Главные вкладки

    Урок по информатике в 9 классе по теме: Логические функции в табличном процессоре Excel
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

    Егизарьян Карина Антраниковна

    Урок по информатике в 9 классе по теме:

    Логические функции в табличном процессоре Excel

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_informatike_v_9_klasse_po_teme.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по информатике в 9 классе по теме:

    Логические функции в табличном процессоре Excel

    Цель урока:

    1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

    2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

    Задачи урока:

    Изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

    Ход урока

    1. Опрос.

    Вопрос: На прошлом занятии мы уже говорили о использовании возможностях программы Excel – работе со встроенными функциями: математическими и статистическими

    Вспомним, для чего нужна эта программа?

    Ответ: для создания таблиц и автоматизации расчета, для ввода стандартных формул, применяемых в различных сферах деятельности.

    Вопрос;

    Какие категории стандартных функций вы знаете?

    Ответ: математические, статистические, финансовые, логические, функции даты и времени и др.

    Вопрос:

    При помощью какой команды меню можно вызвать Мастер функций

    Ответ: с помощью вызова Мастера функций.

    Вопрос:

    Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?

    Ответ: нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.

    2. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.

    (Проводится одновременно с работой учеников в тетради синхронно с учителем.)

    - Из ранее изученного известно, что условная функция применяется в том случае, когда необходимо сделать выбор в зависимости от поставленного условия. Давайте вспомним, как выглядит условная функция, и где мы с ней встречались?

    Ответ: на уроках информатике, когда изучали логику в  программирование и на уроках математики.

                Запишем в тетрадь формат условной функции. Общий вид условной функции следующий:

     ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)

    Условие — это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

    <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами, формулами или текстами (текст записывается  с помощью кавычек).

    Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в противном случае — <выражение 2>.

    Логические выражения. Логические выражения (условия) строятся с помощью операций отношения (<, >, <=(меньше или равно), >=(больше или рано), =, <>(не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.

               Вспомним, в каких случаях результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ, если мы используем логическое И?

    Ответ: если все составляющие сложного высказывания будут истины, то и само высказывание – истинно, в противном случае – ложно.

    • А если используется логическое ИЛИ?

    Ответ: если хотя бы одно составляющее сложного высказывания будет истинно, то и само высказывание – истинно, ложно только в том случае, когда все составляющие ложны.

    Существуют особенности записи логических операций в табличных процессорах: сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Например, логическое выражение И(А1>0; А1<1) соответствует системе неравенств    0 < А1 < 1.

    Для лучшего понимания подробно разберем задачу, решение которой основано как раз на использовании условных функций.

    3. Задание.

    Даны три стороны треугольника: а = 3, b = 4, с = 5. Проверить, существует ли треугольник с такими сторонами. Если треугольник существует, то найти:

    1. его площадь по формуле Герона ,

                                                                           где р – полупериметр

    2. радиус вписанной окружности по формуле ;

    3. радиус описанной окружности по формуле .

                  Вспомним правило существования треугольника по трем сторонам (Сумма длин двух сторон должна быть больше третьей стороны. Чтобы проверить, существует ли наш треугольник, нужно проверить три условия: a+b>c, b+c>a, c+a>b. Так как все три условия должны выполняться, необходимо использовать логическую операцию И.

    Порядок действий

    1. Вводим в ячейки А2, А3, А4 – a, b, c. В2, В3, В4 – значения сторон треугольника (3, 4, 5).

    2. В ячейку В5 вводим формулу

    =ЕСЛИ(И(В2+В3>B4;B3+B4>B2;B2+B4>B3); «треугольник существует»; «треугольник не существует»).

    3. В ячейку А6 – р, в ячейку A7 – S, A8 – r, A9 – R.

    4. Рассчитываем полупериметр, соответственно в ячейке В6. (=(В2+В3+В4)/2)

    4. Площадь (В7=…)

    5. Радиус вписанной (В8=…)

    6. Описанной окружностей (В9=...)

    4. Итоги урока

    Вы познакомились с логической функцией ЕСЛИ. Продолжите предложения:

    • Функция ЕСЛИ позволяет …
    • Для того, чтобы выбрать из трех и более вариантов, нужно …
    • Excel позволяет использовать до … вложенных функций ЕСЛИ
    • Результатами функции ЕСЛИ могут быть …

    5. Домашнее задание: Выучить конспект, _________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок алгебры в 9 классе по теме: "Свойства функции".

    Этот урок повторение по теме «Свойства функции». В ходе урока проводится устная работа, где повторяется изученный материал. В это же время несколько учащихся работают по карточкам. Затем идет решение ...

    Урок информатики в 9 классе "Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel"

    Тема  урока: «Приближенное решение  уравнений с помощью табличного  процессора  Excel»  Тип  урока:  урок -  закрепление  изученногоВид  урока:  ...

    Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

    Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

    Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

    Условная функция и логические выражения в  табличном процессоре Excel...

    Разработка урока по информатике "Информационное моделирование. Построение биоритмов человека в среде табличного процессора."

    Обобщение и систематизация знаний по теме  “Технология обработки числовых данных”, « Информационное моделирование », обучение моделированию биоритмов человека в среде табл...