Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 9 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему

Баглаева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школы (8-9 классы)», 2009 года издания, которая включает 31 час на реализацию курса и 4 часа - резервные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская школа №11»

РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

Протокол № ______от «___»_________2017г.

Руководитель ШМО:

__________/_____________/

СОГЛАСОВАНО:

на методическом совете школы

Протокол № __________от

«___»_____________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор  

Красноярской школы №11

__________/М.А. Ербягина                  

«___»_____________2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

 « 9  »  КЛАСС

2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗРАБОТЧИК:

Баглаева Т.А.,

учитель информатики

высшей категории

                                                       

Г.Красноярск

 2017 год

Пояснительная записка

1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая      программа.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования в 2014-2015 учебном году;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Авторской программы И.Г. Семакин для 8-9  класса.

3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школы (8-9 классы)», 2009 года издания

4.Отличительные особенностей рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой

Хронология изучения тем по программе И.Г. Семакина  не нарушена. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа (общее число часов – 63 ч., резерв учебного времени – 7 часов), соответствует учебному плану Красноярской санаторной  школы и составляет 70  часов.

Изменение: 1) Учитывая, что учащиеся 9 класса впервые  знакомятся со средой программирования, в разделе «Программное управление работой компьютера» из резерва дополнительно добавлены 5 часов на изучение среды программирования, при этом  среда программирования на Паскале заменена на среду программирования на Бейсике.

2) В раздел «Информационные технологии и  общество» из резерва выделены 2 часа на повторение курса 9 класса.

5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

        Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, соответствует учебному плану школы и составляет 70 часов. В процессе реализации курса учащимися выполняется компьютерный практикум в количестве 31 практической работы, среди которых 4 работы являются итоговыми тематическими,  выполняются  7 тематических тестов, среди которых последний тест является итоговым за курс 9 класса.

6.Ведущие формы и методы, технологии обучения.

Основной формой организации учебной деятельности учащихся по информатике остается комбинированный урок, который  объединяет и  сообщение новой информации (урок-объяснение), и уроки развития и закрепления умений и навыков (тренировочные уроки), и уроки проверки знаний умений и навыков. При организации учебного процесса на уроке  используются различные формы работы с детьми: индивидуальная работа, работа в парах, групповая, коллективная.  

Особенность постановки курса информатики — это систематическая работа школьников с ЭВМ, что позволяет реализовать  три основных вида организационного использования вычислительной техники на уроках — демонстрация, практическая работа и учебный проект.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения (разноуровневое обучение, технология сотрудничества), технологий развивающего обучения (игра, метод проектов), информационно-компьютерных  технологий  направлены на включение детей в творческую исследовательскую деятельность.

7. Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках информатики

        В основу обучения информатике детей с ограниченными возможностями здоровья положены рекомендации  ПМПК.

        На каждом уроке информатики:

- соблюдается охранительно-педагогический режим;

- обеспечивается чередование видов деятельности;

- используются  коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- используется опора на субъективный опыт ребенка;

- используются приемы активизации произвольного внимания;

- обеспечивается постепенное приучение ребенка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и  составление плана  выполнения задания.

8. Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся.

Формированию основных  учебных компетенций, достигаемых в процессе базовой  подготовки школьников в области информатики и ИКТ, способствуют  межпредметная направленность практических работ, интеграция курса информатики с различными учебными предметами, постоянная самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации,  использование их  для поиска, отбора, систематизации нужной информации, работа в парах, группах, коллективно, вовлечение детей в проектную деятельность.

9.Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

Текущий контроль

Тематический контроль

Итоговый контроль

Теоретические знания

устный индивидуальный и фронтальный опрос, письменные самостоятельные работы, компьютерное тестирование

Тематическое тестирование

Итоговый тест

Практические умения

Практические работы

Итоговые тематические практические  работы

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается  тестирование.

Учебно-тематический план

Тема

К-во часов/пр.р

Вид /Форма

9 класс

1

Компьютерные сети. Информационное моделирование

15/7

Тематический контроль Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Хранение и обработка информации в базах данных

12/6

Тематический контроль Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Зачетная практическая работа

3

Табличные вычисления на компьютере

10/5

Тематический  Интерактивное / тестирование по опросному листу

4

Управление и алгоритмы

10/6

Тематический  Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

 Зачетная практическая работа

5

Программное управление работой компьютера

17/7

Тематический Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

6

Информационные технологии и общество

6

Итоговый Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

Содержание рабочей программы

название раздела

содержание учебного материала

кол-во

часов

требования к уровню

подготовки ученика

1. Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW -  «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

10

Учащиеся должны знать:

- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

- назначение основных видов услуг глобальных сетей:   электронной   почты,   телеконференций, файловых архивов и др.;

 - что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

- осуществлять  просмотр Web-страниц  с  помощью браузера;

 - работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование

Понятие модели; натурные и информационные модели. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

5

Учащиеся должны знать:

- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры натурных и информационных моделей;

- ориентироваться в таблично организованной информации;

- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

3 Хранение и обработка информации в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с

 простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

12

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных, СУБД, информационная система;

- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

- что такое логическая величина, логическое выражение;

- что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

- организовывать поиск информации в БД;

- редактировать содержимое полей БД;

- сортировать записи в БД по ключу;

- добавлять и удалять записи в БД;

- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

4 Табличные вычисления на компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

10

Учащиеся должны знать:

- что такое электронная таблица и табличный процессор;

- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

- графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;

- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

5 Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

10

Учащиеся должны знать:

- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

- в чем состоят  основные свойства алгоритма;

- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

6 Программное управление работой компьютера

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке QBasic. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке QBasic; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

17

Учащиеся должны знать:

- основные виды и типы величин;

- назначение языков программирования;

- что такое трансляция;

- назначение систем программирования;

- правила оформления программы на QBasic;

- правила представления данных и операторов на QBasic;

- последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

7 Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

6

Учащиеся должны знать:

- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

- историю способов записи чисел (систем счисления);

- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

- в чем состоит проблема безопасности информации;

- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Требования к уровню подготовки учеников:

Учащиеся должны знать:

- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

- назначение основных видов услуг глобальных сетей:   электронной   почты,   телеконференций, файловых архивов и др.;

 - что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»

- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

- что такое база данных, СУБД, информационная система;

- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

- что такое логическая величина, логическое выражение;

- что такое логические операции, как они выполняются.

- что такое электронная таблица и табличный процессор;

- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

- графические возможности табличного процессора.

- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

- в чем состоят  основные свойства алгоритма;

- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод

последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

- основные виды и типы величин;

- назначение языков программирования;

- что такое трансляция;

- назначение систем программирования;

- правила оформления программы на QBasic;

- правила представления данных и операторов на QBasic;

- последовательность выполнения программы в системе программирования.

- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

- историю способов записи чисел (систем счисления);

- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

- в чем состоит проблема безопасности информации;

- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

- осуществлять  просмотр Web-страниц  с  помощью браузера;

 - работать с одной из программ-архиваторов.

приводить примеры натурных и информационных моделей;

- ориентироваться в таблично организованной информации;

- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

- организовывать поиск информации в БД;

- редактировать содержимое полей БД;

- сортировать записи в БД по ключу;

- добавлять и удалять записи в БД;

- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;

- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Учебно-методический комплекс

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса. — 3-е изд., испр.

Автор(ы) : Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.
Тип : учебник
Предмет : информатика
Класс : 8
Издательство : БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания : 2011
Формат : 60x90/16 (в пер.)
Страниц : 165                        

  1. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1

Автор(ы) : под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера
Тип : задачник
Предмет : информатика
Класс : 8 , 9 , 10 , 11
Издательство : БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания : 2011
Формат : 60x90/16 (в пер.)
Страниц : 309

  1. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  3. Семакин И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

II.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  5. Сканер.

III.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
  5. Программа-переводчик.
  6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  7. Мультимедиа проигрыватель.
  8. среда программирования QBasic

IV Средства контроля знаний учащихся

Для тематического и итогового контроля знаний учащихся используются тесты и практические работы, рекомендованные автором программы

И.Семакин, Т.Шеина: Преподавание базового курса информатики в средней школе. – Методическое пособие.- 3-е издание. М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009


Согласовано:

                                                                                                                                 

Зам.директора школы по УР                                                                                                    _______________________    

____________________                                                                                        

«____»_________200__г                                                                                    

Тематическое планирование

 по информатике

Класс : 9

Автор учебника     И.Г. Семакин

Название учебника.  Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса.

Издательство, год издания  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Автор программы    И.Г. Семакин

Издательство, год издания  программы  2009

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год:      68

Прохождение практической части по предмету

(месяц/неделя/урок)

Вид работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Практические работы

№1 -

№2 -

№3 -

№4 -

№5 -

№6 -

№ 7 -

№8 -

№9 -

№10 -

№11 -

№12 -

№13 -

№14 -

№15 -

№16 -

№17 -

№ 18 -

№19 -

№20 -

№21 -

№22 -

№23 -

№24 -

№25 -

№26 -

№27 -

№28 -

№29 -

№30 -

№31 -

Итоговые тематические практические работы

№6 -

№13 -

№24 -

№31 -

Контрольные тематические  тесты

№1 -

№2 -

№3 -

№4 -

№5 -

№6 -

Итоговый тест за курс 9 класса

№7 -


Дата

Корректир.

даты

№ раздела/

урока

Название раздела  / урока ( К.р., П.р.)

примечания

1 Компьютерные сети. – 10ч.

1

Структура курса. Правила ТБ.

Компьютерные сети.

Компьютерные сети: виды, структура (конфигурация) КС; принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

П/Р №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

создание и отмена общего доступа к отдельной папке локального диска;

получение доступа к ресурсам других рабочих станций и сервера;

создание и отключение сетевого диска;

копирование данных по локальной сети на другую рабочую станцию;

использование сетевого принтера.

3

Интернет – мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами

4

Работа с электронной почтой.

П/Р №2 «Работа с электронной почтой»

▸Создание электронного ящика;

Создание сообщения;

Присоединение файла к письму;

Отправка и получение сообщений;

Просмотр свойств письма (дата и время отправления, реальный адрес отправителя, дата и время получения и т.д.);

Удаление корреспонденции.

5

Служба Word Wide Web. Способы поиска информации в Интернете.

6

Работа с WWW: использование URL – адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

П/Р №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске»

Загрузка Web-страницы с указанного URL-адреса;

Навигация по Web-страницам сайта с использованием гиперссылок;

Сохранение рисунков и документов;

Сохранение Web-страниц на локальном диске и их просмотр;

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

П/Р №4 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»

Использование панели инструментов браузера.

Использование тематических каталогов для поиска информации;

Поиск информации с использованием ключевых слов;

Использование языка запросов поисковой системы;

Добавление найденных страниц в папку Избранное.

8

П/Р №5 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

9

П/Р №6 итоговая по теме «Работа в Интернет»

10

Тест №1 итоговый по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

2 Информационное моделирование – 5 ч

11

Понятие модели..

Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

12

Табличные модели.

13

Информационное моделирование на компьютере.

14

 П/Р № 7 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

15

Тест № 2 итоговый по теме

«Информационное моделирование».

3 Хранение и обработка информации в базах данных- 12ч.

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционная база данных, назначение СУБД.

17

П/Р № 8 Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

Открытие готовой БД;

Просмотр данных в режиме таблицы;

Редактирование записей;

Добавление и удаление записей;

Создание формы с помощью Мастера форм;

Просмотр, редактирование, удаление и добавление данных с помощью форм.

18

Проектирование однотабличной БД.

Форматы полей, команда выборки.

2 четверть

19

П/Р № 9 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

Проектирование однотабличной БД;

Определение первичного ключа таблицы;

Создание новой БД;

Создание структуры таблицы;

Создание первичного ключа;

Редактирование структуры таблицы;

Создание запросов для вывода отдельных полей на экран.

20

Условия поиска информации, простые логические выражения.

21

П/Р № 10 «Формирование простых запросов к готовой БД»

Формирование простых запросов на выборку к готовой БД;

Просмотр результатов выполнения запроса;

Формирование простых запросов на удаление и их выполнение;

Формирование простых запросов на обновление и их выполнение.

22

Логические операции.

Сложные условия поиска

23

П/Р № 11 Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Формирование запросов с использованием логических операций;

Создание вычисляемых полей.

24

Сортировка записей.

Ключ сортировки, простые и  составные  ключи сортировки.

Знакомство с геоинформационной системой и её использование для поиска необходимой информации

25

П/Р № 12 Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

26

П/Р № 13 итоговая «Зачетное задание по базам данных»

27

Тест № 3 «Хранение и обработка информации в базах данных»

4. Табличные вычисления на компьютере  10 ч

28

Двоичная система счисления.

29

Представление чисел в памяти компьютера

30

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах. Правила заполнения таблиц.

П/Р № 14 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

31

Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы

32

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

П/Р № 15 Проектирование ЭТ. Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

3 четверть

33

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

34

П/Р № 16 Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Использование условных и логических функций;

Использование  абсолютной адресации;

Построение графиков и диаграмм.

35

Математическое моделирование с использованием ЭТ.

Математическая модель, этапы математического моделирования на компьютере, имитационные модели в ЭТ.

П/Р № 17 Вычислительный эксперимент в ЭТ.

Выполнение численного эксперимента с готовой информационной моделью;

Создание имитационной модели в среде ЭТ.

36

П/Р № 18 «Работа с имитационной моделью в среде ЭТ»

37

Тест № 4 «Табличные вычисления на компьютере»

5. Управление и алгоритмы – 10 ч

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

39

П/Р № 19 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

41

П/Р № 20 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

43

П/Р № 21 Работа с циклами

44

Ветвление. Использование двушаговой детализации

П/Р № 22 Работа с ветвлением

45

П/Р № 23 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.

46

П/Р итоговая № 24 Зачетное задание по алгоритмизации

47

Тест № 5 «Управление и алгоритмы»

6 Программное управление работой компьютера  - 12 ч.+5

48

Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

49

Возникновение и назначение языка QB. Структура программы. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

50

П/Р № 25 Работа с готовыми программами на языке Бейсик: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов.

51, 52

Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером.

53

П/Р № 26 Разработка программы на Бейсике с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

54,

55

Логические операции.

П/Р № 27 Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций

56, 57

Циклы на языке QB

58

П/Р № 28 Разработка программы с использованием цикла с предусловием

59, 60

Одномерные массивы в QB

61

П/Р № 29 Разработка программ с использованием одномерных массивов в QB

62

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в QB.

П/Р №30  Поиск чисел в массиве

63

П/Р № 31 итоговая по теме «Программное управление работой компьютера»

64

Тест № 6 «Программное управление работой компьютера»

7 Информационные технологии и общество – 4ч

65

Предыстория информационных технологий.

История чисел и систем счисления

66

История ЭВМ и ИКТ Информационные ресурсы современного общества.

Информационные ресурсы, национальные ИР, информационное общество и информатизация, информационные преступления и информационная безопасность, меры обеспечения информационной безопасности.

67

Итоговый тест № 7

68 

Анализ работы

Итого:

68 уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 класса (по Семакину И.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 класса (по Семакину И.)...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8-9 классов по И.Семакину, Е.Хеннер

Программа содержит Пояснительную записку, Содержание учебного материала, тематическое планирование, критерии оценивания и использованную литературу....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов по И.Семакину, Е.Хеннер.

В данной программе имеется Пояснительная записка, Содержание учебного материала, Тематическое планирование, Критерии оценивания....

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс

Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов (профильный уровень) автора И. Г. Семакина

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов (профильный уровень) автора И. Г. Семакина...

Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 8 класс.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школ...