Решения ДемоОГЭ-2017 по информатике
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему

Киреева Ирина Семеновна

Подробное описание решения всех заданий  проекта демонстрационной версии ОГЭ-2017 по информатике

(совместно с Пугаевой О.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resheniya_demooge-2017_po_informatike.docx368.7 КБ

Предварительный просмотр:

Решения заданий демонстрационного файла ОГЭ-2017 по информатике

Учителя информатики  Пугаева О.И., Киреева И.С.

Задание 1

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами.

Определите размер следующего предложения в данной кодировке.

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать?

1) 52 байт

2) 832 бит

3) 416 байт

4) 104 бит

Решение

28+1+23 = 52 символа

52 * 2 = 104 байта

104 * 8 = 832 бита

Ответ = 2

Задание 2

Для какого из приведённых чисел ложно высказывание:

                НЕ (число > 50) ИЛИ (число - чётное)?

1) 123;     2) 56;    3) 9;     4) 8

Решение

  • Дизъюнкция ИЛИ ложна только в одном случае, когда обе скобки равны 0.
  • Если НЕ (число > 50) = 0, значит, выражение без инверсии (число > 50) должно быть равно  1. Это может быть только для чисел 56 и 123.
  • Но выражение (число - чётное) должно быть тоже равно 0, т.е. ложным.
  • А это возможно только для числа 123.

Ответ = 1

Задание 3

Решение

  • В пункт Е можно приехать только из пункта С.
  • Дорога АСЕ = 5 + 2 = 7 км
  • Но в С можно приехать не только из А, но и из В и Д.
  • Дорога АВСЕ = 2 + 1 + 2 = 5 км
  • Дорога АДСЕ = 1 + 3 + 2 = 6 км
  • Значит, наиболее короткой является дорога АВС = 5 км

Ответ = 2


Задание 4

В некотором каталоге хранился файл Хризантема.doc, имевший полное имя D:\2013\Осень\Хризантема.doc.

В этом каталоге создали подкаталог Ноябрь и файл Хризантема.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1)   D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc

2)   D:\Ноябрь\Хризантема.doc

3)   D:\2013\Осень\Хризантема.doc

4)   D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc

Решение

  • Папку Ноябрь создали в папке Осень и  поместили туда файл Хризантема.doc.
  • Значит, полное имя этого файла  стало D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc

Ответ = 1

Задание 5

Решение

  • В2 = 4;   С2 = 7;    D2 = 7
  • На диаграмме и две большие части равны друг другу,
    и две меньшие части равны друг другу.
  • Значит, в ячейке А2 должно быть 4.
  • Число 4 в ячейке А2 можно получить формулой  
    = D1 – C1 + 1

Ответ = 3


Задание 6  

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные – уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (9, 5), то команда Сместиться на (1, –2) переместит Чертёжника в точку (10, 3).

Запись Повтори k раз Команда1 Команда2 Команда3 конец означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 раз

Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0)

конец

На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?

  1. Сместиться на (–9, –3)
  2. Сместиться на (–3, 9)
  3. Сместиться на (–3, –1)
  4. Сместиться на (9, 3)

Решение

  • По оси Х  чертежник сместился на  3* (-2+3-4) =3 * (- 3) = -9
  • По оси Y чертежник сместился на  3* (-3+2) = 3*(-1) = -3
  • Значит, одна команда Сместиться на (–9, –3) может заменить все команды цикла Повтори.

Ответ = 1

Задание 7

Разведчик передал в штаб радиограмму • – – • • • – • • – – • • – • – –    

В этой радиограмме содержится последовательность букв, в которой встречаются только буквы А, Д, Ж, Л, Т.

Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе.

Разделителей между кодами букв нет.  

Запишите в ответе переданную последовательность букв.

Нужный фрагмент азбуки Морзе приведён ниже.

           А       Д         Ж         Л         Т

• –    – • •    • – • •     –      • • • –

Решение

  • Первым вариантом начала сообщения может быть АЛТ,
    но у него нет продолжения.
  • Вторым вариантом начала сообщения может быть АДЖЛЛ, но у него тоже нет продолжения.
  • Третий вариант может быть расшифрован однозначно:
    АДЖЛДЛАЛ.

Ответ = АДЖЛДЛАЛ


Задание 8

В программе знак «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

a := 6;  b := 2;  b := a/2*b;  a := 2*a+3*b;

Решение

  • b:=6/2*b = 3*2 = 6
  • a:=2*6 + 3*6 = 12 + 18 = 30

Ответ = 30

Задание 9

Запишите  значение  переменной  s, полученное в результате работы следующей программы:

Var s,k: integer;

Begin   s := 0;  for k := 6 to 12 do  s := s+10;  writeln(s);

End.

Решение

  • От 6 до 12 цикл прокручивается 7 раз  (6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).
  • Т.к. шаг увеличения S равен 0, то S будет равно 7*10 = 70

Ответ = 70

Задание 10

В массиве Dat  представлены данные о количестве голосов, поданных за 10 исполнителей народных песен.  Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы:

Var k, m: integer;

Dat: array[1..10] of integer;

Begin

Dat[1] := 16; Dat[2] := 20;  Dat[3] := 20;  Dat[4] := 41; Dat[5] := 14;

Dat[6] := 21;  Dat[7] := 28; Dat[8] := 12;  Dat[9] := 15; Dat[10] := 35;

m := 0;

for k := 1 to 10 do  if  Dat[k] > m then m := Dat[k];

writeln(m);

End.

Решение

  • Исходный массив:   16, 20, 20, 41, 14, 21, 28, 12, 15, 35
  • В программе анализируются все элементы от 1 до 10.
  • В переменной М сохраняются те элементы, которые больше предыдущих.
  • Значит, по завершении цикла в М останется максимальный элемент массива, равный 41.

Ответ = 41


Задание 11

Решение

  • Вычислим количество путей, ведущих к каждому городу и отобразим его рядом с буквенным обозначением города.

.

  • Дорог, ведущие к конечному пункту К:
         Из Е – 1 дорога, из В – 2 дороги, из Г – 4, из Ж - 5
  • Просуммируем и получим результат: 1+2+4+5 = 12

Ответ = 12

Задание 12

Решение

  •  Логическая операция И истинна только тогда, когда истинны оба условия.
  • Значит, следует искать в таблице только те записи, в которых скорый поезд доходит до пункта назначения более, чем за 36 часов.
  • Таких записей – 5.

Ответ = 5


Задание 13

Переведите число 126 из десятичной CC в двоичную CC.

Решение

  • 128 = 27 = 10000000
  • 127 = 128 – 1 = 1111111
  • 126 = 127 – 1 =  1111110

Ответ = 1111110

Задание 14

У исполнителя Делитель две команды:    1. раздели на 2;     2. вычти 1

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1.  Исполнитель работает только с натуральными числами.

Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более пяти команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Решение

  1. 65-1 = 64   (2)
  2. 64/2 = 32   (1)
  3. 32/2 = 16   (1)
  4. 16/2 = 8     (1)
  5. 8/2 = 4        (1)                    Всего 5 команд

Ответ = 21111

Задание 15

Файл размером  2000 Кбайт передаётся через некоторое соединение в течение 30 секунд.  Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 12 секунд.

Решение

Составим пропорцию:

2000 КБ  -  30 с

Х      КБ  -  12 с

Найдём Х:   Х = (2000*12) / 30 = 800 КБ

Ответ = 800

Задание 16

Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам:

  1. Вычисляются два числа – сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов  заданного числа.
  2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке не возрастания (без разделителей).

Пример.  Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.

Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата:    1616  169  163  1916  1619  316  916  116

Решение.  

  • Перечислим условия, которым должны удовлетворять числа:
  1. Обе суммы не могут быть больше 18.
  2. Первая сумма должна быть  более второй или равная ей.  
  3. Одно из слагаемых должно быть одинаковым в обеих суммах.
  • Первым двум условиям соответствуют числа:  1616, 169, 163, 116.
  • Но число 163 не отвечает третьему условию, т.к. невозможно найти такие слагаемые.

