Использование интеллект карт на уроках информатики и физики
статья по информатике и икт на тему

Гисматуллина Дина Фаатовна

 Использование интеллект карт на уроках информатики и физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mind-map_tehnologiya_v_razvivayushchem_obuchenii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

MIND-MAP ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Гисматуллина Д.Ф., г.Зеленодольск, МБОУ СОШ №11

учитель информатики и физики

"Если не ломать мозгов - наломаешь дров"

        Британский мыслитель Сэр Кен Робинсон — один из самых известных и уважаемых теоретиков образования в мире сказал: «Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек...»

        Почему?

        Проблема в том, что система уроков в большинстве случаев стала сосредоточена не на преподавании и изучении, а на контроле- изучение нового материала, контроль, выполнение домашнего задания. И так год за годом....Учитель и ученик следуют однообразным алгоритмам, вместо того, чтобы развивать прогрессивные методы обучения. Школьное обучение должно развивать способности детей, учить их мыслить не по шаблонам, позволять ошибаться и поощрять, воспитывать креативность, а не губить творческие способности детей.

        На сегодняшний день современное общество требует от выпускников школы не только багаж прочных знаний, но и наличие таких способностей как: самостоятельность, способность мыслить и  создавать  новые идеи, решения проблем нестандартными способами. Все эти способности формирует система развивающего обучения.

        Развивающее обучение направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

        Изучив основную теорию систем развивающего обучения, можно выделить главные особенности данного обучения:

  1. это новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу
  2. развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
  3. педагогические действия в данном виде обучения опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;
  4. ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой; развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности;
  5. развивающее обучение создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований

Таким образом, главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни

Рассмотрим систему развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

        Для того, чтобы реализовать все требования к уроку информатики и физики в системе развивающего обучения, задачей учителя является вовлечение обучающихся в активную творческую  деятельность, где  участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
        Одним из самых удобных методов достижения цели по данному виду обучения на уроках информатики и физики я считаю использование технологии ментальных карт и метод мини - проектов.

        Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с

английского  «Mind  map»  -  «карты  ума»,  «карты  разума»,  «интеллект-карты»,  «карты

памяти»,  «ментальные  карты»,  «ассоциативные  карты»,  «диаграмма  связей», «ассоциативные диаграммы» или  «схемы  мышления») — способ изображения процесса         общего  системного  мышления  с  помощью  схем.  Метод использования интеллект-карт разработан психологом  Тони  Бьюзеном,  который  во  время  своего  обучения  искал  способ эффективного  запоминания  и  систематизирования  информации.

        Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления» (от лат.  radians  –  «испускающий  лучи»),  относящийся  к  ассоциативным  мыслительным процессам,  отправной  точкой  или  точкой  приложения  которых  является  центральный объект.  В  свою  очередь  «радиальное  мышление»  -  это  ассоциативное  мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость  возможностей  мозга.  

        Метод интеллект-карт позволяет:

1. формировать  коммуникативную  компетентность  в  процессе  групповой деятельности;

2. формировать  умения,  связанные  с  восприятием,  переработкой  и  обменом информацией конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);
3. улучшать  все  виды  памяти  (кратковременную,  долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;  

4. ускорять процесс обучения.

        Очень удобно использовать данный метод при изучении таких тем по информатике: " Информационное моделирование", "Хранение и обработка информации", "Алгоритмы".

Данные темы предполагают большой объем конспектируемого материала, который тяжело воспринимается и запоминается. Поэтому, я предлагаю ученикам работу в парах по разработке ментальных карт. Вначале ученики получают макет, граф, структуру карты, которую им предлагается заполнить самостоятельно по ходу урока ( тема урока в центре, от нее идут основные характеристики и свойства по бокам). Вторым этапом уже предлагается учащимся самим проявить креативность и самостоятельность и составить карту ума по заданной теме в бумажном виде. Далее с помощью сети Интернет ученики строят ментальные карты в электронном виде. Для этого существуют специальное программное обеспечение такое как:

  1. Coggle является бесплатным онлайн приложением,
  2. XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux.
  3. Программа Freemind является открытым бесплатным приложением,
  4. Bubble.us — бесплатное веб-приложение для составления интеллект карт в режиме онлайн.
  5. Программа WiseMapping является бесплатным онлайн — приложением для создания интеллект карт, работающим на открытом коде HTML5.

Данный метод очень часто также применяется на уроках физики в 7 классе, где учащиеся могут показать творческое понимание физических процессов и явлений, происходящих в природе и вокруг них.

        Например, по теме: "Физика и физические методы изучения природы" . Ученикам на первых уроках дается определение "физика"- центр ментальной карты. Их задача: изобразить карту, в которой показано все то, что связывает их со словом физика.

        Данная технология считается очень эффективной в развивающем обучении по ряду причин:

  1. позволяет  в  интерактивном  режиме  вести  работу  по  подготовке  к  ОГЭ  и ЕГЭ  в  системе,  используя  крупноблочный  метод  закрепления  знаний,  сэкономить время;  
  2. все приобретенные знания учеников сохраняются  в  памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
  3. поисковая  система  Интернет  и  учебная  литература  дают  обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный  продукт – интеллект-карты;
  4. интеллект-карты  можно  использовать  как  демонстрационный  или раздаточный  материал  при  обобщающем  повторении, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;

        Таким образом, процесс  построения  интеллект-карт  делает  обучение в школе творческим и увлекательным, позволяя каждому ученику проявить самостоятельность и инициативу, умения анализировать, сравнивать, находить правильные способы решения поставленной задачи, что является очень важной составляющей в развивающем обучении.

Список источников:

  1. https://lifehacker.ru/special/mindmap
  2. http://www.mind-map.ru/
  3. Давыдов В.В., Репкин В.В. « Дети растут. А вы?» Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы. Текст опубликованной статьи по развивающему обучению.
  4. Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников: Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года / гл. ред. Т.Н. Караганова. – Вологда, 2011. – 147 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллект-карт на уроках

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень к...

Интеллект-карты на уроках информатики

В статье рассматривается эффективность метода интеллект - карт (ментальных карт, карт памяти) и возможные способы применения данного метода на уроках информатики. Показаны преимущества обучения с помо...

Образовательный проект "Использование интеллект-карт на уроках английского языка"

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и ...

Использование интеллект-карт на уроках истории

Методика внедрения интеллект-карт на уроках истории в 5 классе, примеры интеллект-карт...

Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики....

«Технология использования интеллект - карт на уроках химии с использованием приложения XMind»

Интеллект-карта (на англ. Mind maps) – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как  изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, само...

Интеллект-карты для урока информатики

С помощью составленных по определенным правилам карт можно наглядно представлять довольно большие объемы информации....