Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Татьяна Викторовна Сорокина

Тема урока: «Народные праздничные обряды».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях  русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klass_8ur.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства  в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Место в системе уроков: 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Ф. И. О. педагога: Сорокина Татьяна Викторовна

Предмет: Изобразительное искусство

Дата:
Класс: 5Б

Тема урока: «Народные праздничные обряды».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях  русского народа.

Задачи урока:

1.Предметные:

 - уважать традиции и обычаи, свойственные русскому народу;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- умение  пользоваться добытыми знаниями;

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

б) коммуникативные УУД: 

-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;

-слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли,

- уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей.

в) регулятивные УУД: 

-высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.

3. Личностные: 

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. 

Методы обучения: деятельностный метод обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:        фронтальная работа;        работа в группах;        индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые

УУД

Организационный момент

 Приветствие.

Доброе утро ребята и дорогие гости! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

 коммуникативные УУД: 

-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;

-слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли,

- уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей.

Сообщение нового материала. Проблематика урока

-Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков каждый праздник  был  определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на  ярмарке, где люди обменивались товаром. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы. Каждый праздник  имел свои  обряды, которые  имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

 – Давайте попробуем назвать тему нашего урока.

Называют тему урока.  «Народные праздничные обряды»

Личностные: 

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

-Сегодня на уроке мы  вспомним русские  народные  праздники, обряды и их значение в жизни наших предков; побываем на праздниках  и с помощью ваших заготовок  составим композицию  «Ярмарка»

Какаие русские народные праздники знаете вы?

А сейчас наши ребята расскажут вам о некоторых из них

 (пасха, рождество, масленица)                  

Изучение нового материала


-Тимур созвал нас всех на ярмаку,

-А теперь перед отправлением на ярмарку мы выполним физминутку

Физминутка (дети выполняют стоя движения вместе с учителем)

Мы едем, едем, на ярмарку друзья.

Мы будем веселиться, ликует пусть душа.

Мы на людей посмотрим, покажем мы себя.

Ох .да чего-же ярмарка наша хороша!

-Но вот беда, куда,  же нам ехать?– Города-то нет.

Что нужно сделать? 

- Давайте вспомним и      расскажем нам о том, как строились древние русские города

 1 ученик

Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. Как только наступали сумерки,колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган. Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая.

2 ученик

 Масленица — древний славянский праздник. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Основным угощением на Масленицу во все времена были блины, так как они символизируют Солнышко. 
Очень весело проходило празднование Масленицы в селах. Люди устраивали различные конкурсы, танцевали и пели песни. Кульминацией праздника было сжигание чучела, этот обряд соблюдается и сегодня. Из тряпок и соломы делали большую куклу, олицетворяющую Зиму.В последний день праздника куклу торжественно сжигали.

3 ученик

 Издавна Русь славилась своими ярмарками. Ярмарка – это весёлое представление результатов труда. Они устраивались регулярно в одном месте и одно время. Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар.

Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк.

Ярмарка искристая, ярмарка задорная
Кружится неистово, весело и молодо.
Народ, на ярмарку спеши!
Танцуй и пой ты от души!

Построить город

Рассказ детей: Города как и деревни, были деревянными. Редкие здания строили из камня. Это были храмы и боярские терема. Город огораживали высокой стеной деревянной или каменной. Дороги и площади мостили булыжниками или выкладывали досками. Главным сооружением  города был храм. Церковь служила не только местом духовного культа но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, совершали сделки.

 Предметные:

 - уважать традиции и обычаи, свойственные русскому народу;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Закрепление нового материала

 “ На основе  материала, который мы приготовили на прошлом уроке мы представим коллективную работу

“весёлая ярмарка”.

-Вырежьте свои рисунки  и обмажьте их клеем.

-Подходим по одному и наклеиваем их на нашу площадь.

 Выполняют задание.

 познавательные УУД:

- умение  пользоваться добытыми знаниями;

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Подведение итогов Контроль

-Вот и готова  наша ярмарочная площадь. Посмотрите какая ярмарка у нас получилась.

- А теперь отгадайте загадки:

Этот праздник - объеденье! 
Напечем блины с утра. 
К ним – сметана и варенье 
И, конечно же, икра!

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком

Колядующие всюду

Веселится и детвора.

Все в овечьих шкурах

На  голове рога.

И, распушив зеленые иголочки, красуются везде рождественские…

Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки?

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.

(масленица)

 (блины)

 (Рождество)

(елочки) 

(Матрёшка)

 (самовар)

 регулятивные УУД: 

-высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.

Рефлексия

-итак, ребята

-какая же у нас была тема урока?

-с какими праздниками мы сегодня познакомились?

-что такое ярмарка?

-какую работу мы с вами выполняли?

самовыставление оценок.

-Продолжите предложения

Я запомнил…

Я узнал…

 

 регулятивные УУД: 

-высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.

Домашнее задание

Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках

Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закончилась.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!

Дорогие наши гости, спасибо за внимание! Мы были очень рады вас видеть на нашем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"

Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

ИЗО 5 класс Задания к урокам "Древние корни народного искусства"

Так как сегодня по правилам ФГОС большую часть урока  ведут дети, а учителю отводится 20% от урочного времени, а так же групповые занятия должны присутствовать, то я совместила эти правила ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...