Формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Шевченко N.N.

Формирование ключевых компетентностей через различные формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_1.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

 «Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка у учащихся 2 ступени»

время обучения: 1 сессия: 03.06………. – …07.06…….2013г.

                            2 сессия: 24 06….…… – 28 06……...2013 г.

                                                                           

                                                                               Выполнила

Шевченко Натальи Николаевна

                                                                    учитель английского языка

                                                       МБОУ  СОШ  № 63

    Самарского района

    г. о. Самара

Самара, 2013

    Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали условия для развития инновационных процессов в образовании, поэтому не случайно целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.

     В современном обществе, согласно «Концепции модернизации содержания образования», востребованы такие качества личности, как самостоятельность, гибкость мышления, ответственность, стремление к самореализации, независимость и солидарность, инициативность и открытость по отношению к новому, владение информационными технологиями.  Но готовы ли нынешние выпускники к новым переменам? Смогли ли педагоги сформировать необходимые ключевые компетентности, среди которых, ведущее место принадлежит коммуникативной компетентности. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, но, к сожалению, современные педагоги, такие как Фридман Л. М. и Пассов Е. И. констатируют снижение интереса к изучению иностранного языка от класса к классу. В результате этого  возникла проблема - не все обучающиеся на выходе из школы имеют достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности, далеко не все могут свободно общаться с носителями языка. И эту проблему необходимо решать современным учителям.   Новое время диктует новые правила. Мы не можем не согласиться с тем, что утверждает Пассов Е. И. В своих работах он показывает спад мотивации при изучении иностранного языка: пропадает желание и интерес у 16% учащихся; желание сохраняется, но становится не интересно у 60% и только у 24%  - желание и интерес сохраняются и возрастают.

     На сегодняшний день существует ряд противоречий:

  • между необходимостью развития коммуникативной компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения, разработанной Я. А. Коменским;
  • между запросом общества и результатами сформированности коммуникативной компетентности;
  • между желанием обучающихся говорить и недостаточным количеством времени для формирования коммуникативной компетентности.

     Как же решить возникшую проблему? Чтобы найти ответ на этот вопрос я не случайно выбрала тему: «Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка у учащихся II ступени», так как формирование этой компетентности проходит красной нитью через весь процесс обучения английскому языку.  Цель моей работы -  создать условия и усовершенствовать систему работы для формирования коммуникативной компетентности. Я ставлю перед собой следующие задачи:

  • активизировать деятельность каждого обучающегося в процессе обучения, а для этого создать банк новых технологий и индукторов;
  • создать ситуацию для творческой активности учащихся;
  • воспитывать личность, желающую и способную к общению через цикл уроков по страноведению, систематизировать наработки;
  • раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;
  • совершенствовать технологии обучения;
  • повысить мотивацию обучающихся.

     Но реализация поставленных задач будет зависеть от определенных условий:

  • рационально выбранного УМК;
  • достаточного количества учебных занятий;
  • оснащенности школы компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием;
  • личных и профессиональных качеств учителя.

     В настоящее время возникла необходимость в создании новых технологий повышения мотивации в учебной деятельности, которые будут поддерживать эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и станут основой его самообучения и самосовершенствования.  

   Современный личностно-ориентированный подход в обучении предлагает целый ряд технологий, методов и приемов, позволяющих учитывать личностно-значимый опыт ученика, его интересы, склонности и особенности. Ведущей педагогической идеей является педагогика сотрудничества – технология на основе личностно-ориентированного подхода, который позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Обучение в сотрудничестве предполагает:

  • сотрудничество учителя и ученика, создающее у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в учении и общении;
  • отказ от авторитарных методов, принуждения к учению и обращение к методам положительного стимулирования влияния на ученика через коллектив товарищей;
  • чтобы каждый, даже слабый ученик, имел возможность участвовать в общей работе класса и ему необходимо предоставить опору, подсказку;
  •  гуманный подход к оценке работ учащихся, бесконфликтность учебной ситуации, веру в свои силы;
  • необходимое условие развития инициативы и творческого поведения учеников;
  • анализ результатов работы и поведения ученика коллективом и самим учеником;
  • формирование правильной оценки, самооценки, самоанализа;
  • обновить содержание обучения за счет привлечения аутентичных источников информации (интернет-источников и мультимедийных обучающих программ);
  • задействовать все системы восприятия учеников: «вижу-слышу-чувствую» через использование ИКТ.

     Я убеждена, что для достижения вышеуказанной цели всех учащихся необходимо вовлекать в поисковую работу на основе метода проектов.  Следует использовать нестандартные формы проведения учебных занятий: урок-соревнование, урок-конкурс (турнир, викторина), урок-путешествие (заочные экскурсии), урок-исследование, урок-пресс-конференция, урок-праздник. И в этой работе широко применять такие методические приемы, как диалоги, полилоги, проблемные ситуации, работу с целым классом, работу в парах и группах, технологию учебной дискуссии, учебную деловую игру.

