Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"
методическая разработка (психология, 10 класс) по теме

Базько Ирина Викторовна

Мастер-класс по  опыту работы над формированием коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог" для учащихся 10-11 классов. Представлена подборка методов и приемов, использование которых на уроке рационально по времени, можно использовать на различных этапах урока в зависимости от поставленных задач. К мастер-классу прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_uchashchikhsya.doc231.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема «Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профиля «Педагог-психолог».

Цель мастер-класса: передать способы деятельности, методы и приемы  по формированию коммуникативной компетентности учащихся на уроке и внеурочное время, ознакомить с приемами невербальной коммуникации для повышения эффективности общения педагогов.

Когда-то слова были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга.

Зигмунд Фрейд ("Введение в психоанализ")

  1. Презентация педагогического опыта.

Целью государственной программы  развития образования на 2011-2020 годы в части среднего общего образования является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического развития страны.

Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Соответственно принципиально меняются и цели образования. Школа сегодня смещает акценты со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Другими словами компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией.

С учетом того, что компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, в Концепции 12-летнего образования выделены 7 ключевых компетентностей: /слайд/ ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования.

Уровень образованности сегодня определяется не объемом знаний, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний,  не отрицание знаний, а акцент на способность использовать полученные знания.

/слайд/ Коммуникативная компетентность – готовность к общению с другими людьми. Выражается в умениях:

  • самостоятельно вступать в контакт с собеседником любого типа (по возрасту, по статусу, степени близости и знакомства и т.д.), учитывая его особенности;
  • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения;
  • слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
  • высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение, стимулировать к продолжению общения.

/слайд/ Методы формирования коммуникативной компетенции:

1. Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Все формы учебного диалога;

Ролевые и деловые игры, доклады, предлагающие роли говорящего, слушающего и отвечающего;

Учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;

Дискуссии, обсуждения, диспуты;

Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

2. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

Подготовка заметок, статей;

Учебные исследования и проекты, требующие проведения анкетирования, или письменных опросов с предварительной подготовкой вопросов;

/слайд/

Формируемые умения коммуникативной компетентности:

Используемые методы активного обучения, приемы и упражнения для формирования коммуникативности:

  1. Самостоятельно вступать в контакт с собеседником любого типа

Проведение учащимися устных опросов, интервью, анкетирования, ролевые игры «Собеседование»и т.д.

  1. Поддержать контакт в общении, общаться так, чтобы быть понятым

Изучение приемов невербальной коммуникации, ролевые игры, упражнение «За стеклом», упражнение «Наблюдатель», Упражнение «Ежедневник», «5 вопросов»

  1. Соблюдать правила общения, уметь слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению

Дискуссии, диалог, круглый стол сообщения, мини-эксперимент, обучение технике эффективного общения, упражнение «Свободный микрофон»

  1. Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение

Упражнение «Стул решений», упражнение «Планирование»,  упражнение «плюс, минус, интересно», дискуссия, круглый стол

  1. Представление системы уроков.

Таблица 1. Система уроков курса «Педагог-психолог» с применением методов активного обучения для формирования коммуникативной компетентности. (обсуждение по таблице, приложение 1).

  1. Имитационная игра.

Методы, приемы и упражнения, применяемые на уроках:

Учебная дискуссия

  1. Личностные и профессиональные качества педагога-психолога.
  2. Система образования в разных странах мира.

  Круглый стол  

  1. Молодежные субкультуры: за и против.
  2. Почему подросток становится «трудным»?

Диалог – необходимый компонент процесса обучения, в котором учащийся учится вести общение на разных уровнях:

Личностный уровень – это диалог с собственным Я, общение с самим собой, собственным разумом;

Межличностный уровень – понимание диалога как процесса взаимодействия качественно разных ценностно-интеллектуальных позиций;

Мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых  группах по 5-7 человек.

Уровни, характеризующие культуру речевой деятельности:

ПЕДАГОГ

ученик

ученик

ученик

ПЕДАГОГ

ученик

ученик

ученик

ПЕДАГОГ

ученик

ученик

ученик

Монолог

Репродуктивный уровень

Диалог

Адаптивный уровень

Диалог

Творческий уровень

К.Роджерс говорил, что диалог строится на 4 китах: на духовно-нравственных основах внутреннего мира педагога, на вере в ребенка, обращении к его чувству достоинства, побуждении его к собственному поиску, активному росту и саморазвитию.

/слайд/ Важным моментом при планировании диалога является составление вопросов. Так, например,  вопросы, направляемые ход мышления:

Каким образом можно …. использовать для ….?

Что случится, если …?

Что подразумевается под …?

В чем сильные и слабые стороны …. ?

На что похоже …?

Что мы уже знаем о …?

Каким образом … влияет на …?

Каким образом … связано с тем, что мы изучили ранее?

Объясните, почему …?

Объясните, как …?

В чем смысл…?

Почему важно …?

В чем разница между … и …?

Как можно применить … в повседневной жизни?

Какой аргумент можно привести против …?

