Урок по теме "Кодирование и декодирование информации"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Смирнова Елена Алексеевна

Разрабатанный урок связывает информатику (формальные знания) с мировой художественной культурой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декодирование информации 15 апреля 1452 г. в городке Винчи у нотариуса синьора Пьеро родился сын Леонардо.

Слайд 2

Кодирование и декодирование информации. Кодирование - предоставление информации в форме удобной для ее хранения, передачи и обработки. Код - это система условных знаков для предоставления информации. Декодирование - действия по восстановлению первоначальной формы информации из последовательности кодов.

Слайд 3

1 задание Возьмите по странице из дневника Леонардо да Винчи и постарайтесь ее расшифровать. «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет .» «Те , кто отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса ... практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории .» «Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как горька не была, тебя не коснется .»

Слайд 4

2 задание Даны 3 известные картины Леонардо да Винчи, разделенные на 5 частей, части переставлены. Восстановите правильный порядок следования частей.

Слайд 5

Равномерные коды – все кодовые слова (коды отдельных букв) имеют одинаковую длину. М А Ы Л У пробел 000 001 010 011 100 101 Равномерные коды позволяют однозначно декодировать сообщения! ! сообщения получаются длинными Неравномерные коды –кодовые слова имеют разную длину . М А Ы Л У пробел 01 00 1011 100 1010 11

Слайд 6

Префиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова ( условие Фано ) . Любой префиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения! ! А Б В Г Д 000 10 01 110 001 A 0 корень 1 0 1 0 1 В Б 0 1 Д 0 1 Г Г А В Д Б Все кодовые слова заканчиваются на листьях дерева! 1100000100110 110 000 01 001 10

Слайд 7

Постфиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова (« обратное» условие Фано ) . Любой постфиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения ( с конца)! ! А Б В Г Д 000 01 10 011 100 011000110110 10 В 0 1 Б 0 11 Г 100 Д 01 Б

Слайд 8

Неоднозначное декодирование А Б В Г Д 01 010 011 11 101 Выполняются ли условия Фано ? ? Декодирование может быть неоднозначным… Может быть, что условия Фано не выполнены, а декодирование однозначно! ! АБВГА 010100111101 АБАГД

Слайд 9

Задачи на построение кода 9 Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из букв А, Б, В, Г, решили использовать неравномерный по длине код: Как нужно закодировать букву Г, чтобы длина кода была минимальной и допускалось однозначное разбиение кодированного сообщения на буквы? 1) 00 2) 01 3) 11 4) 010 А Б В Г 1 000 001 ? Решение : для букв А-Б-В выполнятся условие Фано при Г=00 условие Фано нарушится (пары Г-Б, Г-В) при Г=01 условие Фано выполняется при Г=11 условие Фано нарушится (пара А-Г) при Г=010 условие Фано выполняется (но длиннее 01)

Слайд 10

2 задание 1

Слайд 11

3 задание Для определения пропорций (мужского) человеческого тела Леонардо да Винчи создал рисунок Витрувианского человека, все основные части тела которого находятся в некоторых математических соотношениях. Определите длину частей тела в 2 с.с.

Слайд 12

4 задание С помощью кодировочной таблицы КОИ-8 необходимо расшифровать названия великих изобретений , описанных в работах Леонардо да Винчи. 1. Спасательный круг 2. Водолазный костюм 3 . Вертолет, парашют

Слайд 13

Из полученных слов соберите афоризм Леонардо да Винчи "Любое препятствие преодолевается настойчивостью." “ Gli ostacoli non mi fermano. Ogni ostacolo si sottomette alla rigida determinazione. Chi guarda fisso verso le stelle non cambia idea." Leonardo Da Vinci



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:  Кодирование и декодирование информации. Код да Винчи. (10 класс)

Цель  урока: сформировать умение решать задания на декодирование информации.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся по теме кодирование информации; познакомить с условием Фано, дать понятие префиксные и постфиксные коды; научить основным приемам однозначного декодирования информации
  • развивать умение анализировать и систематизировать знания;
  • воспитывать  информационную  культуру у  учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Предметные результаты:

Знать:

  • понятие кодирование и декодирование информации;
  • виды кодов (равномерные и неравномерные);
  • прямое и обратное условие Фано;
  • понятие префиксные и постфиксные коды;
  • способы решения задач на кодирование (метод исключения вариантов, построение дерева).

Уметь:

  • понимать смысл кодирования,
  • определять виды кодирования;
  • объяснять достаточность применения условия Фано (прямого или обратного) для однозначного декодирования;
  • применять способ исключения вариантов для выполнения заданий на умение кодирования и декодирование сообщений;
  • уметь выбирать  допустимые кодовые слова, определять наименьшую длину кодовых слов, выбирать код по заданным условиям.

Метапредметные результаты:

  • выделять свойства объекта;
  • анализировать, классифицировать объект;

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические средства: презентация, раздаточный материал:  таблицы, схемы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Урок предполагает, что учащиеся в 10 классе изучали тему «Кодирование информации», знакомились с понятием «код», «кодирование»; различают равномерное и неравномерное кодирование; умеют составлять простые кодовые таблицы, декодировать сообщения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

(в мин.)

Вступление

Просмотр видеофрагмента "Уникальный человек"

Леонардо да Винчи (15.04.1452 - 02.05.1519) родился 565 лет назад.

Присмотр видео

2

Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Кодирование информации» в 8 классе.

Найдены работы Леонардо да Винчи. Вот только возникла одна небольшая проблема - они закодированы.

Работы Леонардо нужно расшифровать, поэтому сегодня на уроке нам предстоит заняться ... ?

Что такое кодирование информации?

Что вы знаете про код?

Декодирование?

Декодированием

Кодирование – это запись информации с помощью некоторой знаковой системы (языка).

Кодирование - предостав- ление информации в форме удобной для ее хранения, передачи и обработки.

Кодирование - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

Код- это система условных знаков для предоставления информации.

Декодирование - действия по восстановлению первоначальной формы информации из последовательности кодов.

4

Организационный момент

Для работы мы разделимся на 3 команды. каждая команда выберет идейного лидера, того, кто из множества идей может отобрать самые интересные и правильные, выслушав мнения всех членов команды.

За правильное выполнение заданий команда может получать флорины, флорентийские золотые монеты (3,5 гр)

Команды выбирают лидера

1

1 задание

Одна из причин, почему записи Леонардо да Винчи долго не были расшифрованы, это его зеркальный почерк (он писал справа налево). Возьмите по странице из его дневника и постарайтесь ее расшифровать. 5 флоринов

А тем, кто не просто расшифрует, но и сможет объяснить смысл написанного, дается еще 3 флорина.

  1. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
  2. Те, кто отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса ... практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории.
  3. Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как горька не была, тебя не коснется.

Каждой команде выдается карточка с зашифрованным афоризмом. В течение 4 минут команда должна расшифровать сообщение и объяснить его смысл. Идейный лидер дает ответ или назначает отвечающего.

8

2 задание

Даны 3 известные картины Леонардо да Винчи, разделенные на 5 частей, части переставлены. Нужно восстановить правильный порядок следования частей, но для этого нам необходимо вспомнить префиксный и постфиксный коды. Если учащиеся знают, то выслушать их ответы, если нет, то объяснить.

  1. Мадонна Бенуа (с младенцем)
  2. Иоанн Креститель
  3. Дама с горностаем

Учащиеся должны собрать из 5 частей картину. Для этого нужно декодировать сообщение, используя префиксный или постфиксный коды. За выполненное задание команда получает 5 флоринов. Если команда называет картину, то добавляем 3 флорина.

8

3 задание

Для определения пропорций (мужского) человеческого тела Леонардо да Винчи создал рисунок Витрувианского человека, все основные части тела которого находятся в некоторых математических соотношениях.

Рост мужчины в эпоху Возрождения равен 10101010 см. Учащиеся должны догадаться, что число дано в 2 с.с.).

Повторение перевод из 2 с.с. в 10 с.с.

Определить рост человека в 10 с.с. и длину частей его тела в 2 с.с.

Учащиеся должны выполнить перевод из 2 с.с. в 10 с.с. и назвать рост. Затем рассчитать длину частей тела человека. Потом перевести, перевести полученные значения в 2 с.с.

За выполненное задание команда получает 5 флоринов.

8

4 задание

С помощью кодировочной таблицы КОИ-8 необходимо расшифровать названия великих изобретений, описанных в работах Леонардо да Винчи.

  1. Спасательный круг
  2. Водолазный костюм
  3. Вертолет, парашют

Используя кодировочные таблицы учащиеся декодируют названия великих изобретений, описанных в работах Леонардо да Винчи.

За выполненное задание команда получает 5 флоринов.

5

Домашнее задание

Учитель объявляет домашнее задание, поясняет, как его выполнить (Приложение )

Учащиеся записывают в дневник.

1

Итог урока

За каждое правильно выполненное задание команда получает карточку со словом. В конце урока необходимо расшифровать афоризм Леонардо да Винчи: "Любое препятствие преодолевается настойчивостью."

Будьте настойчивы в овладении новых знаний!

Членам команды, набравшей более 20 флоринов, выставляет за урок "5". От 15 до 20 флоринов "4".

Спасибо за работу на уроке. А сейчас я попрошу вас закодировать ваше впечатление от проведенного урока (смайлики).

Из 4 (а может быть и меньшего числа) карточек, команда должна собрать афоризм.

Если ни одна команда не собрала все 4 карточки, то размещаем их на доске на магнитах и угадываем вместе (в процессе игры выдаем командам карточки в разном порядке, чтобы были все слова).

2



Предварительный просмотр:

Тема урока        _____________________________________________

Кодирование - предоставление информации в форме удобной для ее хранения, передачи и обработки.

Код- это система условных знаков для предоставления информации.

Декодирование - действия по восстановлению первоначальной формы информации из последовательности кодов.

Задание №1

Префиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова
(
условие Фано).

Любой префиксный код позволяет   однозначно декодировать сообщения!

М

А

Ы

Л

У

пробел

01

00

1011

100

1010

11

Постфиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова
(«обратное» условие Фано).

Любой постфиксный код позволяет   однозначно декодировать сообщения   (с конца)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме «Кодирование и декодирование информации: Размер файла»

Самостоятельная работа по теме «Кодирование и декодирование информации: Размер файла». Подготовка к егэ. Задачи с сайта http://inf.reshuege.ru/test?theme=228...

Урок по теме: «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»

Цели урока: Формирование новых знаний по теме «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»Предметные результаты:Должны знать:· Определение понятия «сигнал»;· Определе...

Кодирование и декодирование информации

Открытый урок по информатике для учащихся 5-6 классов по теме "Кодирование информации"...

Анализ и разбор типовых задач по теме "Кодирование и декодирование информации. Передача информации" в заданиях ЕГЭ по Информатике и ИКТ

Статья,написанная в помощь учителям и ученикам при подготовки к ЕГЭ  по информатике по теме "Передача информации."...

Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»

Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...