Главные вкладки

    Активизация познавательной деятельности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
    статья по информатике и икт по теме

    Тарасова Ольга Александровна

    Статья Тарасовой О.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tarasova_o.a.doc179 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тарасова Ольга Александровна, ГБОУ школа №420

    Колпинского района  г. Санкт-Петербурга,

    кандидат педагогических наук, учитель информатики

    Активизация познавательной деятельности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

    «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»

    Б.Шоу

    В педагогике различают несколько моделей обучения[1]:

    1) пассивная – ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);

    2) активная – ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

    3) интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения.

    В интерактивной модели обучения исключено пассивное восприятие, заучивание, запоминание учебного содержания. Создаются условия для становления ученика субъектом собственной образовательной деятельности, исследователем. Для этого процесс обучения должен активизировать его позицию познающей мир личности.

    Анализ источников показал, что ИКТ (в частности, интерактивные технологии), развиваются в следующих направлениях[2]:

    • использование сети Интернет;
    • использование прикладных программных средств;
    • использование интерактивного оборудования.

    Рассмотрим возможности, предоставляемые каждым из этих направлений для активизации познавательной деятельности учащихся.

    1. Сеть Интернет применяется для:

    • участия в Интернет-олимпиадах и конкурсах городского, всероссийского и международного уровня по различным предметам;

    По мнению А. В. Хуторского, дистанционные эвристические олимпиады стали не просто творческой добавкой к учебному процессу, а мощным стимулом для самореализации учеников и педагогов, рычагом обновления образования[3].

    Сегодня Интернет – олимпиады проводятся в разных формах: 1) в виде тестов с вариантами ответов, 2) в игровой форме, 3) в виде виртуальной лаборатории, где учащийся, сидя за компьютером, может провести эксперимент, исследовать процесс или явление, получить результат, проанализировать его и сделать выводы. Наиболее интересными для учащихся являются 2) и 3) формы организации олимпиад. Они активно работают в виртуальных средах и проводят исследования.  

    Участие в Интернет – олимпиадах дает возможность выявить талантливых, ориентированных на обучение учащихся, мотивировать их на глубокое изучение  конкретных дисциплин, привлечь к ним внимание престижных ВУЗов нашего города.

    • дистанционного обучения;

    Е.С. Полат[4] отмечает, что при дистанционной форме обучения активизируются познавательная роль учащегося, самостоятельная деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

    Дистанционное обучение может иногда сводиться к обмену информацией между учеником и учителем. Например, учитель может разместить в сети Интернет домашнее задание, которое тот должен будет выполнить и прислать свое решение на его электронный ящик. После проверки учитель отвечает на письмо ученика, указывая на его ошибки.

     Построить «диалог» позволяет размещение информации на сайтах, блогах, форумах. Опыт показал, что учащиеся интересуются страницами и сайтами своих учителей, поскольку большинство из них имеет свои страницы в Интернете, отражающие область их интересов, уровень развития культуры. Сегодня общение посредством Интернета стало нормой. Для учащихся  это средство высказаться о том, что они никогда не скажут вслух. А для учителя это  может стать средством поделиться с учащимися дополнительными знаниями, на которые на уроках не хватает времени, провести индивидуальную консультацию в режиме он-лайн, средством представить известные факты в привычной для учащихся форме: видео роликов, фото-галерей, т.е. поговорить с ними на их языке,  направить Интернет-общение в русло обучения и воспитания.

    Организации контроля знаний учащихся может осуществляться средствами систем дистанционного обучения, например, системы Moodle, в которой реализована возможность разработки тестовых заданий открытого и закрытого типа. В каждом тесте учитель может предусмотреть сколько раз ученик может его пройти. Если это обучающий тест, то можно дать учащемуся проходить его до получения желаемого результата. Опыт показывает, что в этом случае  учащийся проявляет настойчивость и добивается наивысшего результата. Если тест контролирующего характера, то учитель может выставить ограничения по времени выполнения заданий и по количеству попыток прохождения теста. В этом случае активность учащегося будет минимальной. В любом случае результат учащегося будет зафиксирован в системе и учитель сможет посмотреть с какой попытки был достигнут лучший результат. Также по диаграммам, составляемым системой, можно судить о степени активности учащегося, а значит и о том насколько он смотивирован на достижение лучшего результата обучения.