     При условии использования всех вышеуказанных форм и методов обучения возможно достичь достаточно высоких результатов в формировании коммуникативной компетентности учащихся. Это значит, что каждый ученик освоит язык и полученные знания сможет применить на практике.

     Согласно новым государственным стандартам учащиеся должны владеть целым рядом ключевых компетенций:

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности;
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, ситуациями общения;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении или  передаче информации;
  • технологическая компетенция – готовность к использованию информационных ресурсов;
  • учебно-познавательная компетенция – готовность к самообразованию, дальнейшее развитие общих и специальных умений.

     Как же проверить уровень конечных результатов? Новая система образовательных стандартов предлагает нам новую систему мониторинга: внешний мониторинг (ГИА, ЕГЭ, контроль по линии администрации) и внутренний мониторинг учителя внутри группы или класса. Мониторинг следует осуществлять на всех этапах обучения учащихся. Для этой цели существуют разные виды контроля:

  • входной контроль
  • текущий контроль
  • рубежный контроль (по окончанию изучения темы)
  • отсроченный контроль (через 3 месяца)
  • итоговый контроль (в конце учебного года)

     Конечные результаты проверяются посредством ГИА и ЕГЭ. Но следует помнить, что перед проведением мониторинга необходимо определить цель его проведения, затем проверить данные контроля и проанализировать, ибо без анализа данные контроля мертвы, а при отсутствии четкости и понятной цели нечего контролировать.  Результативность можно проследить по следующим параметрам:

  • рост качества уровня обученности учащихся,
  • высокие результаты по ГИА и ЕГЭ,
  • рост количества учащихся – победителей и призеров олимпиад,
  • развитие ответственности учителя и обучающихся за период обучения,
  • совершенствование содержания и технологии обучения,
  • рост профессионализма учителя.

     Но при проведении мониторинга следует учитывать некоторые проблемы организации:

  • виды контроля должны быть гибкими;
  • избыточный контроль неуместен: «Никто еще не стал выше от того, что его измеряли».

    Несомненно, для проверки результативности следует использовать мотивирующие виды контроля и разработать единую систему критериев.

      Создать мотив учения – это первостепенная задача. На протяжении многих лет, работая над повышением мотивации у учащихся, я использую различные игровые приемы, ролевые игры, работу в паре и в группе. Но очень часто возникают трудности в результате того, что у детей существует языковой барьер, нежелание реагировать на реплики, наличие комплексов. Поэтому на каждом уроке я стараюсь создавать благоприятную атмосферу для общения. Начиная с 5 класса, я учу детей элементарным диалогам разного характера, при этом дети должны непременно повернуться друг к другу, улыбнуться, поприветствовать друг друга. Это их расслабляет, создает определенный эмоциональный фон и дети готовы выполнять задачу учителя. При обучении диалогам я очень часто использую надувные телефоны. После чтения сказок дети с удовольствием составляют диалоги, готовят маски и играют выбранную ими роль. Кроме того, на основе прочитанных сказок, ребята рисуют диафильмы и озвучивают их. Таким образом, языковой барьер постепенно исчезает.

     Благоприятная атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным. Побуждением к мотивации может быть и чувство юмора, которое должно быть присуще учителю также, как и чувство такта. В сочетании с другими качествами оно помогает установить ту, поистине благоприятную творческую атмосферу речевого партнерства, в которой только и возможно обучение общению. В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. И это действительно так. В ходе работы на уроке мы можем пошутить и дружно посмеяться. Я – активный участник детских диалогов, вставляю свои реплики, которые дети с удовольствием принимают. И так, шагая по ступенькам школьных лет, переходя из класса в класс, интерес у учащихся растет, они уже самостоятельно создают серьезные языковые ситуации: ролевые игры, моделированные ситуации, монологические высказывания с элементами рассуждения. Учащиеся творчески, с чувством юмора подходят к выполнению заданий.

          Как уже было сказано выше, лучшей мотивацией к изучению любого языка – есть его практическое применение. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на моих уроках проходит через использование нестандартных форм урока: игровых приемов, применение различных видов ТСО. Благодаря нестандартной расстановке столов (в виде буквы «П»), в классе создается благоприятная обстановка для общения, доброжелательность, эмоциональный настрой, атмосфера успеха и творчества. При этом происходит тесный контакт учителя и учащихся. Это позволяет проводить различные формы работы с ребятами: индивидуальные, групповые, парные, что способствует реализации коммуникативной цели. Нередкими гостями в нашей школе являются носители английского языка: Расти Гаспард из США, Брайн Вудриф из Оксфордского университета и другие. Мы проводим круглые столы и пресс-конференции. Такие встречи дают возможность реального общения с зарубежными гостями.

     Что же касается социокультурной компетентности, то без формирования представления о культуре, традициях, достижениях в области искусства англоязычного мира невозможно достичь высокого уровня мотивации и активного участия обучающихся на уроке, поэтому каждый урок включает фрагменты из презентаций или демонстрацию фотографий о Великобритании. В этом плане мне, наверное, повезло потому, что практически каждое лето я еду в Англию и уже побывала там 9 раз. Мне стало гораздо интереснее вести уроки, поскольку я могу объяснить практически каждую деталь. Я рассказываю о традициях, быте, британской кухне, британских домах, которые действительно являются для них крепостью. «Мой дом – моя крепость» -  говорят англичане. И это, действительно, так. Большую часть своего времени они проводят в доме, в саду, в кругу своей семьи.

 

     Англичане ярые приверженцы своих традиций. «When in Rome do as Romans do», что соответствует русской пословице: «В чужой монастырь не лезь со своим уставом». Во время каждой поездки мы посещаем порядка 8-ми городов, соборы, средневековые замки, сафари парк, лес под названием «New Forest». Я рассказываю своим детям, как трепетно и взрослые, и дети относятся к природе и животным. Если даже в лесу погибает дерево, то его оставляют, придают ему красивую форму и оно продолжает быть украшением леса. Работая по различным УМК британских издательств я изучаю с детьми настоящий живой английский язык. Продуктом таких уроков являются компьютерные презентации, творческие проекты на английском языке, викторины. Это становится хорошим подспорьем не только на уроках, но и на факультативных занятиях по страноведению.

      Особый интерес у учащихся на уроках вызывают дискуссии и обсуждение таких проблем, как взаимоотношения с друзьями, родителями, одноклассниками. Подростков этого возраста интересуют такие темы, как: «Карманные деньги», «Магазины и покупки», «Подростковая мода», «Диалоги - интервью», а также разыгрывание всевозможных жизненных ситуаций: «На улице», «В билетной кассе», «В гостинице», «В аэропорту», «В кафе», «На пикнике».

      Я обязательно обращаю внимание на эмоциональный настрой каждого партнера, учу детей взаимодействовать, вести беседу корректно, с высоким уровнем вежливости и уважения. В случае сбоя я показываю ребятам, каким образом можно выйти из этой ситуации. Учу работать в команде.

     Я – сторонник проведения нестандартных форм работы, потому, что это интересно и мне, и детям. Эти формы способствуют формированию коммуникативной компетентности у учащихся II ступени. Продолжением формирования коммуникативной компетентности является организация внеклассной работы, в частности, проведение декады по английскому языку. И это уже стало традицией в нашей школе.

     

     

     

     Исходя из вышесказанного, следует отметить, что определенные результаты уже достигнуты.  По итогам сдачи ЕГЭ в 2010 году средний бал составил 67%,  в 2012 – 65% и  в 2013 году – 67,8%.  Поэтому, для достижения более высоких показателей следует совершенствовать:

  • новые технологии формирования коммуникативной компетентности;
  • улучшить материально-техническую базу кабинета (отсутствует интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, принтер, сканер);
  •   разработать единую систему  критериев контроля;
  •  систематически проводить мониторинги и анализ результатов;
  •  широко использовать новые информационные технологии;
  •  повышать мотивацию обучающихся.

     Что касается меня, как учителя, то мне следует постоянно повышать уровень профессионализма, в частности, владение новыми информационными технологиями,  использовать современные формы и методы обучения. В результате этого повысится уровень мотивации и будет сохраняться до завершения в школе и в будущем. Результаты сдачи ГИА и ЕГЭ будут стабильно высокими. Я освою новые технологии обучения, вырасту профессионально. Обучающиеся смогут свободно общаться с носителями языка, пользоваться интернет-ресурсами на английском языке, читать аутентичную художественную литературу, быть успешными, работая в международных компаниях.

        

Литература:

  1. Козлов В. В., Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – Москва. – «Просвещение». – 2011.
  2. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. – Минск. – «Лексис». – 2003.
  3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – Москва. – «Просвещение». – 1988.

Нормативные документы:

  1. Доклад министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова на августовской конференции работников образования Самарской области (16 августа 2012 года, г. о. Чапаевск), http://educat.samregion.ru30.
  2. Закон РФ об образовании.

Дополнительные источники:

  1. Пособие для учителей России. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. – Oxford University Press. – 1997.
  2. Махмурян К. Новые образовательные стратегии. // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 3. - С. 8-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

«Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка». 2 часть. Результаты первого этапа.

В данной работе представлен аналитический материал по изученной проблеме «Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка", диагностичес...