Главные вкладки

    Рабочая программа по информатике
    рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

    Разработка рабочей программы по информатике для 7 класса (автор Босова Л.Л.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_7_klass_2016-2017.docx48.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа предмета «Информатика» для 7 класса составлена  на основе следующих документов:

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
    3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

    Ориентирована на авторскую программу курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ (Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).

    Место предмета в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего общего образования из расчёта 1 час в неделю.

    Цели 

    Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

    • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
    • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете  для реализации учебных целей и саморазвития;
    • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
    • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
    • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
    • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

    За счет интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий обучения (ИКТ, организации групповой и индивидуальной работы и др.) увеличены количество и сложность рассматриваемых вопросов и решаемых задач.

    При составлении тематического планирования предусмотрены здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические физкультминуты.

    Особое место в изучении курса информационных технологий  отводится развитию навыков исследовательской, проектной  работы, работе с Интернет-ресурсами,  подготовке к гимназическому Дню науки. Неотъемлемой частью уроков информатики является рассмотрение вопросов безопасной работы на компьютере, вопросов профилактики Интернет - зависимости, игровой зависимости.

    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    • сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими:  целеполагание как постановку учебной   задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
    • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
    • сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать

    информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

    •  сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    •  сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
    • сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
    • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

    Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

    • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
    • понимание роли информационных процессов в современном мире;
    • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
    • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
    • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
    • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
    • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
    • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
    • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

    Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

    • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
    • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
    • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

    Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

    • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
    • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
    • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
    • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

    формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

    Формы контроля:

    Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

    Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

    Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года в форме итоговой контрольной работы.

    1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    (тематическое планирование)

    Название темы

    Количество часов

    общее

    теория

    практика

    1

    Информация и информационные процессы

    9

    6

    3

    2

    Компьютер как универсальное устройство обработки информации

    7

    4

    3

    3

    Обработка графической информации

    4

    2

    2

    4

    Обработка текстовой информации

    9

    3

    6

    5

    Мультимедиа

    4

    1

    3

    6

    Резерв

    1

        Итого:

    34

    16

    17

    1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Наименования разделов, тем

    Плановые сроки

    Фактические сроки

    1.

    Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

    01.09-08.09

    Тема 1 «Информация и информационные процессы» - 8 часов.

    2.

    Информация и ее свойства.

    11.09-15.09

    3.

    Информационные процессы. Обработка информации.

    18.09-22.09

    4.

    Информационные процессы. Хранение и передача информации

    25.09-29.09

    5.

    Всемирная паутина как информационное хранилище.

    02.10-06.10

    6.

    Представление информации.

    09.10-13.10

    7.

    Дискретная форма представления информации.

    16.10-20.10

    8.

    Единицы измерения информации.

    23.10-27.10

    9.

    Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы».

    06.11-10.11

    Тема 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» - 7 часов.

    10.

     Анализ работы. Основные компоненты компьютера и их функции.

    13.11-17.11

    11.

    Персональный компьютер

    20.11-24.11

    12.

    Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

    27.11-01.12

    13.

    Системы программирования и прикладное программное обеспечение

    04.12-08.12

    14.

    Файлы и файловые структуры

    11.12-15.12

    15.

    Пользовательский интерфейс

    18.12-22.12

    16.

    Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

    25.12-29.12

    Тема 3 «Обработка графической информации» - 4 часа.

    17.

    Анализ работы. Формирование изображения на экране компьютера. Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.

    15.01-19.01

    18.

    Компьютерная графика.

    22.01-26.01

    19.

    Создание графических изображений.

    29.01-02.02

    20.

    Проверочная работа по теме «Обработка графической информации».

    05.02-09.02

    Тема 4 «Обработка текстовой информации» - 9 часов.

    21.

    Анализ работы. Текстовые документы и технологии их создания.

    12.02-16.02

    22.

    Создание текстовых документов на компьютере.

    19.02-23.02

    23.

    Прямое форматирование.

    26.02-02.03

    24.

    Стилевое форматирование.

    05.03-09.03

    25.

    Визуализация информации в текстовых документах.

    12.03-16.03

    26.

    Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

    19.03-23.03

    27.

    Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. Оценка количественных параметров текстовых документов.

    02.04-06.04

    28.

    Оформление реферата «История вычислительной техники»

    09.04-13.04

    29.

    Проверочная работа  по теме «Обработка текстовой информации».

    16.04-20.04

    Тема 5 «Мультимедиа» - 4 часа.

    30.

    Анализ работы. Технология мультимедиа.

    23.04-27.04

    31.

    Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.

    30.04-04.05

    32.

    Проверочная  работа по теме «Мультимедиа».

    07.05-11.05

    33.

    Анализ работы. Основные понятия курса.

    14.05-18.05

    «Итоговое повторение» – 1 часа.

    34.

    Итоговая контрольная работа.

    21.05-25.05

    График контрольных работ

    Тема

    План. сроки

    Факт. сроки

    1

    Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы».

    06.11-10.11

    2

    Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

    25.12-29.12

    3

    Проверочная работа по теме «Обработка графической информации».

    05.02-09.02

    4

    Проверочная работа по теме «Обработка текстовой информации».

    16.04-20.04

    5

    Проверочная работа по теме «Мультимедиа».

    07.05-11.05

    6

    Итоговая контрольная работа.

    21.05-25.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по информатике для 5 класса по учебнику "Информатика-5" авт. Босова Л.Л.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы».  Кол...

    Рабочая программа по информатике для 6 класса по учебнику "Информатика-6" авт. Босова Л.Л.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы». Количеств...

    Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику "Информатика-7" авт. Босова Л.Л.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  Коли...

    Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику "Информатика, 8" авт. Босова Л.Л.

    Настоящая  рабочая  программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса IIступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государс...

    Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику "Информатика, 8-9" авт. Макарова Н.В.

    Настоящая  рабочая  программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента г...

    Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику "Информатика, 8-9" авт. Макарова Н.В.

    Настоящая  рабочая  программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента г...

    Рабочая программа по информатике для 10 класса по учебнику "Информатика-10" авт. Макарова Н.В.

    Настоящая  рабочая  программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента...