Урок с элементами системно- деятельностного подхода по теме "Двоичная система счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Предеина Юлия Андреевна

Цели урока:

Образовательные: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала

Развивающие: развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность

Воспитательные: активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Двоичная система счисления.

Цели урока:

Образовательные: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала

Развивающие: развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность

Воспитательные: активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности

Тип урока Урок освоения новых знаний
( Урок с
элементами системно-деятельностного полхода)

Форма урока комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; умение  слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; ориентироваться  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

предметные – навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления;

метапредметные – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, понимание пути решения проблемы в зависимости от выбранного направления решения. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;

3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация PREZI;

Этапы  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация, мотивация.
  3. Формулирование темы и цели.
  4. Объяснения нового материала и первичного закрепления материала.
  5. Применения нового знания в нестандартных ситуациях.
  6. Диагностика уровня освоения учащимся нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.
  7. Продуктивное  использования полученного знания.
  8. Систематизации и обобщения темы урока. Рефлексия
  9. Д/з.

Электронные образовательные ресурсы

Презентация PREZI «Системы счисления»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

  1. Организационный момент.

Приветствие

Перекличка

Приветствие

Личностные:

смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Настрой на начало урока, на сотрудничество

  1. Актуализация, мотивация.

Сегодня на уроке вы имеете возможность показать свои знания не только по информатике, но и по математике и заработать отличные оценки.

 У каждого на парте лежит табличка, куда вы будете записывать заработанные баллы, чтобы в конце урока их сосчитать и поставить себе оценку. Желаю удачи. “5” -– 10 балов, “4” - 8 балов, “3” - 6 балов

Учитель задает проблемные вопросы. Проблемный диалог

Личностные:

смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Настрой на начало урока, на сотрудничество

3.Формулиро-вание темы и цели.

Задаёт вопросы

  1. На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами?
  2. В математике какая система система счисления используется, почему?
  3. В каком виде хранятся данные в компьютере?
  4. Почему он называется двоичным?
  5. Какая это система счисления?
  6. Сформулируйте и запишите тему урока.
  7. Сформулируйте цель нашего урока.

  1. Попробуйте поставить задачи урока.

Отвечают на вопросы

  1. С числами работаем на математике.

  1.  Десятичная, для записи чисел используется 10 цифр

  1. В виде двоичного кода

  1. Используются 2 цифры: 0 и 1

  1. Это двоичная система счисления
  2. Формулируют тему, записывают в тетрадь.

 

  1. Изучение двоичной системы счисления
  2. Научиться работать с двоичными числами:
  • 1.Переводить из двоичной в десятичную СС;
  • 2.Переводить из десятичной в двоичную СС;

Фронтальные опрос

Беседа

Личностные:

  • смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Регулятивные:

  • Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
  • Умение действовать по плану и планировать свою Д.

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;

Логические действия:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Построение логической цепи рассуждения;

Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы;

Сформулированная тема урока.

Определена цель и задачи урока.

  1. Объяснения нового материала и первичного закрепления материала.

Вспомним принцип записи числа в десятичной СС.

Значение цифры в записи числа зависит не только от самой цифры, но и от места расположения этой цифры в числе. Например 333 первая цифра справа обозначает три единицы, следующая три десятка, следующая три сотни.

Можно пойти еще дальше и разложить так

333=3*10^2+3*10^1+3*10^0

Все эти цифры поочередно умножаются на десять возведенную в ту или иную степень. Десять – это основание десятичной системы счисления.

И называется это  развернутая форма записи многозначного числа. Договорились основание записывать подстрочно.

Задание: запишите в развернутой форме число

1 вариант 356210 

2 вариант 286410 

Аналогично можно разложить и любое двоичное число. Только основание здесь будет 2:

10001001 = 1*27 + 0*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20

Если посчитать сумму составляющих, то в итоге мы получим десятичное число, соответствующее 10001001:

1*27 + 0*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 128 + 0 + 0 + 0 + 8 + 0 + 0 + 1 = 137

Т.е. число 10001001 по основанию 2 равно числу 137 по основанию 10. Записать это можно так:

100010012 = 13710

Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012

Можете ли вы вычислить какое это число в десятичной системе счисления?

Переведите в десятичную систему счисления двоичное число.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания, если задание выполнено верно поставьте 1 балл

слушают

Записывают развёрнутую форму записи числа 333

Работа в тетрадях по вариантам: 1 балл

356210=3*103 +5*102+6*101 +2*100 

286410=2*103 +8*102+6*101 +4*100 

1 балл

10010012=1*26+0*25+0*24+ 1*23  +

+0*22+0*21+ 1*20

1 балл

Да.  64+8+1=7310

101001102=16610 

100102=1810  

1 балл

Беседа. Фронтальный опрос.

