Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Тема урока: «Способы познания окружающего мира»

Планируемык образовательные результаты:

  • предметные – представление о способах познания окружающего мира;
  • метапредметные – ИКТ-компетентность (умение работать в текстовом редакторе); понятия информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
  • личностные – способность «связывать»  учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимать значение знаний, полученных на уроках информатики в условиях развития информационного общества.

Задачи урока:

1)  показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;

 2)  рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений; 

  3) расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира; 

 4)  сформировать представления об основных категориях чувственного познания;

 5)  сформировать представления об основных категориях логического  мышления; 

  6) расширить спектр эффективных приѐмов создания текстовых документов.

Оборудование: компьютеры, проектор, карточки с заданиями для учащихся в группах, листы самооценки (Приложение 2), стикеры для рефлексии, наглядность для экпериментов: 2 стакана с водой (горячая, холодная), нитки (2-х разных цветов), апельсин и лимон (целый, нарезанный), ложки (2 металлические, две деревянные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района Саратовской области

Районный семинар учителей информатики

Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»

Подготовила и провела

учитель информатики первой категории

Гладченко Мария Александровна

        2017 г


Технологическая  карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС.

Тема урока: «Способы познания окружающего мира»

Планируемык образовательные результаты:

  • предметные – представление о способах познания окружающего мира;
  • метапредметные – ИКТ-компетентность (умение работать в текстовом редакторе); понятия информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
  • личностные – способность «связывать»  учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимать значение знаний, полученных на уроках информатики в условиях развития информационного общества.

Задачи урока:

1)  показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;

 2)  рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;  

  3) расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;  

 4)  сформировать представления об основных категориях чувственного познания;

 5)  сформировать представления об основных категориях логического  мышления;  

  6) расширить спектр эффективных приѐмов создания текстовых документов.

Оборудование: компьютеры, проектор, карточки с заданиями для учащихся в группах, листы самооценки (Приложение 2), стикеры для рефлексии, наглядность для экпериментов: 2 стакана с водой (горячая, холодная), нитки (2-х разных цветов), апельсин и лимон (целый, нарезанный), ложки (2 металлические, две деревянные.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Приветствие

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Формулирование  темы и целей  через повторение (по 1 баллу за каждый верный ответ)

(по 1 баллу)

Обучающий эксперимент

1.

-Прочитай стихотворение о дожде Ивана Алексеевича Бунина (Слайд1):

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами—
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

 ВОПРОС-

 - Какие ощущения помогли автору так подробно о нем рассказать?

2.

-Посмотрите на иллюстрации  (слайд 3).

Что вы   услышали и увидели?

-А чем является для человека информация?

- А всегда ли информация является для нас знанием? (слайд 4)

- Посмотрите на 4 примера, какие вам принесут новые сведения, а какие – нет?

- Какие же сведения могут пополнить ваши знания?

3.

- Посмотрите, у вас на столе множество различных предметов. Как вы думаете, для чего они нам?

-Вы проведете несколько обучающих экспериментов.

На столе: (2 стакана с водой (горячая, холодная), нитки (2-х разных цветов), апельсин и лимон (целый, нарезанный), ложки (2 металлические, две деревянные)

-Ребята, вы можете мне назвать эти предметы?

-Как вы определили эти предметы? С помощью чего?

-А глаза это что такое?

- Закройте глаза. (Двое мальчиков постукивают на ложках: один на деревянных, а другой на металлических)

-Что происходит?

- А как вы это поняли? С помощью чего?

- Потрогайте стаканы с водой. Что почувствовали? С помощью чего?

- Угостите друг друга фруктами, но тот кто пробует, закрывает глаза. Вкус какого фрукта вы ощутили и с помощью чего?

- А теперь по запаху определите фрукт в  руках соседа с закрытыми глазами. Какой это фрукт? С помощью чего вы его определили?

