Главные вкладки

    Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ
    материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) на тему

    Куркина Инна Павловна

    В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности.

    Куркина И.П.1

    1Куркина Инна Павловна – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Краснодарского края 

    Аннотация: в статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся.

    Ключевые слова: анализ, мониторинг, обобщающее повторение, подготовка к ЕГЭ.

    Одним из направлений при подготовке к государственной итоговой аттестации является организация повторения. Опыт проведения ЕГЭ убеждает в необходимости разработки технологий, позволяющих целенаправленно организовать повторение учебного материала на всех этапах учебного процесса. В своей работе считаю целесообразным использовать следующие технологии:

    • Технологии  личностно-ориентированного подхода при организации повторения (самостоятельные работы, тесты, контрольные срезы создаются трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий; учащиеся самостоятельно выбирают уровень заданий)
    • использование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
    • использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников;
    • технологии групповых форм работы[1].

    Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний. Главная цель уроков обобщающего повторения – систематизировать знания, полученные учащимися в школе, выделить общие методы и приемы решения задач по определенным темам, указав в них стандартные элементы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.

    Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Для решения этой проблемы учителю необходимо организовать уроки обобщающего повторения так, чтобы учащиеся сами понимали необходимость в повторении ранее изученного материала. Положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывает перспективу учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны[1]. Необходимо  применять систему, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся. Система диагностики включает в себя следующие элементы:

    • темы для составления контрольных измерительных материалов;
    • определение видов промежуточного контроля;
    • осуществление диагностики знаний, умений и навыков;
    • планирование коррекции пробелов в знаниях;
    • определение видов итогового контроля (контрольная работа, зачет, тест).
    • тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет.

    Рассматриваемая система отслеживания достижений учащихся позволяет учителю: получать информацию о том, как идет процесс обучения в целом по отдельным  показателям; своевременно выявлять затруднения  отдельных учащихся; корректировать процесс обучения. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

    Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений.

    В своей практике целесообразно:

    • применять уровневую дифференциацию учащихся: различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого);  
    • убеждать слабоуспевающих учащихся в  посильности задач и необходимости их выполнения[1];
    • предлагать  учащимся самостоятельно продумывать элементы самоконтроля и оценивать полученные при решении результаты[1];
    • ставить специальные задачи по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне с использованием нестандартной постановки вопроса.
    • все самостоятельные и проверочные работы  по объему и типам заданий необходимо приблизить к формату ЕГЭ.

    Описанная система обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов  дает стабильные результаты. За период с 2014-2016 учебный год средний тестовый балл по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ по школе ежегодно превышает средний балл, полученный выпускниками России. (Таблица 1)

    Таблица 1. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 3 года.

    Год

    Средний тестовый балл в школе

    Средний тестовый балл в России

    2014

    68

    57.1

    2015

    64.3

    54

    2016

    72

    53

    Список литературы

    1. И.А. Паршутин. Методы стимулирования учебной деятельности. «Справочник классного руководителя» №4 [Электронный ресурс] URL: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/517/ (дата обращения: 29.01.2017).
    2.  «Школьные технологии» №3 2006. «Управление формирования умений»  В.В.Лебедев

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"

    Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло...

    Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса

    Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией.  Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...

    Элективный курс "Решение задач по химии повышенного уровня сложности" 10-11 класс

    Содержание программы носит интегрированный характер и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию, ориентации школьников на основные направления профессий связанных с химией....

    Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

    Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер...

    Решение задач по химии повышенного уровня сложности

    Программы курса по выбору для учащихся 9 классов....

    Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

    Элективный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся  10 – 11 класса и носит предметно – ориентированный характер.Содержание курса поможет учащимся нау...

    Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии

    методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения...