Урок по информатике для 6 класса Чувственное познание окружающего мира
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Денисова Оксана Владимировна

Разработка урока по информатике в 6 классе по теме "Чувственное познание окружающего мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Информатика

Класс

6

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Как мы познаем окружающий мир

Цель

Создание условий для овладения обучающимися знаниями о формах познания окружающего мира, формирования навыков создания текстовых документов на компьютере.

Основные термины, понятия

  • информация;
  • информативность;
  • знание;
  • чувственное познание:
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление:
  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Планируемый результат

Предметные умения

  • показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
  • рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
  • сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
  • сформировать представления об основных категориях логического мышления;
  • расширить спектр эффективных приёмов создания текстовых документов.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • правильно организовывать информационное пространство на компьютере.

  Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Личностные УУД:

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Л.Л. Босова. Информатика 6 класс.

Л.Л. Босова. Информатика 6 класс. Раб. тетрадь

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютеры учащихся, карточки для рефлексии.

Ход урока

1. Вводная часть.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок информатики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интересной науки.

Проверьте как организовано ваше «рабочее место» и наличие школьных принадлежностей.

Почему это важно?

2. Объявление темы, формулирование целей.

Начинаем наш урок. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока. Прочитайте ключевые слова сегодняшнего урока и попробуйте сформулировать стоящие сегодня перед нами задачи. (слайд 1-2)

Дети формулируют задачи, учитель уточняет, поправляет их.

3.  Актуализация

Итак, обратите внимание на слайд, вопрос первый:

1. Что такое информация? (слайд 3)

2. С помощью чего человек получает информацию из окружающего мира? (слайд 4)

3. Когда мы получаем информацию из сообщения? (слайд 5)

4. Как называется процесс получения знаний? (познание) (слайд 6)

5. Как человек воспринимает окружающий мир? (слайд 7)

6. Какова роль чувственного познания?

7. Зачем вам необходимо что-то знать о чувственном познании?

4. Объяснение нового материала.

С первых минут жизни человек воспринимает окружающую его действительность с помощью органов чувств: видит, слышит, осязает и т.д. таким образом - органы чувств человека – это его основной инструмент - средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

 Наша задача -  определить, какие ответные реакции вызывают они у человека.

Рассмотрим, как происходит чувственное познание? (слайд 8-9)

Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения.

Какие ощущения вызывает у вас раскаленное солнце?

А снег?

А сейчас попробуйте назвать объект по ощущению (слайд 10):

  • сочный
  • кислый
  • овальный

Всегда ли можно по одному ощущению определить объект, вызвавший его? (нет)

Объект значительно проще узнать по совокупности ощущений. 

Ароматный, овальный, сочный, желтый, кислый? 

А вот перед вами ель, расскажите, какая она?

Мы видим, что каждый объект имеет множество свойств, и целостный образ того или иного объекта – это восприятие объекта всеми органами чувств. (слайд 11)

Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

        Представьте, что вас угостили яблоком. Расскажите мне, как вы его воспринимаете?

Ответы учащихся

        Перед вами картина с осенним пейзажем. Я предлагаю вам, работая в группах, дать описание фотографии с разных точек зрения. (слайд 12)

1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.

2-я группа – с точки зрения географа;

3-я группа – с точки зрения биолога

4-ая группа – с точки зрения водителя.

Работа в группах (2 минуты)

Обсуждение итогов (Учитель может оценить работу группы в зависимости от полноты ответа, интересных аргументов, можно снижать оценку, если группа плохо слушает других выступающих и т.п.)

Почему видя один и тот же пейзаж, мы по-разному воспринимаем его?

Вывод: Разные люди - разное восприятие объекта. Восприятие каждого человека зависит от его прежнего опыта и знания. (слайд 13)

А теперь, пожалуйста, дайте описание следующих объектов:

  • Новый год
  • Семья

Почему вы так рассказали об этих объектах, вы же их не видите?

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. (слайд 14)

Т.е. когда-то мы видели объект, знаем что-либо о нем, но если в данный момент времени он недоступен, то мы можем представить его себе.

И так, с какими формами чувственного познания окружающего мира мы познакомились? (слайд 15)

Чувственное познание – это познание отдельных предметов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств. Возможности чувственного познания ограничены. Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. (слайд 16)

Абстрактное мышление. МЫШЛЕНИЕ – сознательный процесс переработки и усвоения информации.( слайд 17)

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. (слайд 18)

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации». (слайд 19)

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждений: «Москва больше Санкт-Петербурга», «Все мальчики любят играть
в футбол», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн». (
слайд 20-21)

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

     Пример умозаключения: 
          Питьевую воду, которую мы берем из непроверенного источника, необходимо кипятить.

В походе нет возможности проверить качество воды в обнаруженном источнике.

Таким образом: 

В походе необходимо кипятить воду. (слайд 22-23)

5. Подведение итогов  (Слайд 24)

Давайте подведем итог всему вышесказанному: Как мы можем обобщить все полученные сегодня знания? Что нового вы узнали? Ответьте на следующие вопросы:

1. Чем является информация для человека?

2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?

3. Какие формы человеческого познания существуют?

6. Закрепление материала

 Откройте рабочие тетради. На экран интерактивной доски выводятся задания рабочей тетради.

Задание №77, 81 выполняется совместно всем классом.

Задание 80 проверяется после выполнения в парах.

7. Домашнее задание (слайд 25)

Сейчас   запишем домашнее задание – обязательно всем: §7, в р.т. №75,76,82; по желанию: №79,78, выполнить практическую работу 6 задание 4.

8. Нацеливание на практическую работу. (слайд 16)

А сейчас мы перейдем к практической части нашего урока. Ваша задача сегодня – создание компьютерного текстового документа.

При выполнении данного задания вы должны продемонстрировать не только свои практические умения, но и определенные знания. Давайте вспомним английскую народную песенку «Дом, который построил Джек». При сохранении работы, будьте внимательны, сохраняйте ее в своей папке, не испортив заготовку.

Критерии оценки:

«5» - если все задание выполнено верно;

«4» - если не выполнен 1 пункт задания или работа сохранена неправильно;

«3» - если не выполнены 2 пункта задания.

9. Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере.

10. Рефлексия.

Заполните, пожалуйста, карточки рефлексии.