Работа в микро-группах.

Личностные:

  • Умение взаимодействовать в УД.

Регулятивные:

  1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
  • Умение действовать по плану и планировать свою Д.
  • Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно

Постановка и решение проблемы:

  • Коммуникативные

Понимание принципа  перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления

  1. Применения нового знания в нестандартных ситуациях.

Переводить двоичные числа в десятичную СС вы научились.

Как осуществить обратный перевод десятичного числа в двоичную СС?  

Откройте учебнике на стр98 и ознакомьтесь с алгоритмом перевода.

Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, проверьте.

Слайд 16

Слушают.

Cамостоятельно на стр.98 в учебнике и выписать себе алгоритм перевода

 Работа с учебником.

68, 38

1 балл

Беседа. Фронтальный опрос.

Работа в микро-группах.

Регулятивные:

  • Умение учиться и способность к организации своей деятельности
  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
  • Умение контролировать процесс и результаты УД.

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;

Понимание принципа  перевода из десятичной системы  счисления в двоичную систему счисления.

  1. Диагностика уровня освоения учащимся нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, а называется она «Сколько». За правильно выполненное задание получаете 1 балл.

 Максимум за задание можно получить 5 баллов.

Работа в парах по 2 человека

 1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?        Подсказка: 1001

Нам дана подсказка в виде двоичного числа, как нам с помощью этой подсказки ответить на вопрос?

2. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?                                    Подсказка: 1100100

3. Сапоги, какого размера носил дядя Степа?                       Подсказка: 101101

4. Сколько вершков в аршине?       Подсказка: 10000

5. Сколько глаз у пиявки?      Подсказка: 1010

1. 9

2. 100

3. 45

4. 16

5. 10

Беседа. Фронтальный опрос.

Работа в микро-группах.

Регулятивные:

Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

  • Умение взаимодействовать в УД.

Постановка и решение проблемы:

  • Коммуникация как взаимодействие

Осмысление учащимся информации, полученной на уроке

  1. Продуктивное использования полученного знания.

 «Художники». Сейчас вы будите работать в парах.

Задание: перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную найти соответствующий ей цвет и раскрасить рисунок.

Выполняют работая в парах  

Личностные:

смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Регулятивные:

Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Знаково-символическое моделирование;

Осмысление учащимся информации, полученной на уроке

  1. Систематизации и обобщения темы урока. Рефлексия

Подведём итоги.

  • Что такое система счисления?
  • Какие типы систем счисления вы знаете?
  • Что такое основание позиционной системы счисления?
  • Какая система счисления используется для представления чисел в памяти компьютера?
  • Каким образом осуществляется перевод чисел в десятичную систему счисления?
  • По какому правилу переводятся числа из десятичной системы счисления в двоичную?

 Что вам показалось более сложным сегодня на уроке?

Посчитайте свои баллы.

Выставьте себе оценки

Отвечают на вопросы.

Беседа. Фронтальный опрос.

Работа в микро-группах.

Личностные:

  • самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),

Регулятивные:

  • Умение контролировать процесс и результаты УД
  • Умение адекватно воспринимать оценки и отметки

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Умение структурировать знание;
  • Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;

Осмысление учащимся информации, полученной на уроке

  1. Домашнее задание

Уровень знания § 16

Уровень понимания  стр.100 зад 3,5 (любые 2 примера из этого задания на выбор)

Творческий уровень (по желанию)

На формате А4 составить кроссворд по этой теме(из 6-10 слов)

Записывают в дневники.

Регулятивные:

  • Формирование  целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

Постановка и решение проблемы:

  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Понимание дз.


Творческое задание

Возьмите цветные карандаши (6 цветов) с номерами в десятичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.

100 – ЗЕЛЕНЫЙ

101 – ГОЛУБОЙ

110 - КРАСНЫЙ

111 – ЖЕЛТЫЙ

1000 – КОРИЧНЕВЫЙ

1001 – ЧЕРНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Урок химии в 8 классе (С элементами системно-деятельностного подхода).Тема:" Простые вещества – металлы".

Это урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий. и элементами системно-деятельностного подхода Цели урока: Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомит...

«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».

«Использование элементов системно-деятельностного подход в  педагогической практике учителя»....

Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в конте...

«Проектная деятельность как элемент системно - деятельностного подхода».

laquo;Проектная деятельностькак элемент системно - деятельностного подхода»....