Главные вкладки

    «Изучение профессиональных склонностей учащихся при формировании профильных курсов по информатике»
    статья по информатике и икт (10 класс) на тему

    Острожная Елена Валериевна

    В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводиться эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 от 23.03.2001. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statiay.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Изучение профессиональных склонностей учащихся при формировании профильных курсов по информатике»

    В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводиться эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 от 23.03.2001. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

    Однако проблема выбора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Учащиеся совершают  его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Психологи разрабатывают методики исследования склонностей учащихся к разным видам деятельности, чтобы помочь подростку правильно определить направление дальнейшего обучения. Многие из них ориентируются только на самооценку учащегося, например дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, в котором учащимся предлагаются  20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий. По этой методике учащиеся, склонные к профессии программиста, оператора ЭВМ должны иметь наибольший показатель в типе «Человек - знаковая система». Тесты, использующие в своей основе самооценку испытуемого, определяют скорее мотивацию человека, а не его способности.  Данный тест нужно использовать в совокупности с другими методиками, позволяющими определить психологические особенности ребёнка.

    С информатикой связаны такие профессии, как программист, оператор ЭВМ, инженер, системный администратор, Web-дизайнер. Для успешной работы по этим профессиям необходимо иметь  аналитико-логический и абстрактно-символический типы мышления,  алгоритмический стиль мышления, склонность к исследовательской деятельности, высокий уровень самостоятельности.

    Поэтому для изучения профессиональных склонностей учащихся необходимо исследовать и мнение учащихся, и их возможности. Для этого может послужить методика, состоящая из теста для определения интересов и склонностей, и теста с заданиями для исследования мышления. Исследование логического мышления и  аналитического аспекта мышления взято из методических разработок психологического практикума «Познавательные процессы. Межличностные отношения» И.А. Сергеевой (Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта)

    Методика определения интересов и склонностей по предмету информатика.

    Испытуемому предлагается 17 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет».

    Нравиться ли вам:

    1. узнавать о достижениях в области разработки новой техники, нового программного обеспечения
    2. выяснять внутреннее устройство компьютера, принципы работы оборудования
    3. смотреть телепередачи о новостях робототехники
    4. заниматься математическими расчётами и вычислениями
    5. ремонтировать бытовые электроприборы
    6. читать журналы об электронике, компьютерах
    7. разбирать и ремонтировать компьютеры
    8. строить чертежи, схемы, графики на компьютере
    9. обслуживать машины и проборы
    10. устанавливать сеть между компьютерами
    11. находить и устранять неполадки в работе компьютера
    12. искать информацию в интернете
    13. создавать свои программные продукты
    14. набирать тексты на компьютере
    15. работать с графикой на компьютере
    16. самостоятельно искать информацию о новых программах и изучать их
    17. посещать кружок по информатике
    18. исправлять ошибки в решении задач
    19. заниматься безопасностью компьютера, изучать информацию о вирусах и антивирусных программах

    Обработка результатов:

    Чем больше количество ответов да, тем выше мотивация и интерес к предмету информатика. Вопросы можно подразделить на несколько профессий, некоторые вопросы подойдут к нескольким профессиям.

    Программист: 3, 4, 8, 13, 17, 18

    Оператор ЭВМ, инженер: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 16, 17

    Web-дизайнер: 12, 13, 14, 15, 17

    Системный администратор: 1, 2, 6, 10, 11, 12, 16, 17, 19

    Исследование логического мышления (книга И.А. Сергеева)

            Цель исследования: определить уровень развития логического мышления

            Инструкция

            "Вам предлагается 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач - 5 минут."

            По истечение 5 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"

    Стимульный материал

            1. А больше Б в 9 раз                        2. А меньше Б в 10 раз

                Б меньше В в 4 раза                            Б больше В в 6 раз

                    В  ?  А                                        А  ?  В

            3. А больше Б в 3 раза                        4. А больше Б в 4 раза

                Б меньше В в 6 раз                            Б меньше В в 3 раза

                    В  ?  А                                        В  ?  А

            5. А меньше Б в 3 раза                        6. А больше Б в 9 раз

                Б больше В в 7 раз                            Б меньше В в 12 раз

                    А  ?  В                                        В  ?  А

            7. А больше Б в 6 раз                        8. А меньше Б в 3 раза

                Б больше В в 7 раз                            Б больше В в 5 раз

                    А  ?  В                                        В  ?  А

            9. А меньше Б в 10 раз                        10. А меньше Б в 2 раза

                Б больше В в 3 раза                            Б больше В в 8 раз

                    В  ?  А                                        А  ?  В

            11. А меньше Б в 3 раза                        12. А больше Б в 2 раза

               Б больше В в 4 раза                            Б меньше В в 5 раз

                    В  ?  А                                        А  ?  В

            13. А меньше Б в 5 раз                        14. А меньше Б в 5 раз

                Б больше В в 6 раз                            Б больше В в 2 раза

                    В  ?  А                                        А  ?  В

            15. А больше Б в 4 раза                        16. А меньше Б в 3 раза

                Б меньше В в 3 раза                            Б больше В в 3 раза

                    В  ?  А                                        А  ?  В

            17. А больше Б в 4 раза                        18. А больше В в 3 раза

                Б меньше В в 7 раз                            Б меньше В в 5 раз

                    В  ?  А                                        А  ?  В

    Обработка результатов

            Обработка производится с помощью ключа - таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым задач.

    Ключ

    1. B < A

    7. A < B

    13. B < A

    2. A < B

    8. B < A

    14. A < B

    3. B > A

    9. B > A

    15. B < A

    4. B < A

    10. A > B

    16. A = B

    5. A > B

    11. B < A

    17. B > A

    6. B > A

    12. A < B

    18. A > B

    Анализ результатов

            Уровень развития логического мышления определяется по количеству правильно решенных задач.

            16-18 решенных задач свидетельствуют об очень высоком уровне логического мышления., 13-15 - высоком; 10 - 12 - среднем, 7 - 9 низком.; если решено 6 и менее задач, то логичность мышления очень низкая.

    Исследование умения анализировать.

    Цель исследования: оценить аналитический аспект мышления.

            Инструкция

            "Вам предъявляется 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут".

                                    Числовые ряды

                            1) 24  21  19  18  15  13  -  -  7

                            2) 1  4  9  16  -  -  49  64  81  100

                            3) 16  17  15  18  14  19  -  -  

                            4) 1  3  6  8  16  18  -  -  76  78

                            5) 7  16  19  5  21  16  9  -  4

                            6) 2  4  8  10  20  22  -  -  92  94

                            7) 24  22  19  15  -  -

    Обработка и анализ результатов

            Обработка результатов производится с помощью ключа. Оценивается количество правильно написанных чисел. Норма взрослого человека - 3 и выше.

    Ключ

                            1) 12   9                                5) 13

                            2) 25   36                                6) 44   46

                            3) 13   20                                7) 10   4

                            4) 36   38

            Хорошее аналитическое мышление необходимо специалистам различных профессий, в первую очередь операторских, а также сферы "человек - техника".

    Исследование алгоритмического стиля мышления на основе материала базового курса информатики.

    Цель исследования: оценить уровень развития алгоритмического стиля мышления.

    Инструкция

    «Вам предлагается 8 заданий. Максимум на выполнение – 30 минут».

