Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
материал по теме

Зинина Галина Юрьевна

Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие  познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства»

    Современная система образования в России переживает большие изменения. В Законе Российской Федерации об образовании указывается, что это образование, его содержание является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Обеспечивая самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, образование должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 

Изучая документы по модернизации современной школы, видишь, как много проблем стоит перед современным учителем. Например, в младшей школе отмечается снижение здорового детского любопытства, угасание детской инициативности; в основной школе – несоответствие содержания и организации образования возрастным потребностям и интересам подростков, отсутствие значительного личностного смысла в образовании. О старшей школе говорится, что «обучение старшеклассников должно быть построено в максимальной мере с возможностью учёта юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных планов».

 В ряду этих проблем оказываются чрезвычайно близкие тем, которые изучала Г.И. Щукина и другие педагоги прошлого: здоровое детское любопытство, интересы, личностный смысл образования, и снова – интересы и послешкольные планы…Все эти проблемы в разные исторические периоды имели разные корни, но всегда были предметом пристального внимания теоретиков педагогики.

 В связи с профилизацией современной школы проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Познавательный интерес часто сопряжен с профессиональными намерениями и способностями школьника. Именно поэтому так важно с самых первых лет обучения в школе развивать интересы школьника, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения, для реализации жизненных планов.

 Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Но нехватка элементарного компьютерного оборудования, выхода в интернет, скудный запас библиотечного фонда, недостаточная обеспеченность учебной литературой учащихся, один час в неделю и недостаток времени на уроке, низкая материально-техническая база не дает в полной мере реализовать новые образовательные стандарты .

  Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках изобразительного искусства позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательного интереса учащихся.

  Указанные противоречия определяют проблему  - выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета изобразительное искусство.

Цель – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся на уроках изобразительного искусства

Цель определяет следующие задачи:

  1. изучить состояние проблемы развития познавательного интереса в педагогической теории и практике;
  2. уточнить понятийный аппарат и содержание познавательного интереса учащегося;
  3. провести теоретический анализ современных методов, форм и средств развития познавательного интереса;
  4. разработать методическое обеспечение уроков  с целью повышения познавательного интереса учащихся;
  5. апробировать методику развития познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства.

  Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь
познавательный интерес становится основой положительного отношения к
учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он
сам постоянно и активно ищет.

   В современном мире компьютерных технологий, широкого развития средств массовой информации ученики все больше отдаляются от школы. Компьютерные игры, Интернет, кино увлекают их куда больше, чем домашние задания и цели урока. Любой молодой, а также и более опытный учитель понимает, что сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения, возможно, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. 

  Современные технологии позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную, модульную, ИКТ, обучение в сотрудничестве и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения.   Немаловажную роль  любви к предмету играет личность преподавателя, его способность заинтересовать, вызвать проявление познавательной активности учащихся.

  От чего же зависит возникновение интереса на уроке, как его пробудить у учащихся? И здесь можно ответить на последнюю группу вопросов: Что учитель и ученики делают на уроке? Ведь именно от того, что учитель запланировал в процессе подготовки урока, какие методы и средства обучения привлек, как реализовал свои планы, учитывая состояние и поведение учеников, возникающие проблемные ситуации, зависит проведение интересного урока.                                                              

  Как же возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.

1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

  Тенденции развития урока в школе – формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса – в значительной степени расширили понимание формы классно-урочного обучения. Появились урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и т. д. Кроме того, в школе существуют и другие формы обучения, «генетически» связанные с образовательным процессом на уроке.

Дополнительные формы учебной работы:

- пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;

- экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);

- консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;

- дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

 Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к тому или иному предмету, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

   В соответствии с этим в основе методики обучения по Г.И. Щукиной познавательная активность подразумевает под собой включение ребенка в творческую активность, где сама задача ставится учащимся и пути ее решения выбираются новые, нестандартные. На уроках изобразительного искусства это реализуется через применение метода проектов, уроках-познаниях и т.д.  

Используя  на своих уроках  проектный метод,  развивая познавательный интерес учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

  В 1-8 классах ребята сталкиваются с творческими проектами: «Деревня», «Театр кукл», «Мой будущий дом», «Классный букет» данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Учащиеся выполняют и информационные проекты: «Народные гуляния», «Древнерусское сражение» и др. которые направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов. Работая  над проектом в 3 классе по теме «Театр кукол», детей заинтересовали вопросы об организации театральной деятельности, о людях, работающих в театре, о режиссуре спектакля. Они приводили примеры из книг, телевизионных передач. Постепенно мы сосредоточились на театральной тематике, и учащимися младших классов было представлено театральное представление «Теремок», для которого были изготовлены декорации, куклы, афиша.

 Изучая в 5 –м классе тему «Деревня- деревянный мир», учащиеся не только знакомятся с жизнью людей и бытом деревни, но и  делают из бумаги дома и украшают их. Подбирают необходимую литературу в библиотеках, анализируют ее, сотрудничают с родителями и учителями, и в результате данного проекта выполняют макет деревни и готовят презентацию о быте и жизни в деревне.

 Учащиеся 8-9 классов выполняют проект  «Мой будущий дом»,  задумываются о будущем и придумывают дизайн своего дома, строят план, рассчитывают площади комнат, выполняют разрезы. На защите ребята представляют проект и макет разработанного дома.

