Главные вкладки

    Проектно-исследовательские технологии как средство развития творческой активности в процессе обучения
    статья по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

    Додосова Тамара Ивановна

    Доклад в рамках VI научно-практической конференции педагогов и руководителей научных обществ "Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы", проходивший в Казанском федеральном университете в рамках I Всероссийской (XVII Поволжской) научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dodosova_t.i._pestretsy.docx18.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

    Додосова Тамара Ивановна,

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы

            

            Одной из приоритетных направлений современной системы образования является воспитание всесторонне гармонично развитой личности, способной проявлять активность и творчески, с полной отдачей сил решать стоящие перед ним задачи. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения школьное образование призвано обеспечить условия для формирования творческой личности. С этой целью в педагогической практике используются технологии, позволяющие раскрыть творческий потенциал обучающегося, самостоятельно определяющего свое место в жизни, развивающие познавательную, личностную активность.  

            Большие возможности для развития творческой личности создает актуальная и востребованная в современной педагогике проектно – исследовательская деятельность учащихся. Она вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем, расширяя и углубляя практические навыки и умения, формирует новый опыт созидательного отношения к действительности.

    На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе внимание представителей самых различный областей научного знания. Проектная деятельность актуальна и востребована в современной педагогике, поскольку умение проектировать  - одна из основополагающих характеристик современного человека.

    В подростковом и юношеском возрасте творческая активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. На их основе возникают устойчивые профессиональные запросы старшеклассников.

    Проектная деятельность имеет следующие составляющие: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и выводов. Для осуществления предлагаемого нами проекта необходимо реализовать все эти составляющие. 

    Работая над проектом необходимо придерживаться критериев оценивания, позволяющих увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке.

    При оценке работ обращается внимание на:

    • уровень постановки исследовательской проблемы;
    • актуальность и практическая направленность темы;
    • личное участие школьника в сборе и обработке материала;
    • логичность доказательства (рассуждения);
    • корректность в использовании литературных источников;
    • объем собранного и обработанного материала;
    • соответствие требованиям к оформлению.

     При оценивании выступления учитываются полнота освещения выбранной темы, соблюдение регламента, использование наглядно-иллюстративного материала, владение материалом: компетентность, эрудированность, ответы на вопросы.

    Из собственного опыта. В рамках ежегодной муниципальной научно-практической конференции учащимся 11-х классов было предложено создание проекта по теме «Закон органического роста».

    В курсе математики средней и старшей школы мы получаем большой объём математических знаний. Порой многие понятия курса алгебры и математического анализа 10-11 классов носят абстрактный характер, и мы задаёмся вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на уроках математики?». Так возникла идея: исследовать в каких областях науки, техники нашли применение логарифмы, логарифмическая и показательная функции.

    Работу над проектом начинаем с постановки цели, планирования путей ее достижения. Обсуждаем возможные варианты исследования: определяем источники информации, собираем  и анализируем информацию и определяем способы представления результатов (доклад, презентация, выступление, стенгазета и т.д.). Добываем информацию, используя различные источники. Выполнив работу, оцениваем ее качество согласно заявленным критериям. Для представления проекта необходимо провести предварительную защиту. Она дает возможность оценить свои возможности, увидеть допущенные ошибки, исправить их.

    Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение  гордости за полученный результат.

         В результате нашей проектно-исследовательской деятельности учащиеся выяснили, что логарифмы, логарифмическая и показательная функции имеют прикладное значение в следующих областях естествознания: физике, химии, биологии, географии, астрономии, а так же экономике банковского дела и производства, при обработке результатов тестирования в психологии и социологии.

    Работа по выполнению проектов, развивая творческую активность учащихся, включает их в процесс поиска нестандартных решений, активизирует познавательные способности, стимулирует к самостоятельным творческим действиям, формируя положительную мотивацию к стремлению саморазвития и самореализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческой активности в процессе изучения географии в 7 классе

    В последнее десятилетие существует и разрабатывается несколько подходов к выявлению-развитию детской одаренности (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. С. Юркевич, Ю. Д. Бабаева, В. И. Панов), стержневым м...

    "Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"

    Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...

    «Исследовательский метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках физики»

    Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.Главным инструментом развития ...

    Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

    В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

    Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития самостоятельной познавательной активности"

    Проблема повышения качества образования постоянно находится в центре внимания педагогов. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умени...