ИКТ-поддержка проектно-исследовательской деятельности в школе
статья по информатике и икт на тему

В работе рассмотрены средства ИКТ, используемые обучающимися на каждом этапе подготовки проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_ikt-podderzhka.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

        Одинцова Ксения Алексеевна

методист ГБУ ДППО ЦПКС

«Информационно-методический центр

Красногвардейского района»

ИКТ-поддержка проектно-исследовательской деятельности в школе

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Главное внимание сегодня уделяется деятельностному подходу, формированию общеучебных умений и навыков. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.  Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  Сегодня особенно востребована проектная деятельность.  Популярность проектного метода  не случайна, поскольку именно она весьма эффективно формирует ключевые компетентности учащихся разных возрастов, в частности регулятивные и коммуникативные. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для итогового проекта в 9 классе,  для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет внедрить в образовательный процесс такие средства и методики, которые помогают детям самореализоваться, раскрыть свою личность, продемонстрировать свои интересы, способности, увлечения.

Проектно-исследовательская деятельность создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, она предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся.    

Проектно-исследовательская деятельность учащихся с применением современных компьютерных технологий прописана в стандарте образования.                                   

Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности. Они позволяют активизировать исследовательскую деятельность учащихся, развивая тем самым столь важную в современном мире ИКТ-компетентность.

Назовем лишь некоторые преимущества использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности:

  • экономия времени,
  • умение работать с информацией,
  • повышение мотивации,
  • культура оформления работы,
  • наглядность защиты.

              Любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить проблему, над которой он будет работать в ходе исследования. Следующий этап – постановка целей и задач исследовательской работы. Наконец, выполнение проекта, в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, исследовать биологические процессы, систематизировать и обобщать полученные данные. Последний этап - обработка результатов исследования, выводы, оформление и представление проекта.

На каждом этапе работы ученики должны овладеть различными ИКТ-компетенциями, научиться пользоваться разнообразными   компьютерными программами.

Для планирования процесса исследования можно воспользоваться системой XMind.

В ходе разработки и реализации проекта ученики должны провести огромную поисково-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Огромную помощь в этом оказывает сеть Интернет. Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных. Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную информацию, при этом нужно уметь выделить важную и нужную для исследования информацию.

На первом этапе работы следует составить каталог информационных ресурсов согласно темам исследовательских работ, познакомить ребят с электронными энциклопедиями, электронными каталогами Российской государственной библиотеки и другими возможными источниками.

 В соответствии с требованиями грамотно оформить работу позволяет текстовый редактор MSWord. Учащиеся приобретают навыки подборки шрифта, установки параметров страницы, вставки в текст различных объектов, создания сносок. Учатся оформлять цитирование. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования, - важнейшая часть ИКТ-сопровождения работы. По мере необходимости следует познакомить учеников с различными программами: для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, для просмотра изображений - ACD See, PhotoShop, CorelDraw, для создания схем, чертежей и графиков  - Visio, 3Д-компас и др.;

Для оформления приложений необходимо уметь вставить картинки, отсканированные фотографии, рисунки и др. С помощью компьютерной программы Microsoft Excel можно создавать, обрабатывать, анализировать, использовать и отображать полученную информацию в виде электронных таблиц. Данная программа может использоваться для математической обработки полученных результатов, построения диаграмм. Результаты исследования заносятся в электронные таблицы, что позволяет систематизировать полученные данные.Электронные таблицы Ехсеl помогут учащимся использовать  картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, анализировать их. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Если ученику нужно перевести статью с иностранного языка, он может воспользоваться системой автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);

Завершающий этап заключается в создании мультимедийной презентации. Грамотно оформленная презентация в программе MicrosoftPowerPoint делает публичное выступление ярче, особенно если в нее вставлен видеоматериал, созданный, например, программой CamStudio, или умело подобранное музыкальное сопровождение. Важно при выполнении такой работы воспитывать у учащихся эстетический вкус: презентация должна быть выполнена в едином стиле. Важно, чтобы она не была перенасыщена различными эффектами или излишней анимацией. Программа конференции может быть выполнена в виде буклета в программе Microsoft Office Publisher. Интересно и познавательно открывать конференцию виртуальными экскурсиями. Они дают возможность «побывать» в различных научных лабораториях, в удивительных уголках земного шара, в космосе и др.; способствуют расширению кругозора, развитию любознательности учащихся. Старшеклассники могут создать клипы и видеоролики, которые буду показаны между выступлениями (например, «Какие книги нужно прочитать в юности?», «Береги нашу планету» и др)

Для президиума следует подготовить таблицы с критериями, а для аудитории  разработать анкеты.

Итогом работы конференции должен стать сборник работ. Такую работу можно выполнить на занятиях по внеурочной деятельности «Издательское дело».

Очень важно, чтобы на всех этапах исследования учитель (научный руководитель) контролировал работу ученика, консультировал  его по всем возникающим вопросам, оказывал помощь в обработке результатов, определял соответствие текущего этапа с целями и задачами всего исследования. Для удобства общения используем электронную почту.

Говоря о проектной и исследовательской деятельности, нельзя забывать о материально-технической стороне: в наличии должны быть копировальная техника, компьютеры, проекторы, в идеале мини-типография.

Такая качественная ИКТ-поддержка позволяет повысить мотивацию и эффективность работы, сформировать необходимые компетенции в области информационных технологий. В заключение ещё раз хочется подчеркнуть, что компьютерные технологии можно применять на всех этапах исследовательской и проектной деятельности.  Учащиеся увлеченно работают с ИКТ-технологиями, достаточно хорошо ими владеют. Проектно-исследовательская работа с использованием ИКТ современна и соответствует требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – как приоритетное направление в системе выявления и поддержки одарённых детей (особенности, результаты и перспектива)

Актуальность. На современном этапе общественного развития в России утверждается общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение высокого качества образования, его ...

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"

laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...