Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Закатей Галина Владимировна

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon tehn.karta_uroka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока:   Древние корни народного искусства,  декор русской избы

Цель урока:  

познакомиться с основными элементами декора  и особенностями украшения русской избы.

Задачи урока

  • Сформировать навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении избы, предметов быта.
  • Развитие интереса к внутреннему миру человека.
  • Освоение художественного наследия
  • Сохранение наглядного и практического смысла, связи с фольклором.
  • Создание игровой атмосферы
  • Формирование художественных знаний, умений и навыков

Формирование культуры общения в коллективной деятельности

Развитие коллективного творчества и общности интересов.

Материалы:  акварель, фломастеры, карандаши,  клей.

Оборудование: эскиз избы на листе ватмана (5шт), заготовки шаблонов полосок бумаги для декоративных элементов, 5 памяток с символикой, клей,  фломастеры, карандаши.

Зрительный рядпримеры древних образов в надомной резьбе. Элементы декоративного убранства русских изб.

Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовая, русская народная песня, народная музыка в инструментальном изложении.

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

СЛАЙД 1 (Урок изо в 5 классе, ФИО)

Учитель:  Здравствуйте дети, я рада видеть вас.

Сегодня на уроке мы с вами - все мастера декоративно-прикладного искусства. А что мы будем украшать,  вы  узнаете из стихотворения.  

(звучит музыка, учитель читает стихотворение)

За далекими морями,

За бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое,

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Учитель: Может  вам  поможет  правильно ответить на мой вопрос ребус:

   

Слайд2                                                                               Б

                                                                                     Б   Б

                                                                   Б       Б            (И З Б А)

                                                                 Б            Б

                                                               ББББББББ          

                                                              Б                   Б    

                                                            Б                      Б

Итак, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:         - О русском доме, избе. 

Слайд  3( на слайде русская изба). Тема урока: «Русская изба. Элементы декора»

Учитель:   Итак, тема урока – русская изба.  Слово «изба» произошло от древнего «истьба»,  «истопка» -(слайд+  «истьба»,  «истопка» ) изначально  так называлась  часть дома, в которой топилась печь.  Сегодня на уроке  мы окажемся в мире русской старины.   Вам предстоит выступить в роли народных умельцев, которые делали замечательные украшения для русской избы.  

Слайд 3 

Вот изба  перед тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Учитель: Вот мы и вошли в калитку и оказались перед самым  домом. Давайте повнимательнее его рассмотрим! 

 Слайд 3

Учитель: - Итак,   дом красив?  Как вы думаете, просто ли создать такую красоту? Должен  ли умелец что-то особенное «уметь» и знать?

Дети: отвечают

Учитель: Вы сегодня тоже умельцы, которые будут украшать русскую избу.

(Выход на цель) А вам какие знания и умения понадобиться? Слова-подсказки на экране: Должны вспомнить… Должны узнать…Должны научиться…

Дети: отвечают

Учитель: Итак, наша цель…

Слайд (Цель…..    )

Обратим внимание на элементы декора. А знаете ли вы, что у каждой резной доски есть свое название?

 Слайд 5

Учитель: - Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Слайд 6

Дети:                     -НАЛИЧНИКИ

Учитель: А почему они так называются?  - Окна – глаза дома.

 Обратите внимание над окнами  расположилась резная доска. Она называется

Слайд 7

Дети:                   - ЛОБОВАЯ ДОСКА  А почему?  Раз окна  - это глаза , то  выше над глазами  находится  лоб , поэтому и название отсюда.

Учитель:

Слайд 8

А по краю крыши спускаются доски, которые называются - ПРИЧЕЛИНЫ

Слайд 9 Узорная доска, которая располагается в центре крыши,  называется

Дети:                     - ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель: - Взгляните на крышу. Ее венчает бревно - охлупень в форме головы коня. А вот почему он имеет форму коня вы найдете сами. (д/з)

Слайд 10

Итак, мы узнали  новые слова и новые понятия. Давайте проверим ваши знания. У вас на  столах лежат два конверта,  откройте первый конверт, там слова с которыми мы познакомились, а во втором   конверте  определения   к этим словам. Задание: Соотнесите  определения с данными словами.

Проверьте правильность  ваших ответов. Слайд 12

 Поднимите руки,  если ваша группа выполнила это задание правильно.

Молодцы,  ребята!

Учитель:  СЛАЙД  Посмотрите, с какой выдумкой, фантазией, любовью мастера украшали свои дома!!

(видео фильм песня  «Русская изба»)

Учитель: Итак, дорогие умельцы, за работу! У вас на столах макеты русской избы, они ничем не украшены. У вас есть шаблоны досок: причелины, наличники, лобовая доска, полотенце. Ваша задача:  придумать украшение для своей избы, используя шаблоны. Обратите внимание, что украшения дома должны быть выполнены в едином стиле. Наши предки использовали для декора особые символы: солнце, изображения животных, птиц, растительности.

Вспомните о значении симметрии при изображении узора.

Практическая групповая работа детей 

При оформлении избы опирайтесь на карточки, лежащие перед вами. В них вы найдете элементы орнаментов росписи  русской избы. Удачи вам, ребята!

Анализ результатов.

В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне ученики строят из своих избушек деревню. Каждая группа рассказывает о своем декоративном решении.  Работы обсуждаются.

Учитель: Посмотрите, какой красивой у нас получилась деревня! Все бы захотели жить в ней!!

Давайте подведем итог урока. Я попрошу вас оценить собственную работу, высказать свои впечатления об уроке. Чтобы вам было легче сформулировать ответ, выберите вариант начала предложения и продолжите фразу.

СЛАЙД

Сегодня я узнал…

Было интересно..

У меня получилось…

Мне захотелось..

Я смог…

Слайд 11

И

Я

Щ

Д

Е

Р

Е

В

О

Ъ

И

В

З

Н

А

Л

И

Ч

Н

И

К

И

Т

Й

Б

У

П

О

Л

О

Т

Е

Н

Ц

Е

К

А

В

Х

Ы

К

О

Н

Ё

К

Ч

П

Н

Л

О

Б

О

В

А

Я

Д

О

С

К

А

Ф

П

Р

И

Ч

Е

Л

И

Н

А

Э

З



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема

Декор русской избы

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка

Образовательные ресурсы.

В/ф «Русская изба».  Презентация «Русская изба». Иллюстрации с изображениями русских народных изб. Акварель, кисти,  цветные карандаши, клей.

                                                                                          Ход урока.

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба».

Объясняют смысл понятия «изба».

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация.  Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о выборе места под усадьбу, освящении специальной символикой.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

С. 4 РТ или рисование избы. Применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- Для чего люди наполняли своё жилище различными образами?

- Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее усвоенных ЗУНов

-Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Запись д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...