Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях  в 

интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно ориентированного обучения, учебная экскурсия, игровые технологии. ролевые игры. театрализация, ИКТ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.65 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по использованию авторской компьютерной презентации

при проведении контрольно-обобщающих уроков

по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.

Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих уроках требует использования при их разработке:

интеграции содержания учебных предметов, изучаемых учащимися в данное время,

современных образовательных технологий (личностно ориентированного обучения, учебная экскурсия, игровые технологии. ролевые игры. театрализация, ИКТ),

совокупности последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное усвоение знаний о родном городе, развитие наблюдательности и познавательных способностей учащихся, формирование основ мировосприятия,

организации учебного процесса стимулирующей активную познавательную деятельность учащихся.

Контрольно-обобщающий урок является завершающим этапом в изучении темы, и весь период её изучения является подготовкой к его проведению.

Учебная экскурсия занимает особое место в изучении истории и культуры СПб, так как такая форма организации обучения позволяет проводить наблюдения, изучать памятники и исторические события в естественных условиях. В отличие от урока учебная экскурсия проводится вне классной комнаты (это своего рода занятия под открытым небом), отсутствует строгое ограничение во времени. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами наследия культуры Петербурга.

Разработаны темы и маршруты экскурсий по городу и музеям в соответствии с учебной программой.

5 класс:изучая наследие Древнего мира, учащиеся посещают экскурсии: «От берегов загадочного Нила, на берега пленительной Невы» с посещением Эрмитажа - Египетского зала. Проезжая по городу дети могут увидеть подлинные и стилизованные памятники Древнего Египта, вторая экскурсия посвящена Античности, так же с посещением Эрмитажа- залы Древней Греции и Рима.

6 класс: изучая наследие средневековья в Петербурге, на экскурсиях знакомятся с храмами города и посещают Русский музей - по теме «Древняя Русь». Храмы, иконы, с которыми познакомились на экскурсии, включены в задания (Презентация «Храмы, Иконы»)  и конкурсы игры «Слава Русской старине».

7 и 8 классы выезжают на экскурсии: «Петровский Петербург», «Екатериненский Петербург», «Декабристы в Петербурге».

Театрализация или использование её элементов превращает урок в поле деятельности учителя и учащихся, где преобладают такие способы деятельности как интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение) и проблемно-творческие; используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Это производит огромное впечатление, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго, если не на всю жизнь.

Театрализация позволяет проводит ролевые игры, что делает урок ярким и эмоциональным, но требует подготовки соответствующего реквизита, костюмов, репетиций сцен и танцев. Учащиеся пишут сценарий, распределяют роли, готовят костюмы и реквизит,  проводят репетиции.

Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры.

Домашнее задание, так или иначе охватывают весь пройденный курс, к заданиям относится: оформление кабинета по заданной теме (напр. Крестьянская изба, следовательно вспоминают уклад быта, традиционные предметы дом. обихода ит.д.), подготовка сценки (приходится обращаться к литературным произведениям), танец – необходимо знать музыку, танец, костюм. Несмотря на то, что выбирается команда, задействованы практически все ученики, очень часто помогают и родители.

В качестве ведущих приглашаем старшеклассников, это тоже очень полезная тенденция. старшеклассники чувствуют на себе ответственность, младшие на них равняются.

                         ИКТ являются :

  1. источником информации (самостоятельный источник знаний),
  2. средством наглядности, позволяет сочетать слово и образ (что особенно важно при изучении исторического материала о культуре, истории и быте наших предков),
  3. методом создания проблемной ситуации,
  4. способом проверки знаний.

При показе слайдов активизируется зрительная память на образах города.

Эффективность, по мнению автора, представленного материала по сравнению с традиционными

  1. создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, естественность самовыражения,
  2. понимание происхождения события, явления и их причин,
  3. индивидуально ориентированный характер педагогического процесса,
  4. прямое изучение действительности, основанное на наблюдении,
  5. руководство познавательной деятельностью учеников в процессе использования разнообразных наглядных средств,
  6. вооружение учащихся современными средствами получения информации, умениями их анализа и формирования вывода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению предметной недели истории в педагогическом колледже.

Наибольшую значимость в организации внеклассной работы по истории имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить внеклассные мероприятия не спонтанно, а с определённой направлен...

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Методические рекомендации для проведения семинара учителей химии «Пути интеграции химических и валеологических знаний».

Каким же образом можно осу­ществлять интеграцию химических и валео­логических знаний в системе школьного химического образования? Необходимо исходить из особого значения химических знаний в по­вседнев...

нетрадиционные формы проведения контрольно-обобщающих мероприятий по истории города

В данной работе предложены варианты  контрольно –обобщающих занятий по истории и культуре СПб с 5 по 8 класс в интеграции с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Эти уроки п...

Методические рекомендации для проведения анализа современного урока

Каким должен быть современный урок? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?         Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то в...

методические рекомендации по проведению военно-патриотического урока "От Афганистана до наших дней"

Региональное общественное движение по содействию патриотическому воспитаниюмолодежи и поддержке социально незащищенных слоев общества "Город мечты" разработало медодические рекомендации по п...

Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия "Урок - путешествие по Республике Башкортостан".

Цели и задачи данного мероприятия: познакомить учащихся с республикой Башкортостан (с ее географическим положением, национальным составом, выдающимися людьми, героями, культурой, традициями, обычаями,...