Методика изучения обработки информации в электронных таблицах MS Excel для детей с нарушениями слуха
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Косорукова Юлия Валерьевна

При подходе к обучению слабослышащих и глухих детей необходимо учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется в недоразвитии логических операций, нарушениях отражения и обобщения действительности в форме абстракции. Поэтому у слабослышащих детей один и тот же программный материал повторяется многократно, из года в год расширяется и углубляется (имеет концентрический характер), и здесь большое значение имеет многообразие форм подачи материала.

Глобальное изучение темы «Создание электронных таблиц в EXCEL» способствует развитию алгоритмического, словесно-логического мышления слабослышащих детей.

Использование компьютеров делает учебный процесс более интересным и эффективным, экономит время учащихся, разнообразит творческую деятельность. Подача материала в виде мультимедийной презентации с помощью проектора сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет лучше усвоить материал.

Изучение раздела «Электронные таблицы» включает в себя проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут). Теоретический материал дается в помощь, он также фиксирует осмысленное понимание обучающимися процесса работы по созданию таблиц и работе с ними.

В начале изучения какой-либо темы готовые файлы, предназначенные для редактирования, не вызывают такой неуверенности у неслышащих учеников, как если бы работа начиналась «с чистого листа». Они видят плоды работы учителя, подготовившего для них этот файл, и, по крайней мере, представляют, что такое электронная таблица, какие данные можно вносить в ячейки и т. д. Кроме того, готовые файлы целесообразно использовать при изучении таких тем, как автофильтры и сортировка, удобно использовать уже готовые данные для построения диаграмм.

Решая различные задачи  в электронных таблицах на уроках информатики, у учащихся развиваются умения  и навыки применять знания из школьных предметов для решения задач различного рода. Помимо этого, наблюдается обогащение словаря слабослышащих школьников, развитие мышления на уровне установления причинно-следственных связей, развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

В каждом предмете необходимо выделять темы, знания и умения из которых можно использовать при получении умений в области информатики и информационных технологий. Несомненно, этот этап работы требует активного участия учителей предметников, так как учитель информатики не сможет детально изучить методику другого предмета и не придумает за учителя предметника, как эффективней использовать информационные технологии, какие задачи сформулировать.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика изучения обработки информации в электронных таблицах MS Excel Выполнила: Косорукова Ю.В.

Слайд 2

Актуальность работы В условиях перехода к информационному этапу своего развития общество предъявляет новые требования к развитию личности, готовой к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооруженной современными средствами и технологиями работы, в частности технологиями обработки числовой информации в электронных таблицах. Ученики видят и легко приводят примеры использования электронных таблиц в жизни, в школе, в бухгалтерии, научной работе и т.п.

Слайд 3

Цель выпускной квалификационной работы: разработка методики преподавания темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах MS Excel» в школьном курсе информатики. Объект исследования - процесс изучения в школе возможностей табличных процессоров по обработке числовой информации. Предмет изучения - использование электронных таблиц в процессе обучения.

Слайд 4

Базой нашего исследования была школа для детей с нарушениями слуха, поэтому нам было интересно узнать, как преподается изучение предметной области «Информатика», в частности глобальное изучение темы «Создание электронных таблиц в EXCEL ». Особенности преподавания темы «Обработка информации в электронных таблицах» в школе для детей с нарушениями слуха

Слайд 5

При нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется в недоразвитии логических операций, нарушениях отражения и обобщения действительности в форме абстракции. Поэтому у слабослышащих детей один и тот же программный материал повторяется многократно. Изучение темы «Создание электронных таблиц в EXCEL » способствует развитию алгоритмического, словесно-логического мышления слабослышащих детей.

Слайд 6

Изучение раздела «Электронные таблицы» включает в себя проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут). Теоретический материал дается в помощь, он также фиксирует осмысленное понимание обучающимися процесса работы по созданию таблиц и работе с ними.

Слайд 7

При выполнении работ практикума ученикам предлагается актуальный содержательный материал. На начальном этапе целесообразным считается предоставление готового «бланка» решения задачи, при работе с которым учащиеся развивают навыки работы с ЭТ.

Слайд 8

В начале изучения какой-либо темы готовые файлы, предназначенные для редактирования, не вызывают такой неуверенности у неслышащих учеников, как если бы работа начиналась «с чистого листа». Они видят плоды работы учителя, подготовившего для них этот файл, и, по крайней мере, представляют, что такое электронная таблица, какие данные можно вносить в ячейки и т. д.

Слайд 10

Связь информатики с другими учебными предметами Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний неслышащих учащихся, развитию логического мышления, стимулируют развитие творческой деятельности.

Слайд 11

Решая различные задачи в электронных таблицах на уроках информатики, учащиеся развивают умения и навыки применять знания из школьных предметов для решения задач различного рода. Помимо этого, наблюдается обогащение словаря слабослышащих школьников, развитие мышления на уровне установления причинно-следственных связей, развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

Слайд 12

Несомненно, этот этап работы требует активного участия учителей предметников, так как учитель информатики не сможет детально изучить методику другого предмета и не придумает за учителя предметника, как эффективней использовать информационные технологии, какие задачи сформулировать. Совместная работа учителя информатики с учителем-предметником позволит выделить задачи, использование которых на уроках информатики не только возможно, но, что самое главное, нужно.

Слайд 13

Результаты 1) выявлены особенности обучения информатике детей с нарушением слуха; 2) при помощи организованного обучения происходит углубление знаний программного материала по информатике учащихся средствами интернет технологий и как следствие этого повышается эффективность учебного процесса в целом; 3) повышение мотивации учащихся к предмету, что способствует развитию способности учащихся к саморазвитию, самообразованию.

Слайд 14

Результаты 4) отработку теоретических вопросов, которые на первом этапе вызывают наибольшие затруднения — это правила записи формул и понимание принципа относительной адресации, следует проводить на задачах и упражнениях. 5) для упражнений на данную тему следует давать задачи как прямые (дано математическое выражение, записать формулу для электронной таблицы), так и обратные (дана формула, записать математическое выражение).

Слайд 15

Мы считаем, что необходимо продолжать работу по изучению электронных таблиц для осуществления межпредметных связей с физикой, химией, биологией, математикой и другими предметами. Всё это способствует проникновению информационных технологий в изучение других школьных предметов, формированию умений применять знания по информатике в обучении и практической деятельности.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»

Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по  теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника ...

«История одной обсерватории…» (обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах») - сценарий урока по информатике для 9 класса (Босова, ФГОС)

Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении главы «Обработка числовой информации».Задачи урока:Образовательные:систематизировать и обобщить знания об э...

Презентация. Электронный таблицы Обработка информации в электронных таблицах

Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Электронные таблицы. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-анимацию, где изучаемый мат...

Презентация. Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах.

Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-а...

Методическая разработка урока "Обработка числовой информации в электронных таблицах"

Данный урок рассматривается как подготовительный перед проведением контрольной работы по теме «Формализация и моделирование» в 9 классе. УрокРешение задач.Электронные таблицы и вычисл...

Обработка числовой информации в электронных таблицах. 9 класс

Данное пособие знакомит с приёмами работы в прикладной программе MS Excel. Здесь рассмотрены основные способы решения прикладных задач средствами табличного процессора. Приведены варианты практических...

Роль специальных методик в преподавании химии при формировании первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха.

Материал содержит рекомендации по формированию первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха с применением специальных методик при преподавании в школе для детей с нарушениями слуха....