Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Василенко Светлана Алексеевна

Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip24.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа - интернат ст. Старолеушковской

                   Учитель: Василенко Светлана Алексеевна.

Нетрадиционные художественные технологии.

Способность к творчеству до сих пор остаётся таинственным даром человеческого мозга.

 Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей.

Эти знания помогают  найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развивать его художественные способности и эстетические чувства, помогает понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память.

Задача педагога состоит  в том, чтобы

  1. Создавать необходимые условия для способностей  и развития талантов ребенка
  2.  Учить детей самостоятельности
  3. Развить умение найти себя в нашей трудной жизни
  4. Учить детей любить себя и окружающий мир

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность   продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает учеников. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках рисования  использую  творческие задания, используя разнообразные материалы и техники.

Сколько  бывает ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, и сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами мы обогащаем уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают учеников тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о их настроении, о том, что  радует, и что  огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

1.     Способствует снятию детских страхов

2.     Развивает уверенность в своих силах

3.     Развивает пространственное мышление;

4.     Учит детей свободно выражать свой замысел;

5.     Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

6.     Учит детей работать с разнообразным материалом;

7.     Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,          

 цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

8.     Развивает мелкую моторику рук;

9.     Развивает творческие способности, воображение и  полёт  

   фантазии.

10.            Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

Печать(штамповка).

 Метод печатания или штампа  позволяет  использовать разнообразные предметы и материалы(можно делать штампики из сырого картофеля, вырезая нужную форму). Мы опробовали штампование листьями и сухоцветами. Осенью  можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Ученики  дорисовывали детали кистью – стволы деревьев, травинки. Можно засушить и цветы. Здесь на рисунке вы видите  пример штампа  - засушенные сентябринки. И вот такие работы получили в результате метода печати.

Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток.

Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Раздувание краски

Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

                          Ниткография – «Рисование» нитями

Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей с   синдромом гиперактивности считаю метод ниткографии. Возьмем нитки 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим на одной стороне сложенного пополам листа, как захочется. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Не снимая ладони с бумаги, другой рукой осторожно выдергиваем одну нитку за другой. Разворачиваем лист... А нитки-то волшебные!

Вместо кисточки — ладошка!

Нальем в блюдце краску и макнем туда ладошку — вот и получилась «рука-печать». А может, раскрасим ладонь кисточкой в разные цвета? Кажется, одной ладошки маловато? Добавим разноцветные пальчики, главное — смелее!

Рисование по мятой бумаге.

  Сомнем лист, расправим. Покроем краской. Подсказка готова! Проступившие на листе линии помогут увидеть сюжет.

Фотокопия – рисование свечой.

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки

Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»  и другие.

Мыльные пузыри.

Смешиваем гуашь, жидкое мыло и воду. Опускаем в смесь трубочку для сока и дуем. На получившиеся мыльные пузыри осторожно накладываем лист бумаги. Получились удивительные отпечатки.  Дети угадывают, на что они похожи.

Испытывая трудности в общении,  ученики с помощью рисунка передают свое настроение и благодаря  работе разными приёмами и способами  радуют всех своими   рисунками.

 Дети  в восторге, когда в результате рисования  губкой, нитками, трубочкой возникают удивительные образы на работе. А когда после небольшой игры рисунки высохнут, и ребята дорисовывают недостающие детали,  перед глазами предстанет целая картина - радости нет  предела. 

Результат используемых приемов на уроке:

  1.  стабилизирует психоэмоциональное состояние;
  2.  развивает мелкую моторику;
  3.   развивает тактильно-кинестетическую чувствительность;
  4.  развивает навыки общения и речь;
  5.   стимулирует познавательные интересы и расширяет  кругозор.

Я считаю что, познакомившись с нетрадиционными способами рисования педагоги, психолог, воспитатели смогут  также  применять  их в своей работе.  

Список используемой литературы.

1. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4

2. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008 №1.

3. Лебедева Л.Д. Арт - терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2. 4.Старикова С. Арт - терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1.

http://mimimotik.ru/metodic/zonirazvitiya

http://www.kalyakimalyaki.ru/section126.127.p0.html

http://kidsmoy.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства

В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в совр...

тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....