Файлы и файловая система
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Устян Ольга Сергеевна

=

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_3.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92 г. Сочи

Конспект открытого урока

по информатике и ИКТ  в 9 классе

на тему: «Файла и файловая система»  

                                                                                  Подготовила:

                                                                                  учитель информатики  и ИКТ

                                                                                  МОБУ СОШ № 92

                                                                                   Устян О.С.

г. Сочи, 2017 г.

Тема урока: Файлы и файловая система.

Класс: 8.

Оборудование: компьютеры с установленным на них ПО, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного материала.

Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме; формировать у учащихся критическое отношение обучающихся к получаемому результату деятельности посредством самооценки; формировать информационную культуру учащихся через личностно- ориентированный подход к обучению.

Задачи урока: обучающие: обобщение и закрепление знаний понятий по данной теме; развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету; воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Ход урока:

Этап урока / длительность

Дидактическая цель

Организационный / 2 мин.

Активизировать внимание учащихся, сообщить тему и цель урока.

Актуализация опорных знаний / 5 мин.

Повторение изученного материала для более прочного его усвоения.

Тестовый контроль / 5 мин.

Проверить теоретические знания учащихся по данной теме.

Работа в команде / 10 мин.

Проверить, как учащиеся усвоили учебный материал.

Самостоятельная работа / 14 мин.

Проверить, как учащиеся усвоили учебный материал.

Домашнее задание / 2 мин.

Сообщить домашнее задание с комментариями.

Подведение итогов урока / 2 мин.

Обсуждение с учащимися итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке.

  1. Организационный момент (Слайд 1). Здравствуйте, ребята, а также уважаемые учителя. Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведём в систему изученный материал по теме «Файлы и файловая система». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, уметь производить поиск информации на жёстких дисках и т.д.

(Слайд 2). Прежде чем начать урок, я хочу обратить ваше внимание на листки самоконтроля, лежащие у вас на столах. Самооценка – умение самостоятельно и объективно оценить свои знания.

Заполним первую графу этого листа. Дома вы готовились к сегодняшнему уроку. И прошу вас оценить себя по степени этой готовности (только честно) (до 5 баллов).

За каждое выполненное задание вам будут начисляться баллы, которые вы будете также вносить в данный лист. Теперь разбейтесь на 2 команды по 6 человек.

  1. Устная работа. (Слайд 3). Повторим основные понятия, которые понадобятся в ходе урока (форма работы – фронтальный опрос). Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы:
  1. Что такое файл?
  2. Как записывается имя файла? Какое расширение обычно имеют текстовые файлы?
  3. Какие операции над файлами можно осуществлять?
  4. Что такое каталог?
  5. Что такое файловая система? Каковы виды файловых систем?
  6. Способы поиска файла в файловой системе.

Основные понятия (ответы на вопросы):

(Слайд 4). Файл – это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем или поименованная область на машинных носителях. Файлы используются для организации и хранения данных на машинных носителях.

(Слайд 5). Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, музыка и т.д.), например game.exe, index.htm. Собственно имя файлу даёт пользователь, а тип файла обычно задаётся программой автоматически при его создании. (Слайды 6). Символы, которые не может содержать имя файла: /  \  : * ? « <  > | (Слайд 7).

(Слайд 8). Каталог – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой. (Слайд 9). Файловая система – это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Различают одноуровневую файловую систему (например, файлы на дискете или флеш-карте) и многоуровневую, имеющую уровни вложенности (иерархическую).

  1. Задание 1 «Тест». Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока.

Далее предлагаю вам пройти тест-разминку, который поможет освежить имеющиеся теоретические знания, полученные раннее, и которые мы будем применять сегодня на занятии (на экране компьютера представляется файл «Тест-разминка для 8б» в системе MyTestX). Каждый член команды отвечает на 8 вопросов теста. Максимальная оценка 5 баллов. Результаты тестирования заносятся в индивидуальные листы самооценки каждого обучающегося, а сумма баллов, заработанных всеми членами команды, – в общую ведомость.

Результат теста внести в оценочный лист.

(Слайд 10). Для того, чтобы найти файл в иерархической файловой структуре, необходимо указать путь к файлу. (Слайд 11). Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла. В данном примере полное имя файла будет: D:\Музыка\Сборник\Песня1.mp3.

  1. Задание 2 «Файловые подсказки». На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем.

(Слайд 12). Переходим к следующему заданию. На каждом компьютере на рабочем столе в папке Открытый урок, 8б имеется папка с номером вашей команды со следующей структурой (приложение 2). Каждый файл содержит загадку. Совместными усилиями вам необходимо разгадать их и из первых букв отгадок сложить шифр – имя «спрятанного» файла, который нужно найти с помощью меню поиска, открыть и ответить на вопросы письменно.

Откройте файл и, получив доступ к информации, выберите один вариант задания из трёх.