    • самостоятельного поиска учащимися информации к своему проекту, что требует от пользователя познавательной активности и сознательности в обучении;

    При работе над творческим проектом активность школьника направлена на решение конкретной задачи. Он осуществляет поиск материалов по обозначенной учителем проблеме, анализирует их, делает выводы, выдвигает свои гипотезы, проверяет их истинность или опровергает и снова делает выводы. Т.е. большую часть работы учащийся выполняет самостоятельно, а педагогу отводится роль консультанта в данном  процессе. Можно сказать, что с помощью метода проектов можно добиться наивысшей степени заинтересованности, самостоятельности и активности учащихся, а значит и творческого подхода к обучению. Важной задачей учителя является выбор темы проекта, интересной для учащегося, но часто ученики сами определяют достойную тему для своего проекта, поэтому педагогу остается только прислушаться к ученикам и оказать им поддержку в работе.

    1. Прикладные программные средства дают возможность организовать:

    • взаимодействие обучающегося с учебной информацией;
    • проверку знаний учащихся с выставлением оценки (в формате ЕГЭ и стандартной форме);
    • демонстрацию опытов, которые невозможно провести в реальной жизни из-за отсутствия  реактивов или оборудования;
    • проведение опытов и выполнение лабораторных работ самими учащимися;
    • виртуальные экскурсии по храмам и музеям нашей страны.

    В реальном режиме времени пользователю предоставляется возможность посетить определенные места нашей страны, послушать экскурсию, осмотреть архитектурные строения со всех сторон.

    1. Интерактивное оборудование.

    Это относительно новый и интересный вид оборудования, поэтому устоявшихся методик его  использования в учебном процессе ещё нет. В этом сложность, но и возможность творчески подходить к его применению.

    По сравнению  с обычным проектором и экраном интерактивная доска более эффективна для активного образования. Используя доску, учитель имеет возможность создавать яркие, живые и насыщенные интересной наглядностью уроки, на которых создается возможность активизировать познавательную деятельность ученика. Сам учитель всегда находится в центре внимания и поддерживает постоянный контакт с классом. На поверхность доски проецируется изображение от  любого источника, и со всеми материалами можно работать прямо на поверхности доски, делая необходимые ремарки и пометки[5].

    Учителя отмечают следующие достоинства интерактивных досок[6]:

    • увеличение объема выполненных заданий в единицу времени;
    • автоматизация проверки работы ученика;
    • учитель не прикован к своему рабочему месту;
    • возможность моделирования и конструирования некоторых процессов и явлений;
    • возможность ведения конспекта урока на доске и его сохранения в базе данных, что позволяет вернуться к нему неоднократно на этапах повторения и контроля;
    • отсутствие необходимости беспокоится за сохранность наглядных пособий.

    По нашему мнению, к достоинствам применения интерактивных досок относится и возможность создания учителями собственных интерактивных учебных пособий, в которых можно предусмотреть цели своего урока, заранее продумать этапы  рассмотрения темы, а значит и способы взаимодействия с учащимися, учесть индивидуальные особенности учебного процесса в конкретном коллективе. Примером  может служить Flash-разработка по биологии для учащихся 6 класса на тему: «Побег», в которой каждый лист представляет интерактивный дидактический материал и предназначен для работы на определенном этапе урока. Переход от одного листа к другому осуществляется нажатием круглой кнопки (Рис. 1).

    Рис. 1.

    Использование интерактивной доски целесообразно даже в том случае, если она будет применяться фрагментарно. Это способствует повышению внимания, заинтересованности и стимулированию учеников. К урокам с интерактивным оборудованием учащиеся могут готовиться сами, например, создавая собственные презентации и иные информационные ресурсы. Таким образом, используя интерактивное оборудование, можно активизировать учеников, стимулировать их самостоятельную работу[7].

    Делая выводы из выше сказанного, отметим следующее: 1) информационно-коммуникационные технологии в сочетании с традиционными средствами обучения позволяют сформировать высокий уровень мотивации к познавательной деятельности, способствуют содержательному и глубокому освоению нового материала, поддержке высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся;

    2) активность учащегося невозможна без активности педагога, который должен осваивать новые технические средства обучения, творчески подходить к учебному процессу, быть во взаимодействии со своими учениками даже за пределами школы, направляя их  познавательную активность в нужное русло.

    Список литературы:

    1. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. материалов / Сост. Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007.
    2. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009.
    3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
    4. Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eidos.ru – свободный.
    5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.


    [1] Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. материалов / Сост. Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. С. 4

    [2] Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. материалов / Сост. Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. С. 5

    [3] Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eidos.ru - свободный

    [4] Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.

    [5] Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. материалов / Сост. Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. С. 34.

    [6] Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. материалов / Сост. Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. С. 35 – 36.

    [7] Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. материалов / Сост. Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. С. 36.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

    Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

    ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

    В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

    «Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

    Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

    Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

    Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном...

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

    Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:žинтенсифицировать деятельность учителя и школьника;žповысить качество обучения предмету;žотразить существенные стороны филологических...

    Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".

         Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии....