Урок по Информатике «Электронная почта», 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Пресняков Алексей Евгеньевич

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: Информатика

Класс: 5

Автор УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Тема урока: Электронная почта

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Научиться работать с почтовым сервером и ящиком.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представлений об электронной почте, электронном адресе и электронном письме;

- закрепление знаний о процессе передачи информации;

- формирование навыка регистрации бесплатного почтового ящика.

Метапредметные:

- развитие основ ИКТ-компетентности;

- умение отправлять и получать электронные письма;

- формирование представлений о правилах безопасного использования почтового сервиса в Интернете.

Личностные:

- понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;

- развитие способности к анализу и критической оценке получаемой информации;

- формирование представлений об этических нормах ведения электронной переписки.

Решаемые учебные задачи:

1)    Закрепить общие представления о процессе передачи информации;

2)    Познакомить учащихся с электронной почтой как средством коммуникации;

3)    Зарегистрировать почтовые ящики для каждого ученика;

4)    Отработать на практике умения написания, отправки и получения электронных писем.

Используемые на уроке средства ИКТ:

• Персональный компьютер (ПК) учителя с выходом в Интернет, проектор, экран;

• ПК учащихся с выходом в Интернет.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Электронная почта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_informatike_5_kl_elektronnaya_pochta.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя школа

Пильнинского муниципального района Нижегородской области

Конкурс: «Фестиваль методических идей»

Номинация: «Урок по любому предмету школьного курса в соответствии с ФГОС»

УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

«ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА»

Автор: Пресняков Алексей Евгеньевич

Должность: учитель информатики

Стаж работы:  8 лет

Телефон: 8(831) 9243229

kurm-shcola@yandex.ru

Курмыш

2017

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: Информатика

Класс: 5

Автор УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Тема урока: Электронная почта

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Научиться работать с почтовым сервером и ящиком.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представлений об электронной почте, электронном адресе и электронном письме;

- закрепление знаний о процессе передачи информации;

- формирование навыка регистрации бесплатного почтового ящика.

Метапредметные: 

- развитие основ ИКТ-компетентности;

- умение отправлять и получать электронные письма;

- формирование представлений о правилах безопасного использования почтового сервиса в Интернете.

Личностные: 

- понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;

- развитие способности к анализу и критической оценке получаемой информации;

- формирование представлений об этических нормах ведения электронной переписки.

Решаемые учебные задачи:

1)        Закрепить общие представления о процессе передачи информации;

2)        Познакомить учащихся с электронной почтой как средством коммуникации;

3)        Зарегистрировать почтовые ящики для каждого ученика;

4)        Отработать на практике умения написания, отправки и получения электронных писем.

Используемые на уроке средства ИКТ:

• Персональный компьютер (ПК) учителя с выходом в Интернет, проектор, экран;

• ПК учащихся с выходом в Интернет.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Электронная почта».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 – Организационный момент

 Добрый день, ребята! Все ли присутствуют сегодня? Спасибо, начинаем наш урок. Ребята, будьте внимательны, активны, слушайте друг друга, и  не стесняйтесь  высказывать свое мнение. Тогда знания, полученные на уроке,  будут полезным  для вас в дальнейшем.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Ответ на приветствие учителя.

 

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя.

Целеполагание.

Умение настраиваться на занятие.

Этап 2 - Актуализация знаний

Для повторения ранее изученного материала по теме «Передача информации» мы сначала будем работать парами, в которых учащиеся разделятся на «Спрашивающих» и «Отвечающих». Спрашивающий  зачитывает с карточки подготовленные заранее вопросы  Отвечающему. Далее отвечающий дает ответы на вопросы, а другой ученик слушает его и если слышит  неправильный ответ – то исправляет. Затем учащиеся меняются ролями. (Приложение 1)

Теперь, когда вы обсудили вопросы в парах, представим варианты ответов классу:

- Выделите источник, приемник передачи информации и канал связи в следующих произведениях: сказка Гуси-лебеди (отрывки Аленушка с печкой, яблоней, речкой); сказка о царе Салтане; сказка о мертвой царевне; сказка о золотом петушке; сказка о рыбаке и рыбке; сказка Красная шапочка. (Приложение 2)

Постановка проблемных ситуаций для выведения темы урока.

А теперь нам предстоит решить задачи из современной жизни. Точнее назвать способы передачи информации в следующих ситуациях:

-сообщение о месте встречи (по мобильному телефону и т.д.);

-сообщение однокласснику домашнего задания  (в группе в соц сетях, по телефону,  СМС);

- показ фотографий родственникам, находящихся по всей России ( в группе в соц.сетях).

Ребята, как вы думаете, каким еще способом можно передать информацию через сеть Интернет? Пожалуйста, сформулируйте тему  (Электронная почта) и цель урока (научиться работать с почтовым сервером и ящиком)

Контролирует работу в парах с карточками.

Осуществляет выборочный контроль.

Выдвигает проблемы, фиксирует ответы на доске

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание цели урока. Демонстрация ЭОР

Ответы на вопросы.

Предлагают варианты решения проблемной ситуации

Наблюдение за материалом ЭОР.

Компетенция обучающихся в повседневной жизни

Взаимодействуют с одноклассником, учителем

Прослушивание ответа ученика и комментирование его правильности

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности

В данном этапе показывается разнообразие почтовых служб, правил регистрации почтового ящика,  определяется структура электронного письма и правила регистрации

В современном обществе невозможно представить передачу или обмен информацией без использования электронной почты. Множество почтовых ящиков, большое количество сообщений ежегодно, большие объемы данных ежедневно – это результат работы почтовых серверов. Для её работы основным инструментом стал адрес электронной почты, без которого в современном общении не обойтись так же, как без домашнего адреса и номера телефона.

Что же означает знакомое всем слово «E-mail», оно образовано английским словосочетанием «Electronic mail», что означает Электронная почта.   Основной задачей этого программного обеспечения является приём передача текстовых сообщений и вложенных в них файлов через компьютерную сеть. По своему принципу действия напоминает обыденную почту.

Сейчас мы послушаем сообщение о том, когда же  появилась электронная почта, и кто был её создателем. (Сообщение ученика)

На сегодняшний день в сети Интернет большое разнообразие почтовых служб, а многие из вас являются их клиентами. Самыми распространенными почтовыми серверами являются mail, yandex, google, inbox и т.п.

Предлагаю узнать, каким почтовым сервером пользуйтесь или хотели бы пользоваться вы. Для этого в разных частях кабинета расположены названия почтовых серверов. Ваша задача просто встать рядом с выбранным вами сервером. Аргументируйте свой выбор.

Как же зарегистрировать свой почтовый ящик и  осуществить отправку сообщения?

Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.

Ребята, я предлагаю одному из вас записать на доске свой электронный адрес. Давайте вместе проанализируем адреса одноклассника и выделим его составные.

Как вы думаете, в чем достоинства электронной почты?

Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена; возможность передачи, как простого текста, так и форматированного, а также прикреплённых к нему файлов.

Интересно, откуда появился знак @, который мы называем собакой и как его называют в других странах.

Кроме достоинств существуют и недостатки электронной почты, давайте их назовем.

К недостаткам можно отнести: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); ограничение размера одного текстового сообщения и на общий размер в почтовом ящике (в зависимости от почтового сервера).

Давайте поближе познакомимся со структурой электронного письма и разберем его элементы.

Работа с презентацией по работе с электронным письмом. Если есть желающие объяснить структуру классу – выходят к интерактивной доске.

Демонстрация ЭОР

Объясняет новый материал.

Побуждает к высказыванию мнения как собственного, так и группы.

 

Подводит учащихся к выводу о составе имени ящика.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует знакомство со структурой, основываясь на личный опыт учащихся.

Наблюдение за материалом ЭОР.

Слушание учителя.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Сообщение по теме.

Сообщение по теме.

Формирование умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение  строить речевое высказывание.

Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Обсуждают выводы.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Слушание.

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

.

Этап 4- Физическая минутка

Физкультминутка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

- на раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо, 8 раз.

- на раз - смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.

- широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.

Физкультминутка общего воздействия

1. И.п - 1 - 2 - встать на носки, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 5 - 6 раз. Темп быстрый.

2. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 5 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 - 3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки перед собой. 1 - с поворотом туловища налево. 2 - и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Дыхание не задерживать.

Контроль за проведением физкультминутки

Выполняют упражнения

Этап 5 -  Первичная проверка понимания изученного

Для предстоящий работы нам нужно занять рабочие места за компьютером (напоминаются правила работы за ПК).

Ну и теперь, когда вы получили необходимые теоретические знания давайте выполним практическую работу №4 стр.109 учебника Информатики автор Босова Л.Л.

В ходе, которой ребята создают электронную почту на любом из почтовых серверов (у кого её нет), выполняют вход в неё и знакомятся со структурой почтового ящика. Далее заполняют структуру письма и отправляют своему другу.

После ребята проверяют папку Входящие и проверяют правильность оформления письма, если есть неточности, объясняют, в чем ошибка.

Предлагает индивидуальную работу за компьютером. Контролирует выполнение практической работы.

Побуждает к творческому подходу выполнения задания.

Выполнение практической работы

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

формулируют правила.

Взаимодействие с учителем.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Самоконтроль понимания правил взаимодействия при общении.

Осуществление самоконтроля.

Этап 6 - Домашнее задание

Стандартный минимум: §6 (3); РТ: №76, №77.

Повышенный: №78.

Прислать на электронный адрес morientos-not@mail.ru письмо с выполненным домашним заданием.

Даёт домашнее задание и объясняет его.

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 7 - Подведение итогов занятия

«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Давайте сделаем вывод по нашему уроку. Какая цель была перед нами в начале урока?

Как вы думаете, мы ее решили?

Чему мы можем научить своих близких после этого урока?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопрос учителя

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.

Понимать ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Этап 8 -  Рефлексия

Ребята, теперь мы с вами можем общаться и обмениваться информацией не только по сотовому телефону и в социальных сетях, но и, используя электронную почту.  Вы часто при электронном общении добавляете смайлик. Давай те же покажем мне своими ладошками и мимикой свое настроение от сегодняшнего урока. С вами приятно и интересно было сегодня работать. Спасибо за продуктивную работу.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Обеспечивает реакцию детей на свою работу на уроке.

Рефлексируют.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Осуществляют самооценку своей деятельности.

Список использованных источников:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014
  3. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
  4. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Приложение 1

Примеры вопросов для работы в парах.

  • Что такое информация?
  • Какие виды информации вы знаете?
  • Как происходит процесс передачи информации?
  • Кто может отправлять и получать информацию?

Приложение 2

Примеры отрывков из литературных произведений.

«Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:…»

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.

- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

- А далеко живет твоя бабушка?

- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

- Ладно, -говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Шарль Перо «Красная шапочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по информатике в 9 классе на тему «Мир электронной почты, телеконференция.»

Данная презентация предназначена для учеников 9 класса, при изучении пользования электронной почтой, телеконференцией....

Презентация к уроку на тему "Электронная почта, телеконференции, обмен файлами"

Презентация к уроку на тему "Электронная почта, телеконференции, обмен файлами"...

Конспект урока на тему: "Электронная почта".

Тема урока: «Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей».Цели урока: 1.    Сформировать у учащихся представление о назначении электронной почты, как важнейшем средс...

Методическая разработка урока по информатике: "Электронная почта.Работа с электронной почтой"

Тема: «Электронная почта. Работа с электронной почтой»Цели урока: ·        Сформировать у учащихся представление об электронной почте, как важнейшем средстве общения...

Презентация к уроку: "Работа с электронной почтой." 9 класс.

Презентация предназначена для изучения темы: «Коммуникации в глобальной сети Интернет. Возможности электронной почты». Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для о...

Конспект урока информатики "Электронная почта"

Разработка урока информатики "Электронная почта"...