  1. Самостоятельная работа. Обучающиеся выполняют письменное задание по индивидуальным карточкам с заданием, уровень сложности которых выбирают самостоятельно (приложение 3).

Рекомендации по выполнению работы показаны на слайде 13.

Выполнив задания самостоятельной работы выставьте в листы самооценки предварительные оценки, соответствующие уровню сложности.

1 уровень – оценка «3»

2 уровень – оценка «4»

3 уровень – оценка «5»

Выводы по всему вышесказанному:

  1. Вся информация на дисках хранится в файлах.
  2. На содержимое файла указывает расширение.
  3. Файл открывается той программой, в которой был создан, или универсальной программой.
  4. Файлы со схожим содержимым или одинаковым назначением можно «складывать» в папки (каталоги).
  5. Каталоги (папки), в свою очередь также можно объединять в каталоги (папки).
  6. Регламент, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях информации называется файловой системой.
  1. Домашнее задание. (Слайд 14). § 2.4.2, стр. 60-63.
  2. Подведение итогов урока. (Слайд 15). Теперь посмотрим, какая команда у нас победила.

Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.

Если позволяет время, можно озвучить все загадки и вместе найти правильные ответы.

Всем спасибо за внимание, до свидания! (Слайд 16).


Приложение 1.

Лист самоконтроля

Оценка «5» – 23 и выше

Оценка «4» – 18-22 баллов

Оценка «3» – 13-17 баллов

Оценка «2» – до 13 баллов

Фамилия, Имя __________________________________ Класс _____

Самооценка, max = 5 баллов

Разминка (1 балл за каждый верный ответ), max = 6 баллов

Теория (тест), max = 5 баллов

Загадки, max = 6 баллов

Самостоятельная работа, max = 5 баллов

Итого

Оценка за урок

Лист самоконтроля

Оценка «5» – 23 и выше

Оценка «4» – 18-22 баллов

Оценка «3» – 13-17 баллов

Оценка «2» – до 13 баллов

Фамилия, Имя __________________________________ Класс _____

Самооценка, max = 5 баллов

Разминка (1 балл за каждый верный ответ), max = 6 баллов

Теория (тест), max = 5 баллов

Загадки, max = 6 баллов

Самостоятельная работа, max = 5 баллов

Итого

Оценка за урок

Лист самоконтроля

Оценка «5» – 23 и выше

Оценка «4» – 18-22 баллов

Оценка «3» – 13-17 баллов

Оценка «2» – до 13 баллов

Фамилия, Имя __________________________________ Класс _____

Самооценка, max = 5 баллов

Разминка (1 балл за каждый верный ответ), max = 6 баллов

Теория (тест), max = 5 баллов

Загадки, max = 6 баллов

Самостоятельная работа, max = 5 баллов

Итого

Оценка за урок


Приложение 2.

Тест по темам «Файлы и файловая система»,

Вариант 1

1.Файл это:

А) область  хранения данных  на диске

Б) программа или данные, хранящиеся в долговременной памяти

В)  программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в оперативной памяти

Г) программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти

2.Имя файла состоит из двух частей:

А) адреса первого сектора и объёма файла

Б) имени и расширения

В) области хранения файлов и каталога

Г) имени и адреса первого сектора

3.Имя файлу даёт:

А) операционная система

Б) процессор

В) программа при его создании

Г) пользователь

4.Расширение  файлу присваивает:

А) программа при его создании

Б) процессор

В) пользователь

Г) операционная система

5.Имя файла может включать до

А) 16 символов

Б)254 символов

В) 256 символов

Г) 255 символов

6.Под расширение отводится

А) 4 символа

Б) 2 символа

В) 3 символа

Г) 5 символов

7.Для того, чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно:

А) скопирован

Б) отформатирован

В) удалён

Г)дифрагментирован

8.В процессе форматирования диск разбивается на две области:

А) имя и расширение

Б) область хранения и каталог

В) оперативную и кэш-память

Г) сектора и дорожки

 

9.Одноуровневая файловая система

А)  каталог диска представляет собой иерархическую последовательность имён файлов

Б) представляет собой систему вложенных папок

В) когда каталог диска представляет собой линейную последовательность имён файлов и соответствующих начальных секторов

Г) каталог диска представляет собой геометрическую последовательность имён файлов

10.Путь к файлу

А) начинается с логического имени диска, затем записывается нужный файл , затем последовательность имён вложенных друг в друга папок

Б) начинается с последовательности имён вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл,  затем записывается логическое имя диска,

В) начинается  с последней папки, в  которой находится нужный файл,  затем записывается логическое имя диска

Г) начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имён вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл

11.Выберите правильное имя файла

А) 3:LIST.EXE

Б) IN3:.TXT

В)12345.BMP

Г) SPRAVKI

12.Операционная система относится к

А) к программам – оболочкам

Б) к системному программному обеспечению

В) к прикладному программному обеспечению

Г) приложениям

13.Для организации доступа к файлам операционная система должна иметь сведения о

А) о номерах кластера, где размещается каждый файл

Б) об объёме диска

В) о содержании файла

Г) о количестве файлов на диске

14.Где хранится выполняемая в данный момент программа и обрабатываемые данные

А) во внешней памяти

Б) в процессоре

В) в оперативной памяти

Г) на устройстве вывода

15.Каталогом называется место на диске имя и содержащее

А) Список программ, составленных пользователем

Б) файлы и другие каталоги

В) только определённые файлы

Г) информацию о файлах (имя, расширение, дата последнего обновления)

16.Начальная загрузка  операционной системы осуществляется

А)  клавишами ALT+DEL

Б) клавишами CTRL+DEL

В) при включении компьютера

Г) клавишей DEL

17.Операционная система это:

А) техническая документация компьютера

Б) совокупность устройств и программ общего пользования

В) совокупность основных устройств компьютера

Г) комплекс программ, организующих управление работой компьютера и его взаимодействие с пользователем

18.Имя логического диска обозначается

А) цифрами

Б) буквами и цифрами

В)  русскими буквами

Г) латинскими буквами

19.Корневой каталог – это

А) первый верхний

Б) самый нижний

В) самый главный

Г) самый большой

20.Путь к файлу не включает ...

А) имя диска

Б) имя каталога

В) команду

Г) :

21.Состояние операционной системы, при котором она перестает выдавать результаты и реагировать на запросы. - это ..

А )отключение принтера

Б) зацикливание

В) отключение монитора

Г) зависание

22.Дано дерево каталогов. Определите  полное имя файла Doc3.

А) A:\DOC3

Б) A:\DOC3\Doc3

В) A:\DOC3\Doc1

Г) A:\TOM3\Doc3

23.В процессе  загрузки операционной системы происходит:

А) копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жёсткий диск

Б) копирование файлов операционной системы с CD – диска на жёсткий диск

В) последовательная загрузка файлов  операционной системы в оперативную память

Г) копирование содержимого оперативной памяти на жёсткий диск.

24.Приложение - это

А) пользователь, который решает свои прикладные задачи

Б) программа, с помощью которой операционная система решает свои прикладные задачи

В) устройства, с помощью которых пользователь решает свои прикладные задачи

Г) программа, с помощью которой пользователь решает свои прикладные задачи

25.Приложение функционирует под управлением

А) оперативной памяти

Б) процессора

В) операционной системы

Г) пользователя

26. К приложения общего назначения не относятся:

А) графические редакторы

Б) пользовательские редакторы

В) звуковые редакторы

Г) текстовые редакторы

Тест по темам «Файлы и файловая система»,

«Программное обеспечение компьютера»

Вариант 2

1.Имя файла состоит из двух частей:

А) адреса первого сектора и объёма файла

Б) имени и расширения

В) области хранения файлов и каталога

Г) имени и адреса первого сектора

2.Приложение функционирует под управлением

А) оперативной памяти

Б) процессора

В) операционной системы

Г) пользователя

3.Расширение  файлу присваивает:

А) программа при его создании

Б) процессор

В) пользователь

Г) операционная система

4.Имя файла может включать до

А) 16 символов

Б)254 символов

В) 256 символов

Г) 255 символов

5.Для того, чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно:

А) скопирован

Б) отформатирован

В) удалён

Г)дифрагментирован

6.Корневой каталог – это

А) первый верхний

Б) самый нижний

В) самый главный

Г) самый большой

7.Одноуровневая файловая система

А)  каталог диска представляет собой иерархическую последовательность имён файлов

Б) представляет собой систему вложенных папок

В) когда каталог диска представляет собой линейную последовательность имён файлов и соответствующих начальных секторов

Г) каталог диска представляет собой геометрическую последовательность имён файлов

8.Файл это:

А) область  хранения данных  на диске

Б) программа или данные, хранящиеся в долговременной памяти

В)  программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в оперативной памяти

Г) программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти

9.Путь к файлу

А) начинается с логического имени диска, затем записывается нужный файл , затем последовательность имён вложенных друг в друга папок

Б) начинается с последовательности имён вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл,  затем записывается логическое имя диска,

В) начинается  с последней папки, в  которой находится нужный файл,  затем записывается логическое имя диска

Г) начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имён вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл

10.Под расширение отводится

А) 4 символа

Б) 2 символа

В) 3 символа

Г) 5 символов

11.Выберите правильное имя файла

А) 3:LIST.EXE

Б) IN3:.TXT

В)12345.BMP

Г) SPRAVKI

12.Операционная система относится к

А) к программам – оболочкам

Б) к системному программному обеспечению

В) к прикладному программному обеспечению

Г) приложениям

13.Для организации доступа к файлам операционная система должна иметь сведения о

А) о номерах кластера, где размещается каждый файл

Б) об объёме диска

В) о содержании файла

Г) о количестве файлов на диске

14.В процессе форматирования диск разбивается на две области:

А) имя и расширение

Б) область хранения и каталог

В) оперативную и кэш-память

Г) сектора и дорожки

15.Где хранится выполняемая в данный момент программа и обрабатываемые данные

А) во внешней памяти

Б) в процессоре

В) в оперативной памяти

Г) на устройстве вывода

16.Начальная загрузка  операционной системы осуществляется

А)  клавишами ALT+DEL

Б) клавишами CTRL+DEL

В) при включении компьютера

Г) клавишей DEL

17.Операционная система это:

А) техническая документация компьютера

Б) совокупность устройств и программ общего пользования

В) совокупность основных устройств компьютера

Г) комплекс программ, организующих управление работой компьютера и его взаимодействие с пользователем

18.Имя логического диска обозначается

А) цифрами

Б) буквами и цифрами

В)  русскими буквами

Г) латинскими буквами

19.Путь к файлу не включает ...

А) имя диска

Б) имя каталога

В) команду

Г) :

20.Состояние операционной системы, при котором она перестает выдавать результаты и реагировать на запросы. - это ..

А )отключение принтера

Б) зацикливание

В) отключение монитора

Г) зависание

21.Имя файлу даёт:

А) операционная система

Б) процессор

В) программа при его создании

Г) пользователь

22.Дано дерево каталогов. Определите  полное имя файла Doc3.

А) A:\DOC3

Б) A:\DOC3\Doc3

В) A:\DOC3\Doc1

Г) A:\TOM3\Doc3

23.В процессе  загрузки операционной системы происходит:

А) копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жёсткий диск

Б) копирование файлов операционной системы с CD – диска на жёсткий диск

В) последовательная загрузка файлов  операционной системы в оперативную память

Г) копирование содержимого оперативной памяти на жёсткий диск.

24.Каталогом называется место на диске имя и содержащее

А) Список программ, составленных пользователем

Б) файлы и другие каталоги

В) только определённые файлы

Г) информацию о файлах (имя, расширение, дата последнего обновления)

25.Приложение - это

А) пользователь, который решает свои прикладные задачи

Б) программа, с помощью которой операционная система решает свои прикладные задачи

В) устройства, с помощью которых пользователь решает свои прикладные задачи

Г) программа, с помощью которой пользователь решает свои прикладные задачи

 26.К приложения общего назначения не относятся:

А) графические редакторы

Б) пользовательские редакторы

В) звуковые редакторы

Г) текстовые редакторы

Ключ

Вариант 1

Вариант2

1

Г

1

Б

2

Б

2

В

3

Г

3

А

4

А

4

Г

5

Г

5

Б

6

В

6

В

7

Б

7

В

8

Б

8

Г

9

В

9

Г

10

Г

10

В

11

В

11

В

12

Б

12

Б

13

А

13

А

14

В

14

Б

15

Г

15

В

16

В

16

В

17

Г

17

Г

18

Г

18

Г

19

В

19

В

20

В

20

Г

21

Г

21

Г

22

Г

22

Г

23

В

23

В

24

Г

24

Г

25

В

25

Г

26

Б

26

В


Приложение 3.

Выполните одно из предложенных заданий.

Уровень A (3 балла).

Опишите полный путь ко всем оставшимся файлам.

Пример: С: \ IVANOV\ PROGS\ progs3.doc

Уровень B (4 балла).

Найдите и исправьте ошибки в схеме и опишите полный путь ко всем семи файлам:

Уровень C (5 баллов).

Изобразите файловую структуру в виде дерева:

С: \SKI\SCATE\city.txt

С: \SPORT\SKI\Russia.txt

C: \SCATE\SPORT\SKI\Russia.txt

С: \SPORT\SKI\Germany.txt

С: \SKI\SCATE\INFO\city.txt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Файл и файловая система"

Урок "Файл и файловая система"(слайд1)Цели урока (слайд2)Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.Развивающая: формирование умения составлять дер...

"Файл и файловые системы"

Презентация может быть использована при изложении материала по теме "Файл и файловые системы" в информационно-технологическом профиле, а также на уроках информатики при некоторой доработке...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

В  уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....

Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"

Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...

Презентация по теме: "Файлы и файловая система"

Презентация для урока по теме: "Файлы и файловая система"...

"Файлы и файловые системы"

Представленный методический материал предназначен для проведения уроков по теме "Файлы и файловые системы" в 8 классе. Данный материал включает в себя Презентацию урока-лекции и практическую работу "О...

Презентация на тему - "Файлы и файловая система"

Демонстрационный материал для урока информатики в 7 классе....