  Познавательная активность через поисково-исполнительную деятельность, заключается в том, что ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения, здесь имеет  место большая степень самостоятельности учащегося.   Учащиеся 5-6 классов выполняют и информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов. Работая  над проектом «Древнерусское сражение»  учащиеся собирают информацию о древнерусских воинах, об их одежде, обмундировании и изучают само сражение, которое проходило на поле, как проходило, как выстраивались войска и т. д. На защите проекта учащиеся наглядно представляют коллаж древнерусского сражения и знакомят с его особенностями. В проекте «Народные гуляния» учащиеся знакомятся с народными праздничными костюмами, подбирают информацию о народных праздниках, консультируются с родителями, учителями, на защите проекта учащиеся представляют коллаж народного гуляния и презентацию.

  При этом на протяжении всех занятий мне приходится  выступать в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Надо отметить, что активность ребят на этих занятиях  просто поразительна, уроки не ограничиваются обычными рисунками. Степень творчества очень высокая. Единственное огорчение – время, которого не хватало.

 Также учащиеся принимают участие в научных конференциях со своими исследовательскими работами  « Граффити искусство или вандализм?», «Влияние направлений моды на развитие современного костюма», участвуют в  предметных викторинах, конкурсах.

 Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех. 
В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов.

1. Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- увлекательным;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

3. Формы решения проблемных ситуаций:

- дискуссия;

- научный спор;

- проблемная лекция;        

- проблемные   задания;

- задания исследовательского характера;

Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам учитель, но он не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам.

Учитель при проблемном изложении материала руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заостряют внимание учеников на противоречивости изучаемого явления и заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.

Проблемное изложение материала подводит учащихся к более высокому уровню проблемности, учит их проблемно мыслить. Выше было отмечено, что проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая беседа.

Поисковая беседа – это такая беседа, в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.

Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.

Перечисленные способы организации проблемного обучения не являются единственно возможными; могут быть и другие, целесообразность применения и эффективность которых может подтвердить лишь практика.

Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует считать такую, при которой проблему формулируют сами учащиеся.

Мой опыт работы  с применением технологии проблемного обучения на уроках изобразительного искусств показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства.  

 Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр и уровень включенности учащегося. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения уроков: Урок – прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во - время прогулки/путешествия ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы) или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям. Примером такого урока может быть урок в 8 классе по теме «Жизнь в моем городе в прошлых веках». На уроках связанных с этой темой мы с ребятами развиваем интерес к истории своего народа, формируем представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест и выполняем эскизы архитектурных памятников.

Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками -

оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходят

уроки в 7 классе посвящённые вопросам моды. Учащиеся с удовольствием

разрабатывают модели одежд для бумажных кукол.

Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после

посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное

домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке,

музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями,

подбирают музыку, стихи.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в

игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен

материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать,

строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться

с заданиями.

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из

трех-пяти предложенных вариантов.

Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, металлопластика, аппликация, аэрография, витраж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием –помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

Не мало важную роль играет проведения интегрированных уроков, хочется только отметить, что при интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации.

Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может

пользоваться ученик, если установит интегрированные связи между

учебными предметами. Хочется отметить, что на интегрированных уроках,

которые я провожу, дети не только получают психологическую разгрузку,

они учатся творчески подходить к учебному процессу, использовать наряду с

интеллектуальными - свои художественные возможности. Обращу внимание

также на то, что во время интегрированных уроков каждый ребенок

задействован активной, творческой работой. Он может реализовать себя во

время урока несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной

деятельности. Очень интересно проходят интегрированные уроки: ИЗО + Музыка+Литература+Информатика и т.д (урок в 6 классе «Природа глазами художников и поэтов») .

 Интересна и на мой взгляд актуальна такая проблема как развитие познавательной активности на уроках ИЗО с применением ИКТ. С развитием современной информационной технологии, система человек и компьютер быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

 - его использование оптимизирует деятельность учителя;

- применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники

позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом

творческие и познавательные способности учащихся;

- он позволяет усилить познавательные интересы ученика

 Ценность познавательного интереса как мотива учения для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует возникновению положительных эмоциональных состояний личности. Но ведь именно этого хотим мы и сегодня – вызвать у ученика интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, к обретению в учении личностного смысла, благодаря чему возможно достижение максимальных вершин в той или иной области познания и переживание удовлетворения от достигнутого успеха. Всё это позволяет повысить самооценку учащихся, углубляет их желание открывать для себя новые горизонты знаний, не боясь трудностей, веря в собственные силы.

Таким образом, отбирая для урока эффективные методы обучения, более интересные формы его организации, современные информационные средства обучения, мы решаем задачу большой социально-педагогической значимости – стремимся воспитать личность не равнодушную к познанию, увлечённую самим процессом образования, способную к самообразованию.

Литература

  1. Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. – Методический сборник. Изд. 2-е, доп. Перераб. – Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.
  2. Подготовка педагогических кадров и оценка их качества в системе непрерывного образования: Материалы международного семинара. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001.
  3. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика – Под редакцией П. И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001.
  4. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М: Издательство «АГАР» -2000.-385с.
  5. Модернизация образования в России: Хрестоматия. Ч. 3. /Под ред. В.А.Козырева. – СПб.: 2002, с. 50.
  6. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. 1968
  7. Закон «Об образовании» 2011.
  8.   А. В. Копылова «Технология урока искусства», Москва, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...