«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».
материал по теме

Оболенская Наталья Юрьевна

«Использование элементов системно-деятельностного подход в  педагогической практике учителя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_sovet_28.12.15.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов системно-деятельностного подход в  педагогической практике учителя».

Учитель математики:  Оболенская Наталья Юрьевна.

«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский

        Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития и  высокой мобильностью. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. В 21 веке жизнь предъявляет  человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в этом большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты. Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим

учащимся самостоятельно добывать информацию.                    
        
 

        Урок был и остается основной единицей в обучении школьника.  Урок  существует уже четвертое столетие, и четвертое столетие он продолжает развиваться и видоизменяться. За четыре столетия изменились многие ценности, появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход как требование новых государственных стандартов.  Системно - деятельностный подход в образовании – это не новое направление, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.    .  Системно - деятельностный подход на уроках математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, пользоваться математическими понятиями, создавать математические модели, т. е. владеть теми навыками, которые им пригодятся на практике.  

        Основными этапами деятельностного метода обучения в процессе урока являются:

- мотивация;

- актуализация и пробное учебное действие;

- открытие детьми нового знания;

- первичное закрепление; выявление места и причины затруднения.

- самостоятельная работа с проверкой в классе,

- решение тренировочных упражнений;

- контроль.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
        . Начало каждого урока- очень важный этап, цель которого: мотивировать учащихся к учебной деятельности, здесь нужно суметь перестроиться от слова «надо», к словам «хочу, смогу, сделаю». Необходимо удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от

сопричастности к этому явлению. Приёмы работы:
• в начале урока высказать добрые пожелания детям; пожелать друг другу удачи;
• сделать комплимент по поводу их удивленных, восторженных глаз, радости при виде класса (даже если это далеко не так);
• девиз, эпиграф к уроку «С малой удачи начинается большой успех», «Вместе мы- сила» и т.д. ;

• музыкальная минутка, шутка, картинка с юмором и др;

• «готовилась к уроку и сомневаюсь в…., думаю с вами мы решим эту проблемку»;
Актуализация и пробное учебное действие.

        На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («смогу» - «сумею») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Стараюсь, дать учащимся  задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос или создается проблемная ситуация, формирующая у него потребность усвоения того или иного понятия.

 «Открытие» детьми нового знания.

        На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращаю на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем совместно формулируем цель и тему  урока, организую подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала.  Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подвожу итог. При этом важнейшим аспектом деятельностного метода является проблемно-диалогическая форма поиска истины.

 Методы:
• побуждающий к гипотезам диалог,
• подводящий к открытию знания диалог,
• подводящий без проблемы диалог.

Проблемно-диалогическое обучение или проблемный диалог – это универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена – постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем  диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики обучающихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность, развивают творческие способности учащихся. Например, при решении линейных  неравенств ученику предлагается решить неравенство вида 2х- 5 <  20, используя свойства числовых неравенств. В ходе решения повторяются не только ранее изученные свойства. Но и проводится параллель со свойствами решения линейных уравнений,  возникает проблемная ситуация и побуждающий диалог. В результате чего учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования.

На этапе поиска решения учащиеся выдвигает гипотезы и их проверяет, обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и побуждающего диалога.

Прием 1.

Создание проблемной ситуации начинается с постановки вопроса или практического задания на новый материал: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?  Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?»

Прием 2.

Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку. Затем сообщением, наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы, что думали сначала? А что оказалось на самом деле?»

Прием 3.

Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учитель предлагает практическое задание на применение знаний в новой ситуации.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. В этом случае на этапе постановки проблемы учащиеся подводятся к формулированию темы. На этапе поиска решения  выстраивается логическая цепочка вопросов и заданий к новому материалу, что открытию знаний. При подведении итога урока школьники отвечают на вопросы: «какая была проблема?», «какой ответ?  «чья версия подтвердилась?

        В качестве примера приведу фрагмент урока по теме "Среднее арифметическое" - математика
5 класс УМК . Н.Я. Виленкина

Проблемная ситуация ( учитель ставит задачу) . У нас есть весы, набор гирь и несколько горошин. Нужно найти массу одной горошины. Но есть проблема. Самая маленькая гиря 2 мг., но масса горошины меньше 2 мг. Как бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации)

Ученик:- Найти массу всех горошин и разделить на их количество.

Учитель:- - Давайте выполним этот опыт (исследовательская работа : один из учеников проделывает опыт у доски и вычисляет массу горошины)

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы

Учитель: - Значит масса одной горошины 0,6 мг. Все ли горошины будут иметь массу равную 0,6 мг?

Ученик:- Некоторые горошины имеют массу большую данного числа, другие меньшую.

Учитель:- Какое же значение массы мы нашли?

 Первичное закрепление. Выявление места и причины затруднения.

        Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривается  вслух установленный  алгоритм  действия (что делаю, почему, что идет зачем, что получается). Эффективность первичного закрепления зависит от многократности проигрывания учебного материала  в самостоятельных действиях учащихся, принятия алгоритма действий. На этом этапе уместно организовать работу в группах или парах. При работе с группами, я использую дифференцированный подход,  консультирую  каждую  группу в отдельности. В первой  группе (наиболее подготовленные дети) основной акцент делаю на самостоятельность учащихся, консультирую в основном по способам решения, выбору наиболее оптимального и универсального. Во второй группе (средние способности) осуществляю  постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в измененной ситуации. Использую творческие задания, которые предполагают ответы на проблемные вопросы, с использованием дополнительных источников. В третьей  группе работа осуществляется под моим постоянным контролем, с использованием в основном метода комментирования. Задания составляю с учетом обязательных результатов обучения, добавляю руководство к действию (карточки с пробелами в решениях, тесты с выбором ответов. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельная работа с проверкой в классе,

        Для успешного достижения цели в своей работе я часто использую различные формы самостоятельной работы учащихся. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся класса, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Провожу  индивидуальные и групповые самостоятельные работы с использованием дополнительных источников. Для большей эффективности работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным. Большое внимание  уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все качества коммуникативной математической речи. На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям.

Решение тренировочных упражнений.

        Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении использую игровые элементы,  соревнования. Привлекаю к работе консультантов. Общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  использую индивидуальную  форму  работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  Мои ученики просто обожают искать ошибки на доске, или в моих решениях.

Контроль.

        Контроль проводится в виде контрольной работы или тестов, он должен быть на основе принципа минимакса, т.е. готовность по верхней планке знаний, контроль- по нижней. При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Уместен и самоконтроль, который  побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха и у него возникло желание закрепить удачный результат.  Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.  Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой необходимый для самостоятельной работы навык, как навык осуществления самоконтроля за производимой деятельностью. Для того чтобы выработать у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы, использую следующее. Стараюсь создать такую ситуацию, которая провоцирует учащихся на неправильный ответ, и заставляю их критически мыслить. Иногда, предлагаю такую работу, найти ошибки в ответах, письменной работе своего товарища. Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать ещё раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки. 

Не забываю и про здоровьесберегающие технологии.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

        На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и оценка деятельности всего класса.

Вопросы: Какую задачу ставили?  Удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты?   Что нужно сделать ещё? Что на уроке у вас хорошо получалось?
• Над чем ещё надо поработать?
        Ошибочным является мнение, что рефлексия проводится только в конце урока. Рефлексивную деятельность можно проводить на различных его этапах, организуя рефлексивные паузы. Как показывает практика, рефлексия не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.
        Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.
        

        В заключении хочу сказать, что  настоящий учитель – это личность, яркая личность. И без учителей, отдающих знания и своё сердце нашим детям, все технологии  могут остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до живого дела. Работа по стандартам второго поколения продолжается, педагоги начинают видеть в новых стандартах возможности, которые помогут им в качественном обучении школьников. Я думаю, что всё у нас получится! И не следует забывать слова  К.Д.Ушинского «Только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Буклет городского семинара "Системно-деятельностный подход в практике учителя

Буклет городского семинара "Системно-деятельностный подход в практике учителя"...

Урок химии в 8 классе (С элементами системно-деятельностного подхода).Тема:" Простые вещества – металлы".

Это урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий. и элементами системно-деятельностного подхода Цели урока: Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомит...

Урок с элементами системно- деятельностного подхода по теме "Двоичная система счисления"

Цели урока:Образовательные: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных...

Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в конте...

2024 год. Системно-деятельностный подход в практике учителя русского языка и литературы

В материале представлен опыт работы учителя русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода...