Открытый урок на тему"текст как фора представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Нурмагамбетова Ильмира Минрашитовна

1. Организационный момент

 

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, дорогие мои юные информатики! Наше занятие мне хотелось бы начать со следующих строк:

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда – за работу!

Удачи желаю я вам!

 Сегодня наше занятие необычно тем, что на нем присутствуют гости. Я очень надеюсь, что вы не будете стесняться, будете активными. Сегодня вам предстоит вспомнить известные вам факты, открыть новые знания и  научиться их применять в ходе практической работы. Я думаю, вы  отлично с этим справитесь.

Итак, желаю вам всем отлично потрудиться!

 

2. Актуализация опорных знаний

 

- А сейчас давайте поиграем, т.е.  разгадаем загадку.

 

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком понятии идет речь?

Правильно Текст.

-  А какую информацию может хранить, передавать и обрабатывать компьютер?

 (графическую, текстовую, числовую, звуковую)

 

-Как вы думаете, с какой  формой информации человек работает больше всего?

                    (текст)

- Совершенно верно.

- Так что же мы сегодня будем изучать? Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(Текст как форма представления информации).

Молодцы!

 

Информация, представленная в форме письменного текста, называется?

(текстовой информацией)
Где мы можем встречать текстовую информацию?

в книгах;

в газетах;

в журналах

 

3. Сообщение темы,  целей урока и мотивация на ее изучение.

 

4. Объяснение нового материала

 

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Свои первые тексты человек выводил прутом на песке и углём на стенах пещеры, выцарапывал на глиняных табличках и высекал на каменных плитах.

 

Карина Ишалина  приготовила мини сообщение

Подходящий для письма материал был обнаружен в Древнем Египте.

На побережье Нила в изобилии произрастал папирус – растение похожее на нашу осоку. Из его стеблей вырезали полосы, смазывали их  клеем,  высушивали на солнце. Получались тонкие, гибкие листы удобные для письма. В других странах использовали иной материал для письма. Например, в России широко применяли для этих целей бересту. Во II веке н.э. в Китае придумали способ производства бумаги из растительного сырья. Позднее секрет изготовления бумаги узнали арабы, а в X веке и европейцы. В течение тысячи лет бумага верой и правдой служила человеку. Совершенствовались только технология производства и способы нанесения текста на бумагу.

 

- О чем нам сейчас рассказала Карина?

(о носителях информации)

Дик Костя  Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.

Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.

Спасибо, за интересные сообщения.

 

Задание 1

 

Слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова. А что у вас получится мы сейчас узнаем.

 

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

Cтрока из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)

 

Мороз и солнце, день чудесный

 

 

 

 

Итак, сейчас мы  с вами работали с текстом: читали, записывали, рассказывали.

 

- Так что же такое текст? Давайте теперь попробуем ответить на этот вопрос.

(словесное высказывание)

 

В каких формах может быть представлен текст?

 

 

                                                                Текст

                                                словесное высказывание

 

        напечатанное                        написанное                     в устной форме.

 

Какой мы можем сделать вывод?

 

Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание написанное, напечатанное или существующее в устной форме. Запишем в тетради.

 

Задания на закрепление:

 

Является ли текстом или текстовой информацией:

Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак» - да

Фотография в альбоме - нет

Написанное вами сочинение - да

Схема метрополитена  - нет

Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма - да

Просмотренная картина  - нет

 

 

Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов.

 

Давайте вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

 

Казнить нельзя помиловать.

 

Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.

 

Таким образом, всего лишь от одного символа  - запятой  зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

Заполнить пропуски

 

Для компьютера текст – это последовательность символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.

Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.

 

Заполнить пропуски в предложениях.

 

Итак, давайте подведем итог нашего урока. Заполните пропуски в тексте.  Читаем.

Информация, представленная в виде написанного или напечатанного текста называется ________________. Такой информацией мы пользуемся ежедневно.    _____________________________– это удобная  форма представления информации.   Минимальная единица текста – это _______. К ним  относятся ____________, _________, _____________________. Пропуск или замена хотя бы одного символа могут кардинально изменить ______________ текста.

 

Информация, представленная в виде написанного или напечатанного текста называется текстовой. Такой информацией мы пользуемся ежедневно. Письменный текст – это удобная  форма представления информации.  Минимальная единица текста – это символ.  К символам относятся буквы, цифры, знаки препинания. Пропуск или замена хотя бы одного символа могут кардинально изменить смысл текста.

 

 

 

Рефлексия

 

1.  сегодня   я    узнал…

2.  было  интересно…

3.  было   трудно…

4.  я выполнял   задания…

5.  я понял,   что…

6.  мне   захотелось…

 

 

Работа в группах Вопрос: В чем заключается преимущества создания текстового документа с помощью компьютера?

 

ü  быстро и просто вносятся изменения в текст;

ü  можно делать сколько угодно исправлений, они будут абсолютно незаметны;

ü  можно сделать сколько угодно копий;

ü  можно вставлять в текст рисунки, схемы и т.д.;

ü  ·можно сохранить текст в памяти компьютера и использовать его в дальнейшем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar280.76 КБ

Предварительный просмотр:

Поведение  на льду

С наступлением весенней оттепели на лед выходить ЗАПРЕЩЕНО!

           Выходить на лед можно только тогда, когда его толщина достигает не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой.

  • Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше. Лёд, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.
  • Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
  • При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
  • Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя.
  •  При    вынужденном   переходе    водоема   безопаснее   всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но
  • если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
  • При   переходе   водоема   группой   необходимо   соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
  • Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: необходимо двигаться медленно; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
  • Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это  позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.
  • На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме"Мы и средства массовой информации",10 класс.

Описание урока " Мы и средства массовой информации" в 10 классе....

Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации"

Презентация к уроку информатики по  теме: "Текст как форма представления информации" к УМК "Информатика и ИКТ"  Босова Л.Л....

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Конспект открытого урока по теме "Текст"

Конспект открытого урока по теме "Текст"...

Открытый урок по теме "Алфавитный подход к измерению информации". по учебнику Л.Л.Босова

Урок обобщающий. Решение задач по формулам, работа в парах, онлайн-тестирование....

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...

Презентация по теме: " Текст как форма представления информации . Компьютер - основной инструмент подготовки текстов.

Слайд 1Р И О Н М Ц А И Я Ф 5 9 4 2 6 8 7 1 10 3 ИНФОРМАЦИЯ Задание: Раскодируйте сообщениеСлайд 2Текстовая информация Текст как форма представления информации Компьютер – основной инструмент под...