Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе "Многообразие форм окружающего мира"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Подробная карта проведения урока ИЗО в 6 лассе по теме, связанной с изучением натюрморта, геометрических тел, форм предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства. 6 класс. 

    Тема урока: Натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Цель: формирование знаний о многообразии форм окружающего мира; знакомство с геометрическими формами на примере натюрморта с геометрическими телами, фигурными вазами; развитие ассоциативного, образного мышления; развитие умений формировать собственное мнение о произведении искусства, умений выбирать вариант для выполнения заданий с разной степенью сложности; воспитание уважения к позиции художника, к мировой художественной культуре.

     Средства обучения: ПК, презентация, учебник «Изобразительное искусство.    6 класс» Л.А.Неменской, альбомы для рисования, карандаши, ластики, линейки, доска, иллюстрации и стихотворение на листах (на доске).

     Планируемые результаты:

Метапредметные: обучающиеся научатся проявлять интерес к изучению нового, открывать новое в уже знакомом и привычном, использовать ассоциативное мышление, фантазию.

Предметные: научатся видеть формы предметов, их особенности, конструкции, понимать взаимодействие предметов в натюрморте.

Личностные: получат представление о многообразии форм окружающего мира, научатся постановке цели и способам её достижения при дифференциации заданий, приобретут опыт конкретных действий.

    Этапы урока

                                     Ход урока

 Формир-е    

     УУД

1.Организацион-ный этап

Вход в класс. Проверка готовности к уроку.

Слушание стихотворения и определение темы урока (акростих «Натюрморт»).

-Это одна из частей темы. Запишите в альбоме число, тему: «Натюрморт…»  Что было задано к року? (…выполнить рисунок «Натюрморт», над которым прежде работали в карандаше). Ребята 1 ряда показывают свои работы ученикам со 2 и 3 ряда. Оценка (аплодисменты). Дети со 2 ряда показывают работы 1 и 3 рядам. Оценка. Дети с 3 ряда показывают сои рисунки 2 и 3 рядам. Аплодисменты. Оценка экспозиции. Самооценка обучающихся в таблице самооценки (в альбоме). Комментарии обучающихся по выставлению своих оценок.

Личност-ные: готовность к обучению, самоопреде-ление.

Коммун-е:

взаимодей-ствие,  взаимооценка

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

-Что называется натюрмортом? (…изображ. предметного мира, «неподвижной натуры», «тихой жизни вещей»). –Что такое линия?(…одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в живописи и графике, бывают короткие и длинные, прямые, ломаные, волнистые). –Что такое рисунок? (…изображение на плоскости, это основа изобразительного творчества. Есть наброски, эскизы, учебные рисунки…). –Важен ли в рисунке объём предметов? (…) –Что такое объём? (трёхмерность предмета- его длина, ширина и высота). –Что такое светотень? (освещённость предмета, свет и тень в рисунке, тоновые различия). –Какие изобразительные средства можно отнести к главным? (линия, цвет, светотень, объём, форма).

-Можете ли вы дать определение формы? (…) Вот это следующая часть нашей темы, запишите в альбоме: «…Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира». Что вы знаете о формах предметов? (…) Что хотите узнать? (…) Что нам необходимо для этого сделать? (…) Итак, мы поставили цель: усвоить понятие формы. Задачи: 1.Узнать, что такое форма, какие бывают формы предметов? 2. Что такое геометрические тела? 3. Почему человеку важно знать о формах предметов?

План изучения темы мы наметили.  А теперь оцените свою работу на данном этапе (самооценка, комментарии).

Регулят-е: целеполага-ние, планирование

Познават-е: общеучебные, логические

Коммуник-е: инициативное сотрудничество

3. Актуализация знаний

-Ребята, на доске расположен ряд иллюстраций. Какие из данных картин вы отнесли бы к жанру натюрморта?

(2 картины; кратко описывают изображённое). Назовите оставшиеся жанры (портрет, батальный жанр, анималистический жанр, пейзаж). Вы правильно выбрали 2 натюрморта –с цветами и с данными предметами. Как они называются, знаете? (геометрические тела). В этих натюрмортах своя красота, особенная гармония. Ранее на уроках математики вы встречались с плоскостными геометрическими формами –квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом. Они изображались на плоскости, не имели объёма. А геометрические тела имеют объём, в рисунке мы это видим, используется приём передачи светотени, штриховка, и теперь предметы уже не плоские. Их формы другие, и называются они… (дети называют, если знают). Это куб, цилиндр, конус, шар. Эти объёмные формы лежат в основе всего , что есть в окружающем мире. Через знакомство с геометрическими телами люди осознают, что такое форма, объём, взаимодействие предметов, их разнообразие.

Личностные: осмысление, применение полученных ранее знаний

Познавател-е:

общеучебные,

логические

4.Первичное усвоение новых знаний

-Ваши одноклассники подготовили небольшое сообщение о геометрических телах, использовании геометрических форм в архитектуре, живописи. (Слушание. Просмотр иллюстраций о творчестве художников –модернистов (кубистов), о старинной и соврем. архитектуре с использованием форм конусов, цилиндров, кубов, сфер в архитектуре).

-Посмотрите, как изображены предметы натюрмортов в картинах. Что вы видите, какие особенности заметили? (…)

Коммуникат-е:

постановка вопросов,

формулирова-ние высказывания собственного мнения

5.Первичная проверка понимания.

-Итак, какие формы использовались зодчими в строительстве зданий? (куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, шар…) Какие разнообразные и интересные здания есть в мире, благодаря геометрическим объёмным формам. Назовите художников, изображавших на картинах натюрморты в стиле кубизм (Ж.Брак, П.Пикассо, Х.Грис, П.Сезанн, др.).

-Что же такое форма? (…очертания, контуры предметов, видимые границы предметов, геометрические формы- плоские и объёмные). Спасибо выступающим за интересную и важную информацию. Оцените свою работу (за 3 и 4 этап- одной оценкой; комментарии).

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Познавател-е:

общеучебные

6.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону

Физминутка.

-Ребята, встаньте прямо, подумайте, как вы можете своим телом изобразить треугольник (…) Молодцы! А теперь- квадрат (…) А теперь извилистую линию (…) Молодцы, проявили фантазию! Присаживайтесь.

Вам предстоит выполнить тестирование по пройденным темам и изучаемой сегодня (8 тестов, 9 * для детей с повышенной мотивацией к обучению). Время работы прим. 4 минуты. (Выполнение. Самопроверка. Проверка по эталону. Объяснение шкалы оценки. Выставление оценки в таблицу самооценивания. Комментарии).

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль, оценка

Познават-е: действия постановки и решения проблем

7.Включение в систему знаний. Закрепление

-Ребята, посмотрите презентацию «Натюрморт. Многообразие форм окружающего мира». (Просмотр, комментарии). –Что лежит в основе изображения предметов, создания предметов, объектов? (геометрические формы –фигуры, тела).

Откройте учебник на стр. 62-63. Прочтите необходимую информацию, рассмотрите изображения фигурных ваз на стр.62 и геометрических телна стр 63. Выберите задание по своему усмотрению (с учётом умений, навыков, предпочтений). Надо нарисовать графический натюрморт: 1 вариант -изображение двух фигурных ваз, изображение должно передать составные части ваз (прорисовать отд. элементы как геометрич. фигуры- плоскостные формы), 2 вариант 2 геометрических тела по выбору с передачей особенностей объёмной формы. На доске нарисован алгоритм действий, в учебнике очень хорошие иллюстрации, всё это поможет при выполнении самостоятельной работы (для двух обучающихся задания повышенной сложности- изображение натюрморта с фигурными вазами со стр. 62, но с передачей объёма).

Выполнение; комментарии учителя по практической работе; исправление ошибок. Проверка получившихся рисунков. Самооценка (комментарии о получ. оценке).

Личностные: присвоение знаний

Познават-е: действия постановки и решения проблем

Регулятив-е: планирование самост. работы, оценка

8.Рефлексия

-Ребята,  какими бывают натюрморты? (в цвете, в графике, с изобр. цветов, фруктов, предметов быта, муз. инструментов, др., и с изображением геом. тел). Что такое форма предмета? (…) Почему важно знать геометрические формы и использовать их в живописи? (они способствуют пониманию форм окружающего мира, предметы вокруг нас так или иначе напоминают геом. фигуры или геомет. Тела; знания формы способствуют разнообразию в архитектуре, живописи, в моделировании предметов быта, развивают фантазию, образное мышление…). Какие художники передавали в натюрмортах образы с помощью геометрических фигур, тел? (…)

-Можно ли говорить: шаровидный, конусообразный? (да, такие слова есть в русском языке, словообразование их связано с геом. телами).

-Что вам понравилось на уроке? (…)

-В чём были затруднения, как справились? (…)

-Мы выполнили намеченный план? (да).

-Оцените свою работу на уроке, сложив полученные баллы (оценки), поделив их на количество, поставьте себе итоговую оценку. (Выставление оценки, комментарии. Оценка учителя). Вы сегодня работали активно, творчески. Молодцы!  

Личностные: самооценка, нравственно-этическое оценивание

Коммуникат-е:

коррекция,

устная речь

Регулятивные: оценка

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома повторите сведения о многообразии форм окружающего мира, о разнообразии натюрмортов. Завершите выбранный вариант рисунка, который выполняли на уроке, если считаете необходимым что-то дополнить, поработать над развитием своих учебных навыков. Познакомьтесь самостоятельно с тем, как современные художники создают натюрморты, что в них изображают. В библиотеках и в сети Интернет есть такая информация, но будьте осторожнее и внимательнее в соцсетях, помните о временных рамках, о ЗОЖ. Всего доброго!

Познавател-е:

общеучебные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме Школьная форма. За и Против

Урок по данной теме был проведен в рамках областного фестиваля открытый урок победителя...

Технологическая карта урока "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга".

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Законы России об охране животного мира. система мониторинга." Данный материал предназначен для учителей биологии, реализующих ФГОС...

Технологическая карта урока английского языка – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

В статье представлены основные принципы составления и пример технологической карты урока...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Многообразие форм окружающего мира"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи

Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК  М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....