- Сколько же органов чувств на дала природа, которые помогают нам получать информацию из окружающего мира, т.е. познавать его. (слайд 5, 6)

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 - А есть ли другие способы познания мира?  Чтобы это узнать для начала сформулируем тему урока:

- Поставь перед собой цели на этот урок:

- читают стихотворение,  называют ощущения.

- затрудняются ответить;

- рассматривают иллюстрации, произносят слово «информация» в ответах,

- информация – знания.

-отвечают, что  2 примера им знакомы и ничего нового не несут.

- новые и понятные.

-называют.

- увидели с помощью глаз

- орган зрения, орган чувств

- стук ложек деревянных и металлических.

-органа слуха.

- холод и тепло, с помощью кожи – органа осязания.

- языка, рта, органа вкуса

-носа, органа обоняния

-5 органов чувств

«Как мы познаем окружающий мир»

- повторить: как человек познает окружающий мир?

-понять, как это происходит. 

- есть ли другие способы познания. 

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках. 

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- делать выводы

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

3

Изучение новой темы

(По 2 балла за описание картины)

1.

- Узнаем, о способах познания окружающего мира:

Слайд 7

-Вспомним наши эксперименты, отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения.

-Всегда ли можно по одному ощущению определить объект, вызвавший его? (например: сочный)

-Объект значительно проще узнать по совокупности ощущений.

-Ароматный, овальный, сочный, желтый, кислый? (слайд 8)

-Опишите свои ощущения елки.

- Да, конечно. (Слайд 9)

Таким образом, ощущение восприятие предметов по его свойствам (слайд 10)

2. Каждый ли человек воспринимает один и тот же объект одинаково? Почему? От чего это зависит?

Мы видим, что каждый объект имеет множество свойств, и целостный образ того или иного объекта – это восприятие объекта всеми органами чувств.

Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. (Слайд 11)

Восприятие каждого человека зависит от его прежнего опыта и знания

Перед вами картина И.И.Шишкина «Рожь»  (Слайд 12).

Я предлагаю вам, работая в группах, дать описание картины с разных точек зрения:

1 группа – с точки зрения писателя;

2 группа  - с точки зрения механизатора.

(группам даются несколько словосочетаний. Приложение 1) 

3.

Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства. Почему вы так рассказали об этих объектах, вы же их не видите?

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее (Слайд 14)

Т.е. когда-то мы видели объект, знаем что-либо о нем, но если в данный момент времени он недоступен, то мы можем представить его себе.

-Приведите примеры объектов, которые вы не видите, но можете их описать, изобразить.

 

- смотрят слайд 7

-нет.

- лимон

-Зелёная, колючая, пахнет смолой.

Нет. От вкусов, от рода деятельности, от характера человека и др.

-Составляют небольшие описания, работая

в группах

-белый, холодный, замерзшие кристаллики воды и т.д.

-приводят примеры

Познавательные УУД:

развитие представлений о способах познания окружающего мира

Коммуникативные УУД:

- умение слушать друг друга, помогать , поддерживать

4

Углубление в тему

(по 1 баллу)

- На основе полученных знаний заполни часть схемы из №76 в РТ на с. 71

- Достаточно ли чувственного познания для  познания законов природы, мира, изучения различных областей знаний?

(слайд 16)

- Прочитай в учебнике о формах мышления. Заполни вторую часть схемы.

- Проверим. Схема должна выглядеть так: (слайд 18)

-дайте определение тем понятиям, которые вы записали во второй части схемы

- заполняют часть схемы в группах, озвучивают результат

-нет. Нельзя решить задачу по математике на чувственном познании, необходимо знать правила, законы, уметь считать, думать, мыслить и т.д.

- читают учебник на  с. 44-45 , заполняют вторую часть схемы

- сравнивают со схемой на слайде

-своими словами объясняют термины

Познавательные УУД:  умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами

5

Физминутка

- Ребята, а давайте немного отдохнем, встаньте, закройте глаза и представьте:

вы находитесь на зеленой поляне, светит солнце, поют птицы, в траве щебечут кузнечики, вдруг вы видите кустики земляники, ягодки очень спелые, сочные, вы их срываете и кладете в рот, почувствуйте их вкус… насладившись земляникой вы идете дальше, вдруг вы видите озеро, вы решаете искупаться, раздеваетесь и заходите в воду, вода очень теплая, какие ощущения вы испытываете? Вдоволь накупавшись, вы возвращаетесь… открываем глаза...принимаем положение сидя.

Выполняют упражнения

6

Закрепление темы:

(по 1 баллу)

Самостоятельная работа в РТ с последующим обсуждением

Выполняют задания в РТ: с. 71  № 78 (а - е), №79  (а - в), зачитывают вслух

Личностные УУД:

развитие логического мышления, диалогической речи

7

Компьютерный практикум

 (по  2  балла)

Выполни задание на компьютере:

Учебник с. 158 Практическая работа №6

( задания 1-2)

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Я попрошу каждого из вас оценить урок и свою деятельность на уроке с помощью цветных стикеров, наклеив их на оценочный лист:

Красный стикер- мне очень понравился урок; мне все понятно

Зеленый стикер- мне не очень понравился урок,  но есть вопросы

Синий стикер- мне ничего не понятно

   ОЦЕНКИ:

  7 -9   баллов – оценка «3»

  10 – 12 баллов – оценка «4»

  13 и более баллов – оценка «5»

Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

Личностные УУД:

- развитие самооценки

9

Домашнее задание

§7, вопросы и задания, РТ: №78(Ж-К), 80,84

Записывают в дневники


Задания:

1 группа:

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

2 группа:

созрела рожь, хороший урожай, спасибо дождям, успеть убрать рожь, сосны посреди поля, узкая полевая дорога,  обкосит края,  бурьян, элеватор, мука, хлеб



Предварительный просмотр:

Приложение 2:

Оценочный лист                                                                                             Фамилия Имя ________________

Моё настроение в начале урока

задания

баллы

1.назвать ощущения по стихотворению

2.понятие информации и знания

3.ответы во время эксперимента

4. формулирование темы урока

5. постановка задач урока

6.описание картины (по 2 б)

7.заполнение 1 части схемы

8.заполнеие 2 части схемы

9. РТ: с. 71  № 78 (а - е) до 6 б

10. №79  (а – в) до 3 б

11. практическая работа за компьютером  до 2 б

Рефлексия:

наклей стикер:

Красный стикер- мне очень понравился урок; мне все понятно

Зеленый стикер- мне не очень понравился урок,  но есть вопросы

Синий стикер- мне ничего не понятно



Предварительный просмотр:

1 группа:

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри,  мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

2 группа:

созрела рожь, хороший урожай, спасибо дождям, успеть убрать рожь, сосны посреди поля, узкая полевая дорога,  обкосит края,  бурьян, элеватор, мука, хлеб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...

Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...

Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребе...

Урок по информатике для 6 класса Чувственное познание окружающего мира

Разработка урока по информатике в 6 классе по теме "Чувственное познание окружающего мира"...

Учебно-методический практикум «Лаборатория профессора Очумелкиной» (полезные мастер-классы и безопасные эксперименты на познание окружающего мира)

Интересные опыты доступны для проведения в любой аудитории. Требует небольшой подготовки и знаний процессов, остальное "дело техники". Главное подойти к проведению  мероприятия творчески.  М...

Технологическая карта урока информатики 6 класс. Система и окружающая среда.Черный ящик.

Технологическая карта урока информатика 6 класс Автор УМК - Л.Л.Босова Тема урока: Сист...

Презентация к уроку по физике "Физика и познание окружающего мира", 10 класс

Презентация предназначена для вводного урока к курсу физики Г.Я. Мякишева и др. для 10-11 классов....