Согласны ли вы с утверждением, что ….?

Как, по вашему мнению, посмотрел бы … на вопрос …?

/слайд/ Интервью  

  1. Изучение правил проведения интервью (на уроке, тема раздела 1)
  2. Интервью с родителями на тему «Реализация профессиональных планов» (по схеме, данной учителем)
  3. Интервью с одноклассниками или друзьями (составлено самостоятельно, оказана помощь учителя, тема свободная)
  4. Проведение интервью с незнакомыми людьми (составлено самостоятельно, тема свободная)

/слайд/ Устный опрос мнения людей

  • Изучение правил проведения опроса на уроке.
  • Проведение опроса среди знакомых людей на свободную тему.
  • Проведение опроса среди незнакомых людей на свободную тему.

/слайд/ Анкетирование

  1. Изучение составляющих анкеты, пробное составление (на уроке).
  2. Проведение составленной на уроке анкеты среди 10-15 знакомых человек.
  3. Самостоятельное составление анкеты на свободную тему и проведение ее среди незнакомых людей.
  4. Выход в группы других профилей с анкетированием по профессиональной ориентации (плановая помощь психологам УПК), обработка результатов, обсуждение «Листа оценки» за работу, выставленную учителями профилей.

/слайд/ Упражнение «Ежедневник»

1. Заполняется бланк ежедневника, назначается встреча одноклассникам на определенное время (прием распределения на пары сменного состава).

2. Обсуждение в паре заданной темы:

  •   Смысл притчи
  •   Великие о великом
  •   Экспресс-интервью

/слайд/ Экспресс-интервью

Темы для интервью:

  • Что значит «сложный характер»? Какой у тебя характер?
  • Что для тебя означает УСПЕХ?
  • Какими качествами должен обладать ЛИДЕР?
  • Тема ЗАПРЕТЫ. А что запрещают тебе?
  • Ты будешь счастлив, если…?
  • Какие у тебя достоинства и недостатки?

/слайд/ Упражнение «За стеклом»

Учащимся предлагается по очереди с помощью языка жестов передать смысл простых фраз:

Например,

Скоро Новый год!

Сегодня на улице холодно.

Как пройти в библиотеку?

Дайте, пожалуйста, воды.

/слайд/ Упражнение «Свободный микрофон»

Учитель говорит «Вы интересный человек и у окружающих к Вам много вопросов», выбирается 1 учащийся, он садится на стул лицом к классу  и ему задают вопросы о его жизни, планах на будущее и т.д тематика не ограничена.

Правило – вопросы не должны быть некорректными, отвечающий имеет право не отвечать на вопрос.

/слайд/ Мини-эксперимент

Выбирается одно из утверждений и темы и доказывается на примере.

Например, при изучении темы «Общение» для формулировки  одного из правил эффективного общения выбирается пара учащихся, им предлагается общаться:

  1. Сидя спинами друг к другу;
  2. Один сидит, один стоит;
  3. Оба сидят и смотрят друг на друга.

Вопрос «Как было общаться комфортнее?»

Вывод: глаза в глаза.

/слайд/ Упражнение «5 вопросов»

Задается тема для обсуждения. Выбирается по желанию учащийся, который готов аргументировать свое мнение. Остальные учащиеся задают ему 5 вопросов, на которые он должен ответить. Вопросы касаются только мнения ученика по обсуждаемой теме.

Например, тема «есть ли на свете одинаковые  люди?»

Вопросы:1. Я - добрый и он добрый, значит мы похожи?

2. Сын похож внешне на отца, значит они одинаковые?

…. 5. Тогда почему у всех людей разные отпечатки пальцев?

/слайд/ Темы к упражнению «5 вопросов»

  • Влияет ли на судьбу человека страна, где он родился»?
  • Согласен ли ты с утверждением «выживает сильнейший»?
  • Семья – нужна ли она человеку и обществу?
  • Можно ли наказывать детей?
  • Почему люди воруют?
  • Жизнь человека – ценность?
  • Почему люди лгут?

/слайд/ Упражнение «Стоп-кадр»

Дать оценку ситуации или человеку по фото.

Развитие внимательности, наблюдательности, умения сопоставлять, прогнозировать, давать оценку, аргументировать свое мнение.

/слайд/ Творческие работы

Написать письмо в редакцию молодежного журнала с просьбой помочь другу.

Написать пособие для взрослых «Как правильно общаться с подростком».

/слайд/ Ролевая игра

«Прием на работу» (собеседование), «Консультация психолога», «Претензии: родители и дети», «Претензии: учитель-ученик», «Консилиум педагогов-психологов».

  1. Моделирование.

Участникам мастер-класса предлагается принять участие в разработке  урока-симпозиума (разновидности дискуссии) «Образование в странах мира».

План работы:

  1. Входные данные для работы учителей.

Информирование о теме, кол-ве часов на изучение материала, учебные цели, выдача учебного блока (информация о системе образования в странах: Казахстан, Россия, Китай, США, Англия, Франция, Япония, Финляндия, Германия.

