Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии

Дон Екатерина Геннадьевна

методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии

Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок следует строить  так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

Обобщающие уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на мировоззренческих идеях, способствуют более осмысленному усвоению учащимися предшествующего материала, систематизации полученных знаний, создают предпосылки для активного изучения новых.

Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам: урок-объяснение, урок лабораторной работы, кино-урок, урок с использованием телевизионных передач или урок-семинар. Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:

1) постановка задач;

2) повторение основных вопросов темы;

3)выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;

4) обсуждение наиболее трудного и важного материала;

5) подведение итогов. Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то всё происходящее в организации государственного итогового контроля не может не отразиться на организации учебного процесса и промежуточном контроле знаний учащихся, поэтому необходимо разнообразить формы контроля, приближать его к тем, которые используются на государственном уровне. Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ – это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 6 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить учеников правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.
3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать, возможно, большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво, читать условие, искать неявные смыслы в тексте.

4)На итоговых занятиях их можно использовать как средство углубления знаний, обобщения конкретно материала, а также как способ проверки знаний.

5)Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе учебного процесса:

  • при изложении новых понятий
  • при закреплении изученного ранее материала
  • при организации самостоятельных работ  разных видов
  • при организации обобщающего повторения

6) Организуя  процесс повторения учебного материала необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала рекомендуется привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.

7)  Обращать особое внимание на задания, связанные с текстом и иллюстрациями. Они могут выполняться учащимися на обобщающих уроках биологии в основной и старшей школе.

8)Осуществлять систематическое использование и отработку технологии тестирования при контроле знаний учащихся с 6 по 11 класс, постепенно прививая умения и навыки работы с тестовыми заданиями на соотнесение структур и функций (сравнительный анализ) и последовательность событий (уровень В, повышенный).

9) Применять  в ходе подготовки к экзамену различные формы заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному (задания с веером ответов).

10) На обобщающих уроках следует осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами, как физика и химия.
11) При составлении  заданий для  обобщающего урока использовать  индивидуально-дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку

Развивающее и  проблемное  обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

методические рекомендации для проведения уроков биологии

Методические рекомендации помогут при проведении уроков, предусмотренных программой по биологии, а также дадут возможность организовать занятия дополнительного образования или кружка...

Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ

В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся...

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...

Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.

Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях  в интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно орие...