    1. Расположите предложенные команды:

    А) создать файл медведь.doc;

    Б) создать папку ПТИЦЫ;

    В) создать файл лев.doc;

    Г) войти в созданную папку;

    Д) сделать диск А: текущим;

    Е) создать папку ЖИВОТНЫЕ

    Таким образом, чтобы был получен алгоритм, с помощью которого на пустой дискете создаётся следующая файловая структура:


    2. Чему будет равно А после выполнения алгоритма:

    А=2

    В=4

    А=А+В

    В=В-1

    А=А+В

    3. Чему будет равно В после выполнения приведённого алгоритма, если первоначально А=12, а В=0:

    1) если А – чётное число, то А=А/2

    2) если А-нечётное число, то А=А-1

    3) В=В+1

    4) если А0, то перейти к п.1. алгоритма

    4. Какая команда пропущена, если после выполнения алгоритма С=19

    1) А=2

    2) В=4

    3) С=А+В

    4) В=В+2

    5)

    6) С=А+В+С

    5. Какую задачу решает данный алгоритм?

    1) введите r, a

    2) Skruga=3.14*r*r

    3) Skv=a*a

    4) если Skv>Skruga, то вывести «Поместится», иначе вывести «Не поместится»

    6. Определи правило получения чисел и заполни пропуск.

    1 4 7 10 13 …

    1  2  5 8 9 14 13 20 … 26

    7. Из огромного мешка сахара хозяйка хочет взять 30 кг для варенья. В её распоряжении единственная гиря весом 1 кг и рычажные весы. Расставьте действия в нужном порядке, чтобы выполнить поставленную задачу за 5 взвешиваний.

    1) ссыпать сахар из двух чашек в одну, добавить гирю и взвесить 4 кг сахара;

    2) ссыпать сахар из двух чашек в одну, добавить гирю и взвесить 8кг сахара;

    3) убрать гирю, добавить 8 кг к имеющимся и уравновесить новыми 15 кг, получится 15+15=30 кг;

    4) взвесить 1 кг сахара;

    5) положить гирю на отмеренный сахар и взвесить 2 кг сахара.

    8. Мачеха велела Золушке принести ровно 3 л воды, а в доме всего 2 ведра: одно пятилитровое (ведро А), а другое девятилитровое (ведро Б). Расставьте действия в нужном порядке для того, чтобы помочь Золушке.

    Обработка и анализ результатов

    1. ДЕБГАВ или ДБЕГАВ
    2. 9
    3. 3
    4. А=А+5
    5. Поместиться ли круг в квадрат
    6. 16;  17
    7. 45123
    8. 637591842

     

    Вычислить процент выполнения заданий.  До 50% - алгоритмический стиль мышления не развит, 50%-75% - средний уровень развитости алгоритмического мышления,   76% - 100% - высокий уровень алгоритмического мышления.

    На основе этого исследования составляется карточка на каждого учащегося, в которой отражается уровень интереса (количество ответов ДА), преимущественная профессия, уровень развития логического мышления, количество ответов на умение анализировать числовые ряды, уровень алгоритмического стиля мышления. После обучения в профильном классе желательно снова провести исследование и определить, как изменилось отношение учащихся к предмету,  и просмотреть динамику развития мышления.

    Литература:

    1. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе.//Педагогика №2, 2004. С. 28-33.

    2. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение.//Воспитание школьников №1, 2004. С. 2-7.

    3. Методика ДДО http://www.akvilon-k.com/testy/detail.php?ID=1040

    4. Психологический практикум «Познавательные процессы. Межличностные отношения»: методические разработки  И.А. Сергеевой 

    http://www.sdo.iriit.irk.ru/library/33/723/psi_prak 2.DOC

    5. Диск «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия – 2006».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опросник профессиональных склонностей для учащихся 9 класса.

    Разработка по профориентационной работе в 9 классе содержит презентацию с опросником и бланки для заполнения....

    Изучение профессиональной лексики как фактор формирования профессиональной компетенции

    В статье рассматривается необходимость формирования правильного использования профессиональной лексики для будущего выпускника как залог его успешности в профессиональной деятельности....

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"

    Мастер-класс по  опыту работы над формированием коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог" для учащихся 10-11 классов. Представлена подборка методов и ...

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"

    Презентация к мастер-классу по теме "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"....

    Диагностика уровня знаний учащихся 10-х (профильных) классов по информатике

    Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации ...

    Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

    Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

    Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...