа по душам»)

врач

пациент

«история болезни»

дед

внуки

рассказ о своей жизни

телеведущий

телеаудитория

телепрограмма (по выбору учеников)

иностранец

его земляки

письмо на родину или рассказ по возвращении

«Шесть шляп мышления»

Прием используется на стадии рефлексии после изучения сложной, проблемной темы.

Ученики разделяются на шесть групп, у каждой из которых — особая задача и соответственно символизирующая эту задачу шляпа определенного цвета (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).

Группам предлагаются задания:

  •  «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
  •  «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
  •  «Желтая шляпа» - обобщить все положительные аспекты темы.
  •  «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  •  «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно.

•«Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).

«Обратная связь»

Этот метод используется на стадии рефлексии для обсуждения итогов интерактивного занятия. Порядок работы таков: сначала отмечается положительный опыт (то, что представляется ценным, то, что хотелось бы сохранить или повторить в будущем), после чего высказываются рекомендации по изменениям — в конструктивном ключе (что и как хотелось бы улучшить). Большой лист бумаги делится пополам, и рисуются два знака: слева +, справа греческая буква Δ «дельта» (обозначает изменения). Ученикам предлагается вспомнить, что они делали на занятии и что у них получилось хорошо, что узнали полезного, чему научились и т. п. (например, выводы, которые они сделали для себя во время дискуссии, навыки общения, которые они отработали, атмосфера в группе). Все это записывается под знаком «плюс». Далее следует вопрос: «Когда в следующий раз мы проведем активное занятие, что мы могли бы сделать лучше?» Все предложения учеников записываются под знаком Δ «дельта».

«Живая линия»

Ученикам предлагается выстроиться вдоль воображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ классной комнаты) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой проблемы: на одном «полюсе» — сторонники определенной позиции, на другом — ее противники. В центре и по всей длине линии располагаются колеблющиеся, не имеющие однозначного мнения по данной проблеме; их учитель просит занять место на линии, которое максимально точно показывало бы близость к одному или другому полюсу либо принципиальную позицию строго посередине. Один-два участника назначаются наблюдателями: их задача - внимательно следить за происходящим и фиксировать все перемещения.

Поскольку вполне определенную позицию демонстрируют лишь стоящие на полюсах, то право голоса имеют только они. Их представители по очереди приводят по одному аргументу в защиту своего убеждения. Стоящие вдоль линии могут выражать свое мнение лишь перемещениями: выслушав аргумент или серию таковых, участники либо меняют свое положение на линии (делают шаг, несколько шагов в сторону одного из полюсов, с которым они теперь стали более согласны), либо остаются на месте, если аргументы их не убедили. Перемещаться в ходе игры могут все ее участники, в том числе и сторонники каждого из полюсов, — это их право надо четко оговорить перед началом игры, чтобы ученики не расценивали ее как командное противоборство, а исходили в своем игровом поведении из индивидуальных склонностей и ощущений.

При подведении итогов первое слово предоставляется наблюдателям. Затем участники рассказывают, какие чувства испытывали во время упражнения, о чем думали, обновились ли их представления по обсуждаемой проблеме. При необходимости можно затронуть и процедурную сторону: насколько корректны были выдвигаемые аргументы, спорили ли участники по существу, в какой манере. Эмоциональный накал упражнения может быть снят разнообразными видами домашнего задания — индивидуальный отзыв ученика о его впечатлениях и выводах на основе работы класса, написание проблемного эссе, творческого сочинения от имени какого-либо исторического персонажа, поиск дополнительных материалов для обоснования своей позиции.

«Техника аквариума»

Применяется на занятии, предполагающем обсуждение неоднозначных, дискуссионных проблем, формирование оценочных суждений. Ученики разделяются на малые учебные группы. Этапы организации занятия:

Учитель формулирует проблему. Группам дается небольшое время для ее обсуждения, коллективной выработки точки зрения и выстраивания системы аргументации своей позиции.

От каждой группы выделяется человек, представляющий ее позицию (или двое, если позиции оказалось две). Представители групп собираются в центре аудитории за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Остальные молча следят за ходом обсуждения (наблюдают, как за аквариумом). Группы могут помочь своим представителям только с помощью записок (подсказать дополнительные доводы, сформулировать контрвопрос оппонентам).

Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении определенного времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание при этом следует обращать на сам процесс представления точки зрения, обоснованность аргументов, полемические умения участников дискуссии.

Затем на обсуждение выносится следующий вопрос, и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсуждении на втором этапе выйдут другие представители от малых групп.

Для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя следующую матрицу:

Фамилия, имя ученика

Лист аргументов

Оценка аргументов

Убедительный

Неубедительный (Ошибочный)

«Вертушка общения»

Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставляются в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга, во внешнем — лицом к нему. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвижный: по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.

Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего — другой. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет включить в дискуссию каждого ученика. В ходе занятия несколько раз меняется ситуация общения, система аргументов — все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.

«Обмен знаниями»

Модель предполагает кооперированно-групповую форму учебной деятельности. Этапы работы:

  1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).
  2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.
  3. Обмен знаниями. Представители групп выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.

Основной методической трудностью для педагога становится организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой группы? Для активизации внимания предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной таблицы; ведение записей; использование рабочего листа с заданиями, которые выполняются на основе услышанной информации; проблемный вопрос, ответить на который можно только внимательно выслушав все группы.

«Пронумерованные участники»

Позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.

  1. Образуются группы с равным количеством участников, каждому в группе присваивается номер (1. 2. 3. 4 и т. д.). Все группы получают одинаковое задание по источникам.
  2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.
  3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушиваются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.
  4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером.

Такой незамысловатый прием эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.

«Водоворот»

Предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует задания для групп. После письменного выполнения задания (ответа на вопрос, подбора аргументов, определения понятия и т. д.) листы с записями передаются по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими группами, маркируя их с помощью значков «+», «-», «?». Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы другим группам. Каждая группа может делать записи на листах только своим цветом. Это зрительно позволяет зафиксировать вклад каждой группы.

Когда листы обойдут круг и вернутся в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то. что там будет написано.

«Эксперты». «Зигзаг»

Модели основаны на едином базовом принципе: каждый член малой учебной группы становится «экспертом» в определенном вопросе изучаемой темы. Задание для групп — одно, но внутри группы каждый участник получает свой вопрос или свой документ, изучает предложенный материал; после этой «личной экспертизы» участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Однако не каждый ученик способен самостоятельно разобраться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Изучив и обсудив свой вопрос, участники экспертных групп записывают кратко ту информацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «специалисты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимообучение.

«Уголки»

Развивает умения самоорганизации ученика в учебном процессе, самостоятельного освоения процедур интерпретации новых фактов. Для проведения занятия учитель организует в пространстве класса отдельные «уголки», в которых ученики выполняют определенные задания. Среди заданий есть более сложные, предполагающие творчески-поисковую деятельность, есть задания попроще; по возможности в «уголки» помещаются учебные материалы, которые могут быть использованы как подсказка.

На доске выписаны названия «уголков». Каждый ученик сам определяет маршрут: с какого «уголка» он начнет работу, где продолжит. Для регулирования числа учеников в одном уголке (как правило — не более пяти) каждый участник получает липкий листок бумаги со своей фамилией: отправляясь в «уголок», он помещает свой листок напротив названия «уголка» на доске. После окончания работы он перемещает свой листок к названию того «уголка», куда собирается отправиться дальше. Таким образом, на доске видно, в каких «уголках» сколько учеников работает. Можно изготовить специальные большие листы бумаги с карманами для названий «уголков» и листов с фамилиями учеников (в этом случае отпадает необходимость использовать липкие листочки бумаги). Целесообразно поместить на доске шкалу оценивания результатов индивидуальной деятельности учеников: сколько заданий сложных, средней сложности и простых надо выполнить на определенный балл.

Приемы работы с источниками:

  • «Диалог источников» (подбор пары источников по какому-либо определенному принципу с объяснением сути их «диалога»),
  • «знаковые системы» (преобразование источников: визуального или статистического в текстовый и наоборот),
  • «смена жанров» («переписать» текстовый источник в ином жанре),
  • «восстановить лакуны» (вставить пропущенные слова).
  • цветовая разметка (выделение различных смысловых единиц, отделение фактов от мнений, подчеркивание их разными цветами),
  • восстановить перепутанную последовательность частей,
  • группировка источников: по хронологии; по типам; по проблемам; по историческим периодам.
  • заполнение бланков.

Факты, содержащиеся в источнике

Мнения, содержащиеся в источнике

Полезность, ценность источника

Ограниченность источника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Игра как активный метод обучения на уроках информатики

В статье описываются игровые технологии, используемы при изучении темы "Алгоритмизация и программирование". В частности, темы "Символьные величины"....

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Одним из основных приемов компетентностного подхода в обучении могут служить активные методы, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обуч...

Активные методы обучения на уроках информатики как эффективное средство реализации ФГОС

Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Включение активных методов в ...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...

Активные методы обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что о...

Шаблон описания активного метода обучения к уроку информатики в 9 классе по теме «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»

Методическая разработка на тему «Шаблон описания активного метода обучения к уроку информатики в 9 классе по теме «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»....