Рабочая программа по информатике для 5-7 классов
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Устян Ольга Сергеевна

 

=

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_5-7.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

       Нормативные  акты  и  учебно-методические документы:

Рабочая программа  «Информатика и ИКТ. 8-9 класс»  соответствует  требованиям  и  положениям

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов  основного общего образования (Приказ  Министерства  образования Российской  Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. Приказов  Минобрнауки  России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427,от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39,от 31.01.2012 № 69))
  • Образовательной программы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  средней  общеобразовательной  школы  №92

 Рабочая программа 1 вида «Информатика и ИКТ» составлена на основе

  1. Стандарта основного общего образования по  математике  из федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ  Министерства  образования Российской  Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. Приказов  Минобрнауки  России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427,от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39,от 31.01.2012 № 69))

2. Авторской   программы курса «Информатика и ИКТ» для  8-9 классов средней общеобразовательной школы М.Н. Бородин БИНОМ, 2012 г., в соответствии с учебным планом и календарным графиком средней общеобразовательной школы № 92 на 2015-2016 учебный год.

Общие цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Обоснование  выбора  содержания части программы по  алгебре:

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и проектных работ (ПР) — интегрированных проектных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

  1. Общая  характеристика  учебного  предмета

 Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

        Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

        Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

        Курс нацелен на формирование умений учащихся фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

3.  Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики  на ступени основного общего образования отводится не менее 34 часов из расчета 1 час в неделю в 8 классе, 2 часа в неделю в 9 классе.

Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Информатика,  8-9 классы», автор  Бородин М.Н. и др., рассчитана на три  года  обучения  из  расчета 34 часа в год.

Согласно  учебному плану Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  средняя общеобразовательная  школа  № 92  г. Сочи,   в  соответствии  с  годовым  календарным  графиком  на   2015 – 2016  учебный  год,  на  изучение  предмета  «Информатика»  отводится   1 час в неделю (что  соответствует 34 часам в год)  в  течение  каждого  года  обучения (8 класса),  2 часа в неделю (что соответствует 68 часам) в течение каждого года обучения (9 класс ), всего  102  часа.

5. Содержание учебного предмета

  • Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления в системах различной природы (линия "информационных процессов");
  • способы представления информации (линия "представления информации");
  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя, алгоритмы, основы программирования ("алгоритмическая линия");
  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи, архитектурой компьютера, функциями его основных устройств ("линия компьютера");
  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведение компьютерного эксперимента ("линия формализации и моделирования");
  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера ("линия информационных технологий");
  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, телекоммуникациях, возможностях и услугах компьютерных сетей (линия "телекоммуникаций").

Представляется, что с учетом тенденции к усилению общеобразовательных, мировоззренческих функций информатики как учебного предмета роль отдельных содержательных линий будет усиливаться. К числу этих линий следует отнести следующие: линия информационных процессов, представление информации, формализация и моделирование, телекоммуникации. Перераспределение удельного веса отдельных линий в содержании базового курса информатики обусловлено двумя факторами. Во-первых, расширением предмета школьной информатики, исходя из нового понимания предмета информатики как науки. Нельзя исключать, что при таком подходе нам придется в ряде аспектов пересмотреть состав областей научного знания, составляющих основы этого учебного предмета в школе. В частности, весьма вероятным для нас представляется расширение предмета школьного курса информатики, выход его за рамки только "компьютерной информатики". Во-вторых, преодолением достаточно одностороннего подхода к изучению в курсе информационных процессов, когда из всех видов этих процессов изучается, по существу, один – обработка информации на основе алгоритмов. Можно предположить, что будет усилено внимание к процессам представления и, главное, использования информации. Последнее привнесет в содержание курса чрезвычайно важные в мировоззренческом и практическом отношениях вопросы об информационных основах процессов управления. 

6.Тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

8 КЛАСС

1

Информация и информационные процессы.

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации  

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

7

3

Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

16

4

Повторение, резерв времени.

2

9 класс

1

Кодирование и обработка текстовой информации. Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.

9

2

Кодирование и обработка числовой информации. Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.

10

3

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

4

Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.

20

5

Моделирование и формализация. Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

10

6

Информационное общество. Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

3

7

Повторение, резерв времени

1

ИТОГО:

102

7. Описание  учебно-методического  и  материально-технического  обеспечения  образовательной  деятельности.

Печатные пособия:

  1.  Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.  2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин.-  2-е изд.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012г.
  2.  Н.Д. Угринович. Учебник. «Информатика и ИКТ. 8 класс»
  3. Н.Д. Угринович. Учебник. «Информатика и ИКТ. 8 класс»
  4.  А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы; ВАКО 2008 г.
  5.  Н.Д. Угринович. Методическое пособие для учителей 8,9 класса. 2008 г.
  6.  Электронные методические ресурсы.

Экранно- звуковые  пособия:

  1. Демонстрационный  материал   по  информатике,  8-9  класс.

Технические  средства  обучения:

  1. Автоматизированное  рабочее  место  учителя.
  2. Дистанционное оборудование.

Цифровые  и  электронные  образовательные  ресурсы:

1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

3. Уроки – конспекты  www.pedsovet.ru

4. Обучающая  система  Дмитрия Гущина  Сдам  ГИА  inf.сдам гиа.pфru

   СОГЛАСОВАНО                                                                                            СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                      Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей                                                        ___________ О.С. Устян

естественно – математического  цикла

От ____________ № _____                                                                            ____________ 2015 г.

О.И. Харанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...