Ответ = 3

Задание 17

Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https.  Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж.  Запишите в таблицу последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

А) obr.     Б) /     В) org      Г) ://     Д) doc     Е) rus.     Ж) https 

Решение

  • Адрес ресурса в сети интернет строится по следующей схеме:

<Протокол>  ://  / <путь к ресурсу> /ресурс

  • В нашем случае:
  • Протокол:   https (Ж)
  • После него по синтаксису должны идти символы ://  (Г)
  • Далее должен идти адрес сервера:  obr.org  (АВ)
  • Далее по синтаксису идет символ   /  (Б)
  • Поскольку файл rus.doc находится прямо в корневой папке сервера, то промежуточного пути к этому ресурсу нет.
  • Поэтому следующим идет сам файл   rus.doc (ЕД)

Ответ = ЖГАВБЕД

Задание 18

Приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Запишите в таблицу коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&».

Код                Запрос

А         Солнце & Воздух

Б          Солнце | Воздух | Вода

В         Солнце | Воздух | Вода | Огонь

Г         Солнце | Воздух 

Решение

  • Операция конъюнкции (логическое И) требует одновременного соблюдения всех условий и поэтому уменьшает количество найденных страниц.
  • Для операции дизъюнкции (логическое ИЛИ) достаточно соблюдения хотя бы одного условия, поэтому она увеличивает  количество найденных страниц.
  • Поскольку требуется выстроить запросы в порядке возрастания количества найденных страниц, то первым должен быть тот запрос, который может привести к минимальному количеству страниц.
  • А это значит, что таким будет тот запрос, в котором максимальное количество конъюнкций.  Таким запросом является А.
  • Следующим в последовательности будет тот запрос, в котором одно ИЛИ, т.е. Г.
  • Затем пойдет запрос, в котором три ИЛИ, т.е. Б.
  • И наконец – запрос с тремя ИЛИ, т.е. В.

Ответ = АГБВ


Задание 19

Для ответа на первый вопрос можно предложить несколько вариантов решения.

В данном случае предлагаем два варианта:

Вариант 1.   В ячейку H2 внесем формулу  

                     =СЧЕТЕСЛИМН(D2:D1001;”<50”,C2:C1001;”<50”)

Вариант 2

  • В ячейку F2 запишем формулу   =ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
  • Скопируем формулу во все ячейки диапазона F3:F1001.
  • В ячейку H2 запишем формулу   =СУММ(F2:F1001).   Ответ = 864

Для ответа на второй вопрос в ячейку H3 запишем формулу:

  • =СРЗНАЧЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001))
  • В окне команды Формат ячеек отобразим полученное число с точностью два знака после запятой  и получим ответ 89,45

Ответы на два заданных вопроса:

Задание 20-1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы: вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда Закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент. Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

       сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:   если условие то   последовательность команд   все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то вправо все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:  нц пока условие  последовательность команд  кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:   нц пока справа свободно   вправо   кц

Выполните задание.  На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.  На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота  (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок ниже).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Один из вариантов решения

нц пока слева свободно влево кц

нц пока не слева свободно  закрасить   вверх  кц

нц пока слева свободно вверх кц

нц пока не слева свободно закрасить вверх кц

влево вниз

нц пока не справа свободно закрасить вниз кц

нц пока справа свободно вниз кц

нц пока не справа свободно закрасить вниз кц

Задание 20-2

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 4.

Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число – минимальное число, оканчивающееся на 4.

Пример работы программы:  

Входные данные    3   24    14    34                

Выходные данные     14

Один из вариантов решения:

var n,i,a,min: integer;

begin  readln(n);   min := 1;

for i := 1 to n do

begin   readln(a);  

 if (a mod 10 = 4) and (a < min)  then min := a;  

end;

writeln(min);

end.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение логических задач по информатике

           В материале рассматриваются два метода решения логических задач и с помощью хорошей презентации урок превращается в  в урок-игру по теме "Логически...

Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на:  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...

Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на:  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...

Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы "с

Пояснительная запискаКурс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становят...

«Использование элементов алгебры логики при решении заданий ЕГЭ по информатике»

Цель урока:Формирование умения применять полученные знания (построение таблиц истинности по заданным формулам, умение решать текстовые задачи с использованием законов логики) на практике.Задачи урока:...

Методика решения заданий ЕГЭ по информатике высокого уровня сложности (В15)

Разбор заданий В15. Системы логических уравнений....