Электронные методички для конструирования алгоритмов решения задач
статья по информатике и икт на тему

Иванцова Светлана Анатольевна

Особенно сложно для учителя информатики (математики, физики, химии и т.д.) даются темы, требующие от учеников составления алгоритмов решения задач.  Если у детей в той или иной степени не сформировано логическое, алгоритмическое мышление, то изучение данной темы вызывает особые и порой непреодолимые трудности.  Как их преодолеть и даже способствовать развитию у наших учеников этих заветных форм мышления?  ИГРАЯ, коллеги!  Ведь именно в процессе игры наши дети познают мир!  Это для них естественный и нормальный процесс. А в какую игру лучше всего играть на уроке?  Конечно, в Конструктор!  Это, наверное, самая любимая интеллектуальная игра всех детей (и не только их, но и взрослых).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_elektronnye_metodichki.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

С.А. Иванцова

Электронные методички
для конструирования алгоритмов решения задач.


Иванцова Светлана Анатольевна, учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Школа №58» г. Нижнего Новгорода Нижегородской области.

Работает по специальности 28 лет. В 2008 году получила высшую квалификационную категорию. Лауреат инновационных педагогических чтений в 2010г. Победитель конкурса грантов «Открытое образование»  для преподавателей предметов естественнонаучного цикла средних учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Учебно-исследователький проект» в 2011г. Многие годы активно и плодотворно работает над созданием учебно-методических материалов.

Публикацию об электронных методичках смотрите по ссылке http://shkola58.ucoz.ru/site_svetivan58/AlMet.htm

Данная методическая разработка отражает и, на мой взгляд, дополняет концепцию максимального и в то же время рационального использования современных информационных технологий в процессе обучения детей. О современных информационных технологиях в обучении сейчас говорят многие, эти технологии хвалят, их пропагандируют, развивают, совершенствуют и уже классифицируют.  И это очень хорошо и даже здорово. Наконец-то у нас, учителей, появились самые разные и очень совершенные орудия нашего порой нелёгкого труда.

У Вас, коллега, есть в классе компьютер, мультимедийный проектор и масса методических разработок для обучения детей – презентации, электронные учебники, видеоуроки и т.п. Это очень хорошие инструменты учителя, где применяются порой самые современные информационные технологии.  Но часто (далеко не у всех!) у этих прекрасных разработок для обучения ДЕТЕЙ в той или иной степени присутствует один существенный недостаток – статичность в их структуре, их односторонний принцип действия, где при передаче информации, как говорят на уроке информатики, только один «источник» для целого класса «приёмников», которые вынуждены воспринимать эту информацию пассивно и обречённо.  И какой бы интересной не была информация, каким бы изощрённым и технологически совершенным не был способ её донести, но без активного участия в процессе получения информации наши ученики не созидатели  своих знаний, умений и навыков, а равнодушные потребители чужих.  И когда приходит время применять на практике свои новоприобретённые так называемые ЗУН, наши ученики теряются даже если «они всё поняли», как им кажется.  Это всё испытано на моём горьком личном опыте.  

Особенно сложно для учителя информатики (математики, физики, химии и т.д.) даются темы, требующие от учеников составления алгоритмов решения задач.  Если у детей в той или иной степени не сформировано логическое, алгоритмическое мышление, то изучение данной темы вызывает особые и порой непреодолимые трудности.  Как их преодолеть и даже способствовать развитию у наших учеников этих заветных форм мышления?  ИГРАЯ, коллеги!  Ведь именно в процессе игры наши дети познают мир!  Это для них естественный и нормальный процесс. А в какую игру лучше всего играть на уроке?  Конечно, в Конструктор!  Это, наверное, самая любимая интеллектуальная игра всех детей (и не только их, но и взрослых).

У меня возникла идея создать максимально простой, динамичный и эффективный инструмент для коллективной игры на уроке в конструктор алгоритмов решения задач при изучении темы  «Алгоритмизация и программирование» с помощью мультимедийного проектора на экране. Это должно было быть что-то очень простое, удобное и доступное для любого учителя. И я стала разрабатывать так называемые мной динамичные электронные методички для конструирования алгоритмов решения задач. И пусть моих коллег не смущает кажущаяся простота инструментов реализации данной разработки. Главное, что она работает, создавая для учителя возможность совместно с классом изучить (нет, сконструировать) на уроке алгоритмы решения порой самых сложных задач.

Я предлагаю для коллег подборку электронных методичек по теме «Алгоритмизация и программирование: массивы».  Там представлены алгоритмы решения типичных, я бы даже сказала стандартных задач по теме - и этого достаточно для получения первоначальных ЗУН. Дальнейшее их развитие у детей может осуществляться уже в инструментальной среде программирования (или каким либо другим способом).  Кстати, подобную технологию обучения навыкам решения задач можно применять в своей работе и другим учителям-предметникам.  Положительная динамика в обучении не заставит себя ждать, да и сам процесс примет более интересные, увлекательные и комфортные для всех участников образовательного процесса формы.

Рекомендации по созданию и использованию электронных методичек.

Электронные методички рекомендуется использовать как наглядное пособие для совместной работы с классом с применением мультимедийного проектора. Набираются электронные методички заранее учителем в среде текстового процессора MS Word в виде таблиц, строками которых являются некие этапы (шаги) выполнения алгоритма, которые перепутаны и которые надо расставить в правильной последовательности. «Под рукой» должен находиться некий объект (например, солнышко), реализующий гиперссылку на примерную схему, описывающую алгоритм решения задач определённого класса.

 

Чтобы расставить строки таблицы (и, соответственно, шаги алгоритма) в правильной последовательности, необходимо:

  1. щелчком мыши по полосе выделения отмечать некую строку таблицы;
  2. Буксировать её в начало той строки, где должна располагаться перемещаемая строка.

Можно по той же схеме перемещать и фрагменты строк.  Особенно актуально применение на уроке электронных методичек в тех классах, где могут быть спрогнозированы проблемы во время прохождения темы. Самое трудное, как я неоднократно убедилась на горьком опыте – научить детей решать объёмные задачи, где необходимо выстраивать поэтапный алгоритм их решения. В таком случае с успехом можно применять незатейливую в среде MS Word схему создания гиперссылок, которая поможет реализовать и наглядно демонстрировать метод последовательной детализации алгоритмов решения таких задач. Таким образом, работая с классом с электронной методичкой, я предварительно расставляю (с помощью детей) строки основной программы в правильной последовательности, а потом (с нажатой клавишей Ctrl) осуществляю переход по гиперссылке к соответствующей подпрограмме (или процедуре).

 Вспомогательный алгоритм тоже надо собрать и возвратиться по гиперссылке в основную программу.

Электронные методички содержат также образцы решения задач, общие схемы основных алгоритмов их решения.

Прежде, чем перейти к работе над другой программой, можно строки таблицы, содержащие старую программу удалить, чтобы освободить экран от лишней информации.
Не забудьте: закрывая среду MS Word не сохраняйте документ!

Публикацию об электронных методичках смотрите по ссылке

http://shkola58.ucoz.ru/site_svetivan58/AlMet.htm