Конспект урока ИЗО 5класс I четверть «Древние корни народного искусства»
план-конспект урока по мхк (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_mezenskaya_r.docx29.09 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО 5класс I четверть

По программе под ред. Неменского Б.М.

автор-разработчик: Пономарева О. В.  учитель ИЗО и географии КГОКУ СКОШ 7 в, г. Николаевск-на-Амуре

Тема четверти: «Древние корни народного искусства» (5 класс, 1 четверть)

Цель: Воспитание личности, способной идентифицировать себя с искусством своего народа.

Тема урока: «Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы» 

Цель: Познание истоков и образности языка декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Познание символически-знаковой системы народного декоративного искусства;

Владение языком декоративного искусства в изобразительной деятельности;

Осмысление роли и места декоративного искусства в жизни общества.

Урок является прямой передачей духовно-нравственного опыта поколений. Учащиеся знакомятся с истоками народного искусства. На основе познания символики формы и цвета дети создают свои художественные образы, т.е. приобщаются к национальному наследию и в перспективе являются его проводниками.

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

-познание характерных черт народных художественных промыслов России;

-изучение элементов мезенского узора, их символического значения;

- познание приемов создания традиционного мезенского письма;

- этапы выполнения мезенской росписи

-знать характерные черты народного художественного промысла;

-видеть и понимать составляющие элементы узоров;

- знать приемы традиционного письма мезенской  росписи;

-знать этапы выполнения мезенской росписи

Задачи по способу действия

Результат по способу действия

-овладение навыками анализа и синтеза узора;

-овладеть на доступном уровне способами выполнения эскиза узора мезенской росписи

- уметь анализировать и синтезировать  узорную композицию в соответствии с представленными критериями;

- уметь на доступном уровне применять способы выполнения узора в мезенском исполнении

Зрительный ряд: натуральные образцы  изделий декоративно-прикладного искусства

Музыкальный ряд: русская-народная песня «В темном лесе»

Оборудование урока:  интерактивная доска, магнитная  доска, образцы изделий народных промыслов, физическая карта России, карточки со словами, художественные материалы (простой карандаш, гуашь, бумага).

Структурообразующие компоненты урока

1.        Завязка (5мин)

2.        Кульминация (10 мин)

3.        Развязка (20 мин)

4.        Эпилог (5 мин)

5.       Послесловие (5 мин)

ХОД УРОКА

  1. Завязка

Просмотр изделий русских народных ремесел.

Кто из ребят узнал изделия? Почему их называют декоративно-прикладным искусством? Зачем наши предки украшали свои изделия? Из каких элементов состоят узоры? Что они могут означать?

Далее, выслушав ответы учащихся, учитель подводит их к мысли, что каждый символ, будь он нота, буква и даже дорожный знак несет какой-то смысл, код. Наши предки в своих узорах зашифровали стихии природы, от которых зависела их жизнь и продолжение рода.

Первоначально узоры были не  украшением, они несли более важную функцию – защитную. Люди верили, что если желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем знаки.

Перед вами на доске элементы мезенской или палащельской росписи

(объясняю происхождение росписи, историю, географию)

Всего в природе 4 стихии (огонь (солнце) земля, вода, воздух).

Задание: Используя  карточки со словами, попробуйте определить, какие элементы они обозначают.

Как мастера превратили их в узор? (обращаю внимание на стилизацию и ритмическое чередование элементов).

Какие цвета используют мастера? (рассказываю, как получали красную и черную краски).

Почти все мезенские орнаменты, так или иначе, связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться  рядами, а элементы могут, располагаться в шахматном порядке (показ дополнительных элементов).

2.        Кульминация

Показ образцов мезенской росписи (звучит русская народная песня).

Задание: используя символы мезенского узора, составьте свою узорную композицию в квадрате, постарайтесь, чтобы она была наполнена  смыслом.

3        Развязка

Самостоятельная работа учащихся.

4.       Эпилог

Учащиеся демонстрируют свои узоры зрителям и расшифровывают их.

5. Послесловие (домашнее задание) Подумайте, что могут означать в интерьере крестьянского жилища потолок, окна, пол и подпол.

Критерии оценки детской работы:

I критерий - возникновение замысла (его сложность)

II критерий - мастерство (способы творческих действий)

III критерий  - качество детской продукции

активная деятельность воображения, поиски своих оригинальных решений в рисовании узора

особенности в создании узора по мотивам мезенского росписи применение техники и приёмов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазки, точки и т.д.) передача цветового решения

соответствие детской работы теме, оригинальность, непосредственность, индивидуальность.  Отражение  своего отношения к данной теме - общее впечатление от выполненной работы;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы 5класс I четверть По программе под ред. Неменского Б.М. Цель урока : Познание истоков и образности языка декоративно-прикладного искусства. Составитель : Пономарева О. В. (КГОКУ СКОШ 7 в., Николаевск-на-Амуре)

Слайд 2

М езенская ( палащельская ) роспись

Слайд 3

Мезенская ( палащельская ) роспись элементы мезенской росписи:

Слайд 4

дополнительные знаки:

Слайд 5

композиция

Слайд 7

Изделия м езенских мастеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"

Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"

Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...