  1. Распределение теоретических блоков для изучения с целью дальнейшего обсуждения и планирования урока-симпозиума.
  2. Время на изучение  «стран-участниц» материала и подготовка к выступлению.
  3. Деление на 3 группы. Работа в группах. Планирование хода урока, составление вопросов к обсуждению. (результат – составить план урока-симпозиума).
  4. Обсуждение результатов работы групп.

  1. Экспресс-курс по невербальной коммуникации.

Итак, большая часть рабочего дня педагога (66,2 %) про текает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженны ми являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому, сейчас наиболее значимой представ ляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.
Известно, что коммуникация в профессиональной деятель ности выполняет три основные функции:

  • коммуникативную, включающую обмен информацией;
  • интерактивную, предусматривающую организацию взаи модействия;
  • перцептивную, отражающую процесс восприятия и фор мирования образа другого человека и установления взаимо действия.

В свою очередь, критерии развития коммуникативной ком петенции должны соответствовать основным функциям и отра жать следующие умения:

  • вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодейст вия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно отно сится к нему.

Предлагаю Вам пройти экспресс-курс по обучению невербальным средствам коммуникации.

(экспресс-курс изложен в слайд-шоу+обучающее видео, материал в презентации «Экспресс-курс по невербалике»)

  1. Рефлексия.

Обсуждение мастер-класса за чашкой чая, обмен мнениями участников.

Презентация дисков с материалом опыта для участников мастер-класса, содержание диска:

  1. Разработки классных часов с использованием методов активного обучения на темы по выбору профессии и актуальным темам подросткового возраста (15 разработок);
  2. Видеоролики на острые социальные темы для использования на классных часах (16 шт);
  3. Блок  «Великие о великом» с высказываниями на разные темы,    оформленные эстетично (76шт), притчи (11шт);
  4. Папка «Молодому учителю» с методическими рекомендациями по планированию исследовательской деятельности, составлению печатной продукции, методы и приемы обучения, используемые на уроке с рекомендациями по использованию на различных этапах уроков, образцы интересных карточек для организации контроля знаний учащихся, структура работы по теме самообразования, как работать по методу проектов.
  5. Теоретический блок  «Методы активного обучения» с материалами о методах дискуссии, анализа конкретной ситуации, ролевые игры и т.д., КЕЙС с современными методами обучения.
  6. Презентация «Экспресс-курс по невербальным средствам коммуникации».

СИСТЕМА УРОКОВ КУРСА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»

С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ КУРСА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»

формируемые умения коммуникативной компетентности:

Профессия педагог-психолог

Психология. Методы исследования в психологии

Познавательные процессы: память, внимание, мышление и т.д

Психология общения

Возрастная психология

Направления  работы педагога-психолога

Методы обучения и воспитания

  1. Самостоятельно вступать в контакт с собеседником любого типа

Обучение правил проведения и проведение учащимися опроса, интервью, анкетирования

Проведение тестов по изучению познавательных процессов (в парах)

Ролевые игры, изучение приемов невербальной коммуникации, упр. «За стеклом»

Экспресс-интервью, информационный проект в паре «Подростковый период»

Изучение методов арт-терапии, проведение в группах

Экспресс-интервью

  1. Поддержать контакт в общении, общаться так, чтобы быть понятым

Упр. «Ежедневник», упр. «5 вопросов»,

Упр. «Наблюдатель», проведение рисуночных тестов в семье

Упр. «Ежедневник», Упр. «Свободный микрофон»

Упр. «Ежедневник»,

упр. «5 вопросов»

Упр. «Ежедневник»,

Упр. «5 вопросов», Творческая работа «Написать письмо в редакцию»

Упр. «5 вопросов»,

Упр. «+/-/интересно»

  1. Соблюдать правила общения, уметь слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению

Дискуссия «Личностные и профессиональные качества ПП»

Мини-эксперимент «Влияние внешнего вида, манеры говорить, места проведения  на людей при проведении опроса»

Упр. «Свободный микрофон»

Мини-эксперимент, обучение технике эффективного общения, управление конфликтами

Творческие работы, ролевая игра «Претензии: родители-дети»

Консультирование в сложных жизненных ситуациях (изучение в парах, выступления, обсуждения)

Дискуссия «Обучение за границей: +и-», ролевая игра «Претензии: учитель-ученик»

  1. Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение

Дискуссия «Востребованность на рынке труда  профессии ПП»

Просмотр видео с экспериментами из серии «Я и другие», обсуждение.

Активный диалог «Что или Кто влияет на формирование характера?», «Лидер – кто он?»

Просмотр видео, обсуждение.

Круглый стол «Молодежные субкультуры: за и против»,

Круглый стол «Почему подросток становится трудным?»

Упр. «Стул решений»

Упр. «Планирование», ролевая игра «Консультация педагога-психолога»

Урок-форум молодежи разных стран мира по вопросам образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"

Презентация к мастер-классу по теме "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"....

Формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка

Формирование ключевых компетентностей через различные формы работы...