Технологическая карта урока изобразительного искусства "Многообразие форм окружающего мира"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Шакиева Инна Михайловна

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_6_klass_v.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нарышкинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.И.Зубилина»  Урицкого района Орловской области

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – изобразительное

 искусство

Класс  - 6 «б»

Тема урока - Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

- знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

- выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

- конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;

- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;

-формировать общее представление об окружающем мире и его многообразии;

-формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Основные понятия и термины: Форма, конструкция предмета, длина, ширина, высота, стилизация предмета. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела.

Ресурсы урока: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь. Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, конверты с материалами для практической работы, карточки для оценивания практической работы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Организационный момент

(1мин)

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

2 этап.

Мотивация

(2 мин)

На экране идет показ слайдов 1,2

Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их различие?

Что видите на экране?  Какие эти фигуры?

Что о них можете сказать? 

А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Как будет называться тема нашего урока?

разная форма

геометрические фигуры

они разной формы

дом, яблоко

Понятие формы.

3 этап. Актуализация знаний

(5 мин)

А что такое форма? (слайд 4)

Мы сейчас дали определение формы. Вывели понятие формы. (Слайды 5,6)

Посмотрите на экран и скажите что вы видите?

Все что нас окружает поражает разнообразием форм.

Как эти иллюстрации относятся к теме урока?

Величественные очертания гор, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, пластика человеческого тела, громады многоэтажных

зданий, изящные очертания цветов, бабочек чем они различаются?

Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических  фигур. (Слайд 7)

Давайте дополним тему нашего урока.

Приведите примеры простой формы  и сложной

Скажите, у вас не возникает вопроса для чего нам изучать эту тему? Что она нам даст?

Мы сказали что формы бывают как простые так и сложные. У вас на столе лежат какие формы?  Перечислите их.

Что можно сделать из простой формы (слайд 9)

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.(сл.10)

Давайте посмотрим  работы  художников, которые используют способ рисования геометрическими фигурами (сл.11,12)

С.И. Осипов. «Васильки»,  А. Лактионов.

«Февраль» 1956, И. И. Левитан.

«Одуванчики» 1889, М. Келехсаев.

«Кубистический натюрморт».

В чем разница между геометрическими фигурами и геометрическими телами

Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.(сл.13)

А как из плоского листа можно создать объемное геометрическое тело?

внешнее очертание предмета, наружный вид

они разной формы?

горы - простая форма , автомобиль из нескольких форм - сложная

Многообразием  форм окружающего мира

яблоко, мяч, подушка

тело человека, мороженное, кувшин, груша

мы должны научиться отличать простую форму от сложной

простые

сложную

форма, объем

скрутить, смять лист бумаги

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(2 мин)

И так, сегодня на уроке чему вы должны научиться?

А также научитесь извлекать материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства.

с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта

-умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

- знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

- выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

- конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

5 этап.

«Открытие» нового знания (изучение

 новой темы)

(25 мин)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Работа с учебником.

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике на стр. 62 и отвечают на вопрос "Из каких отдельных геометрических фигур состоит форма этих кувшинов?

Первичное закрепление

Познавательные: умение самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: умение работать по предложенному плану.

Если всё, что нас окружает можно представить сочетанием простых геометрических тел, то уже при их рисовании нужно развивать в себе чувство формы. Поэтому осваивать главные правила рисования вы будете на простейших геометрических телах.

Рассмотрим в учебнике на стр. 63 изображение геометрических тел.(сл13)

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение. (сл 14).

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы –

 несколько геометрических фигур.

Более сложные обычно  называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел. (сл 15)

Самостоятельная работа

 (построение предмета кувшина в технике аппликация)

 на столах у каждого 1 круг, 2 усеченных конуса, 2 треугольника

после того, как кувшины готовы и вырезаны по форме, предложить детям определиться в группы по цветам (простые формы 4 цветов). Образовывается четыре группы.

Задание: как вы думаете, в каком из жанров изобразительного искусства встречаются изображение предметов?

Попробуйте из предложенных предметов построить натюрморт, соблюдая законы этого жанра.

 Вам нужно вспомнить предыдущий урок, где мы знакомились с натюрмортом и его построением.

Проведём опыт: будем вращать прямоугольник на стержне и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите? Назовите предметы цилиндрической формы.

Проведём опыт: будем вращать треугольник  на стержне и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите?

-Давайте подумаем чем геометрическая фигура отличается от геометрического тела?

 

Характеристика  понятий простой и сложной пространственной формы

знать основные геометрические фигуры и объемные тела

Конструирование сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Натюрморт

цилиндр - геометрическое тело, вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон

конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов

геометрическое тело имеет объем, а геометрическая фигура нет

6 этап.

Включение нового знания в систему знаний

(закрепление)

(3 мин)

-Сейчас мы проведём игру и узнаем как же вы запомнили названия и форму геометрических тел.

Каждая пара получает пакет с небольшими предметами простой формы (блокнот, воронка, теннисный шарик, простой карандаш, химическую колбу и т.д.) и показывает предметы одноклассникам, которые должны сказать каким геометрическим телом или их сочетанием образована форма предмета.

Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида ). (сл15,16)

  Очень  важно  уметь выявлять  в  одной  сложной  форме  составляющие  ее  простые  геометрические  фигуры или тела.

   Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон. (сл17)

Участвуют в игре

7 этап.

Рефлексия и оценивание

(5 мин)

Ребята, назовите тему и цели  урока, отметьте наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

А как вы думаете, добились ли мы цели урока?

Давайте вернемся к главному вопросу. Для чего мне нужны эти знания?

Оцените свою работу самостоятельно и в группе.

Ваша работа должна соответствовать следующим критериям (прочитать).

Ребята соответствуют ваши работы критериям оцените.

(работа в оценочных листах) (сл18)

А теперь проведем мини-выставку натюрмортов проанализируем работы, что получилось, в чем затруднения.

Оценки за урок

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

для того что бы строить сложные формы с помощью простых и использовать их при работе в разных жанрах

8 этап.

 Домашнее

 Задание

(2 мин)

Домашнее задание (сл19)

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины:

 животного (мышку, слона, собак разной породы…)  или

 «Геометрическая семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Волшебные птицы»

Технологическая карта урока включает в себя краткое описание хода урока в формате ФГОС. Урок волшебные птицы расчитан на детей в возрасте от 7-9 лет...

Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 7 классе. на тему "Взаимосвязь объектов в архитектурном макете"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...