Главные вкладки

    Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.
    методическая разработка по краеведению (6 класс)

    Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях  в 

    интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно ориентированного обучения, учебная экскурсия, игровые технологии. ролевые игры. театрализация, ИКТ).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по использованию авторской компьютерной презентации

    при проведении контрольно-обобщающих уроков

    по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.

    Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих уроках требует использования при их разработке:

    интеграции содержания учебных предметов, изучаемых учащимися в данное время,

    современных образовательных технологий (личностно ориентированного обучения, учебная экскурсия, игровые технологии. ролевые игры. театрализация, ИКТ),

    совокупности последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное усвоение знаний о родном городе, развитие наблюдательности и познавательных способностей учащихся, формирование основ мировосприятия,

    организации учебного процесса стимулирующей активную познавательную деятельность учащихся.

    Контрольно-обобщающий урок является завершающим этапом в изучении темы, и весь период её изучения является подготовкой к его проведению.

    Учебная экскурсия занимает особое место в изучении истории и культуры СПб, так как такая форма организации обучения позволяет проводить наблюдения, изучать памятники и исторические события в естественных условиях. В отличие от урока учебная экскурсия проводится вне классной комнаты (это своего рода занятия под открытым небом), отсутствует строгое ограничение во времени. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами наследия культуры Петербурга.

    Разработаны темы и маршруты экскурсий по городу и музеям в соответствии с учебной программой.

    5 класс:изучая наследие Древнего мира, учащиеся посещают экскурсии: «От берегов загадочного Нила, на берега пленительной Невы» с посещением Эрмитажа - Египетского зала. Проезжая по городу дети могут увидеть подлинные и стилизованные памятники Древнего Египта, вторая экскурсия посвящена Античности, так же с посещением Эрмитажа- залы Древней Греции и Рима.

    6 класс: изучая наследие средневековья в Петербурге, на экскурсиях знакомятся с храмами города и посещают Русский музей - по теме «Древняя Русь». Храмы, иконы, с которыми познакомились на экскурсии, включены в задания (Презентация «Храмы, Иконы»)  и конкурсы игры «Слава Русской старине».

    7 и 8 классы выезжают на экскурсии: «Петровский Петербург», «Екатериненский Петербург», «Декабристы в Петербурге».

    Театрализация или использование её элементов превращает урок в поле деятельности учителя и учащихся, где преобладают такие способы деятельности как интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение) и проблемно-творческие; используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Это производит огромное впечатление, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго, если не на всю жизнь.

    Театрализация позволяет проводит ролевые игры, что делает урок ярким и эмоциональным, но требует подготовки соответствующего реквизита, костюмов, репетиций сцен и танцев. Учащиеся пишут сценарий, распределяют роли, готовят костюмы и реквизит,  проводят репетиции.

    Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры.

    Домашнее задание, так или иначе охватывают весь пройденный курс, к заданиям относится: оформление кабинета по заданной теме (напр. Крестьянская изба, следовательно вспоминают уклад быта, традиционные предметы дом. обихода ит.д.), подготовка сценки (приходится обращаться к литературным произведениям), танец – необходимо знать музыку, танец, костюм. Несмотря на то, что выбирается команда, задействованы практически все ученики, очень часто помогают и родители.

    В качестве ведущих приглашаем старшеклассников, это тоже очень полезная тенденция. старшеклассники чувствуют на себе ответственность, младшие на них равняются.

                             ИКТ являются :

    1. источником информации (самостоятельный источник знаний),
    2. средством наглядности, позволяет сочетать слово и образ (что особенно важно при изучении исторического материала о культуре, истории и быте наших предков),
    3. методом создания проблемной ситуации,
    4. способом проверки знаний.

    При показе слайдов активизируется зрительная память на образах города.

    Эффективность, по мнению автора, представленного материала по сравнению с традиционными

    1. создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, естественность самовыражения,
    2. понимание происхождения события, явления и их причин,
    3. индивидуально ориентированный характер педагогического процесса,
    4. прямое изучение действительности, основанное на наблюдении,
    5. руководство познавательной деятельностью учеников в процессе использования разнообразных наглядных средств,
    6. вооружение учащихся современными средствами получения информации, умениями их анализа и формирования вывода.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по проведению предметной недели истории в педагогическом колледже.

    Наибольшую значимость в организации внеклассной работы по истории имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить внеклассные мероприятия не спонтанно, а с определённой направлен...

    Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

    Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

    нетрадиционные формы проведения контрольно-обобщающих мероприятий по истории города

    В данной работе предложены варианты  контрольно –обобщающих занятий по истории и культуре СПб с 5 по 8 класс в интеграции с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Эти уроки п...

    Методические рекомендации для проведения анализа современного урока

    Каким должен быть современный урок? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?         Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то в...

    методические рекомендации по проведению военно-патриотического урока "От Афганистана до наших дней"

    Региональное общественное движение по содействию патриотическому воспитаниюмолодежи и поддержке социально незащищенных слоев общества "Город мечты" разработало медодические рекомендации по п...

    Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия "Урок - путешествие по Республике Башкортостан".

    Цели и задачи данного мероприятия: познакомить учащихся с республикой Башкортостан (с ее географическим положением, национальным составом, выдающимися людьми, героями, культурой, традициями, обычаями,...

    Методические рекомендации для проведения итоговой аттестации в объединении "Живая история"

    Методические рекомендации к проведению итоговой аттестации  в конце I года обучения по программе «Живая история»  "101 вопрос и ответ" к викторине по Сан...