Разработка урока по информатике "Информационное моделирование. Построение биоритмов человека в среде табличного процессора."
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Власова Любовь Валерьевна

Обобщение и систематизация знаний по теме  “Технология обработки числовых данных”, « Информационное моделирование », обучение моделированию биоритмов человека в среде табличного процессора.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Информационное моделирование.

Построение биоритмов человека в  среде табличного процессора.

Цели урока:

Образовательные: Обобщение и систематизация знаний по теме  “Технология обработки числовых данных”, « Информационное моделирование », обучение моделированию биоритмов человека в среде табличного процессора.

Развивающие: Развитие критического мышления,  ИКТ - компетентностей учащихся, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умения работать в группе.  Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Воспитательные: Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, формированию гражданской позиции школьников, ответственное отношение к своему здоровью, расширению их кругозора.

Задачи:

  • Показать использование компьютера в данной работе;
  • Совершенствовать навыки работы в Excel: ввод формул и данных, копирование формул, построение графиков, сохранение документа;
  • Уметь анализировать конечные результаты работы.
  • Создавать информационную и компьютерную модель

Тип урока: урок-исследование

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой Windows XP;
  • мультимедийный проектор;
  • электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint.
  • технологическая карта

Программное обеспечение:  PowerPoint, Excel.

Этапы урока:

  1. Организационный.
  2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
  3. Теоретический материал урока
  4. Выполнение исследовательской  работы
  5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть

Добрый день, ребята! (пауза)

А для всех вас он добрый? (опрос нескольких учащихся)

Смотрю некоторые не определились.

Я предлагаю Вам взять лист наблюдения за самочувствием и отметить свое данное состояние по трем параметрам:

- физическое

- эмоциональное

- интеллектуальное

На этапе предполагаемого результата. (2 – 3 минуты)

? А Вы уверенны в оценке своего состояния?

Предлагаю в этом разобраться.

Тема нашего урока «Построение биоритмов человека в среде табличного процессора»

Цель нашего урока: создать компьютерную модель биоритмов человека, исследовать её и на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни

  1. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности

Ранее Вы узнали, что для изучения окружающего мира человек создает большое количество моделей, а электронная таблица является одним из средств   позволяющая  решать целый комплекс задач, включая построения моделей..

До того как мы начнем наше исследование предлагаю Вам, в качестве проверки

поработать и оценить свой уровень подготовленности.

Перед Вами лежат цветные листы, подпишите,  те у кого

Желтый лист

Зеленый лист

Индивидуальная работа по карточкам

Работают с преподавателем

На выполнение заданий для всех 3 минут.

Я предлагаю Вам поработать в группе, поменяйтесь работами для проверки, поставьте оценки .

  Что же у нас получилось, поднимите руки кто написал на 5,4,3.

  1. Теоретический материал урока

Как вы думаете, почему в некоторые дни у вас все валится из рук, ничего не хочется, ничего не получается, а в другие –  готовы свернуть горы, ощущаете подъем жизненных сил, у вас все идет как по маслу, без сучка и задоринки. (Ответы учащихся)

А вы замечали, что такое состояние повторяется через определенный промежуток времени и порой при этом в организме не происходит никаких видимых изменений? (Ответы учащихся)

Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? (Влияние факторов внешней среды – Солнца, Луны и земного притяжения.)

Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? (Биоритм.)

Существует легенда, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдение за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти функции являются периодическими с периодами

23 дня – физическая активность,

28 дней- эмоциональная активность,

33 дня - интеллектуальная активность

Особенность этой гипотезы в том, что функции состояния человека в момент его рождения == 0, затем начинают возрастать или убывать.

Каким способом мы можем проверить данную гипотезу?(построить модель биоритмов)

 И я предлагаю Вам создать компьютерную модель для подсчета собственных биоритмов.

Что будет результатом моделирования? (графическое представление биоритмов)

Для построения графиков какие необходимы данные?

  • Дата рождения
  • Дата отсчета
  •  Длительность прогноза
  • Период исследования.

IV. Выполнение  исследовательской  работы.

Ваша задача построить график кривых своих биоритмов на текущий месяц. И на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные, и неблагоприятные дни.

Для работы вам необходимо использовать технологическую карту, для анализа таблицу значений биоритмов.

После построение своих биоритмов произвести анализ результатов.

V. Подведение итогов.

Итак, каждый из вас сейчас построил собственные биоритмы и их проанализировал. Давайте вернемся к вопросу: “Соответствует ли теория практике?”

У вас на столе остались недорисованные смайлики. Напоминаю, синий – физический ритм, красный – эмоциональный, зеленый – интеллектуальный.

Задание тоже, необходимо дорисовать рот. Но, рот вы дорисовывайте исходя из того, что вам говорят кривые соответствующих биоритмов.

А теперь посмотрите на смайлики и сделайте вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли теория практике?”.

Если значения сходятся, то можно сказать что данный биоритм  вам подходит. Если же значения расходятся, то вы, наверно, находитесь под влиянием множества побочных факторов.

Подведем итоги. Вы посмотрели на свои графики, давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать:

1) если на спаде физический цикл?

(постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий)

2) а если  на спаде эмоциональный цикл?

(учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню…)

3)сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае?

о и тогда не стоит огорчаться.  Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания).

Домашнее задание:

Используя созданную модель определить состояние двух близких людей на февраль месяц..

Рефлексия. Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы, которые вы видите на экране.

Считаю, что теория «трех биоритмов» существует (не существует)

На уроке я научился…

На уроке я понял…

Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы – биоритмами, но главное  верить в себя. Урок окончен. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день !

Слайд 2

Лист наблюдения за самочувствием Физическое Эмоциональное Интеллектуальное Предполагаемый результат Результат исследования хорошее удовлетворительное плохое

Слайд 3

Построение биоритмов человека в среде табличного процессора.

Слайд 4

Цель урока: создать компьютерную модель биоритмов человека, исследовать её и на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни.

Слайд 5

Активизация деятельности Желтый лист Зеленый лист Индивидуальная работа Работа с преподавателем

Слайд 6

Утверждения 1. Модель – это упрощенное подобие реального процесса. 2. Информационной моделью организации учебного процесса в школе является правила поведения учащихся .. 7. Информационные модели делятся на знаковые, вербальные и компьютерные. 6. Контрольная работа по информатике является динамической моделью. 5. Картографический план местности является моделью, описанной формализованным языком. 4. Модель объекта содержит информации столько же, сколько и моделируемый объект. 3. Географическая карта является материальной моделью.

Слайд 7

1 задание 1д, 2е, 3а, 4с, 5б Ключи № 1 2 3 4 5 6 7 ответ 1 0 0 0 1 0 1

Слайд 9

Биоритм- чередование подъема и спада жизненных сил человека Физическая активность определяет энергию человека, его силу, выносливость, сопротивляемость болезням Эмоциональное состояние характеризует внутреннее настроение человека Интеллектуальные способности определяет творческую способность личности, регулирует память, внимание, восприимчивость к знаниям Период 23 дня Период 28 дней Период 33 дня

Слайд 10

А В С D 1 БИОРИТМЫ 2 3 Исходные данные 4 Дата рождения 16.09.1976 5 Дата отсчета 28.11.2011 6 Длительность прогноза 30 7 Результаты 8 Порядковый день Физическое Эмоциональное Интеллектуальное 9 =$B$5 = SIN(2* PI ()*(A9-$B$4 )/23) = SIN(2* PI ()*( A9-$B$4)/28) = SIN(2* PI ()*( A9-$B$4)/33) 10 =A9+1 Заполнить вниз 11 Заполнить вниз Физическое Эмоциональное Интеллектуальное Благоприятные дни Неблагоприятные дни Критическая точка Этапы построения биоритмов

Слайд 11

Лист наблюдения за самочувствием Физическое Эмоциональное Интеллектуальное Предполагаемый результат Результат исследования хорошее удовлетворительное плохое

Слайд 12

Советы 1 ) Если на спаде физический цикл? Постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий 2) Если на спаде эмоциональный цикл? У читесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню … 3) Сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае? Но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания .

Слайд 13

Домашнее задание На «3» (задание на использование полученных знаний). Используя созданную модель определить состояние двух близких людей во время выпускных экзаменов. На «4» (задание на использование и развитие полученных знаний). 1. Используя индивидуальные биоритмы и данные об учителе (указывается дата), построить диаграмму (в сравнении) и определить благоприятный день для сдачи экзамена по информатике. 2. Подготовить сообщение об истории создания теории биоритмов. На «5» (творческое задание). Создать проект для расчета биоритмов, используя изучаемый язык программирования.

Слайд 14

На уроке я научился …… На уроке я понял……

Слайд 15

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

Тема исследования: Компьютерные  модели. Расчет биоритмов человека.

1. Разработка математической модели

Указанные циклы описываются приведенными ниже выражениями, в которых переменная

х соответствует возрасту человека в днях:

Физический цикл   Rф (х) = sin (2π x /23);

Эмоциональный цикл  Rэ (х) = sin (2π x /28);

Интеллектуальный цикл Rи (х) = sin (2π x /33);

2. Разработка компьютерной модели (выбор инструмента моделирования, создание модели, тестирование модели)

Среда моделирования – электронные таблицы. 

Согласно заданию, определим и заполним области исходных и расчетных данных

(откройте файл – исследование.xls, расположенный на рабочем столе)

А

В

С

D

1

                                                                   БИОРИТМЫ

2

3

Исходные данные

4

Дата рождения

5

Дата отсчета

6

Длительность прогноза

7

Результаты

8

Порядковый день

Физическое

Эмоциональное

Интеллектуальное

9

=$B$5

=SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)

=SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)

=SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)

10

=A9+1

Заполнить вниз

11

Заполнить вниз

Постройте диаграмму, для этого:

Выделите диапазон для построения →вкладка «Вставка» → График → График с маркерами.

Впишите полученный результат

Физическое

Эмоциональное

Интеллектуальное

Благоприятные дни

Неблагоприятные дни

Критическая точка

3. Анализ результатов.

 Проанализировав диаграмму, подтвердите или опровергните соответствие показателей биоритмов конкретной дате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Интегрированный урок в 11 классе "Представление научных данных в табличном процессоре"

Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора. Вид урока:Коммуникативно-исследовательский. Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Презентация к уроку "Моделирование ситуации «Обои и комната» в среде табличного процессора." УМК Н.В.Макаровой

Основной целью урока является научить учащихся пользоваться электронными таблицами для автоматизации расчетов....

План-конспект урока "Моделирование ситуации «Обои и комната» в среде табличного процессора".

Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетовЗадачи урокаОбразовательные:•    научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;•...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...