Рабочая программа по информатике 9 класс - 2016-2017
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Дубинкин Павел Николаевич

Программа основана на ФК ГОС 2004 и УМК Босовой Л.Л.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю.

Директор МОУ Яхромская средняя

общеобразовательная школа № 1

______________/Кашина Т.В./

«  01  »     сентября    2016 г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

(базовый уровень)

 

9 класс

Дубинкин Павел Николаевич,

учитель информатики

г. Яхрома

2016


  1. Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ для 9 «А» класса (далее — Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени, по 2 часа в неделю.

В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности ит. д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
  1. Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 9 класса основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

  1. Тематическое планирование (68 ч)
  1. Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

  1. Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

  1. Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальв исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежн: Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как при ры формальных исполнителей. Их назначение, среда, жим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания после вательности действий исполнителя при заданных нача ных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи ал ритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для заш алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгорит ческом языке. Непосредственное и программное управ ние исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкц: связанные с проверкой условий: ветвление и повторен Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, нятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, щественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

  1. Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

  1. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

  1. Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

  1. Планируемые результаты изучения информатики

В результате освоения курса информатики в 9 классе учащиеся получат представление:

  • о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  1. График контрольных работ 9 «А» класса

Тема контрольной работы

Дата проведения

Корректировка

Англ_208

Англ_313

Англ_208

Англ_313

1

Математические основы информатики

2

Моделирование и формализация

3

Основы алгоритмизации

4

Начала программирования

5

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

Коммуникационные технологии



Поурочное планирование по курсу «Информатика и ИКТ» для 9 «А» класса

(Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014)

Номер

урока

Тема урока

Параграф

учебника

Дата проведения

Корректировка

Англ_208

Англ_313

Англ_208

Англ_313

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

Введение

Раздел «Математические основы информатики»

2

Общие сведения о системах счисления

§ 1.1 (п. 1)

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

§1.1 (п. 2, 6)

4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

§1.1 (п. 3, 4, 7)

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§1.1 (п. 5)

6

Представление целых чисел

§1.2 (п. 1)

7

Представление вещественных чисел

§1.2 (п. 2)

8

Высказывание. Логические операции

§1.3 (п. 1, 2)

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

§1.3 (п. 3)

10

Свойства логических операций

§1.3 (п. 4)

11

Решение логических задач

§1.3 (п. 5)

12

Логические элементы

§1.3 (п. 6)

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа

§1.1-1.3

Раздел «Моделирование и формализация»

14

Моделирование как метод познания

§2.1

15

Знаковые модели

§2.2

16

Графические модели

§2.3

17

Табличные модели

§2.4

18

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

§2.5

19

Система управления базами данных

§2.6 (п. 1, 2)

20

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

§2.6 (п. 3, 4)

21

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Контрольная работа

§2.1-2.6

Раздел «Основы алгоритмизации»

22

Алгоритмы и исполнители

§3.1

23

Способы записи алгоритмов

§3.2

24

Объекты алгоритмов

§3.3

25

Алгоритмическая конструкция «следование»

§3.4 (п. 1)

26

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления

§3.4 (п. 2)

27

Сокращенная форма ветвления

§3.4 (п. 2)

28

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

§3.4 (п. 3)

29

Цикл с заданным условием окончания работы

§3.4 (п. 3)

30

Цикл с заданным числом повторений

§3.4 (п. 3)

31

Конструирование алгоритмов

§3.5

32

Алгоритмы управления

§3.6

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольная работа

§3.1-3.6

Раздел «Начала программирования»

34

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§4.1

35

Организация ввода и вывода данных

§4.2

36

Программирование линейных алгоритмов

§4.4

37

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

§4.5 (п. 1)

38

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

§4.5 (п. 2, 3)

39

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

§4.6 (п. 1)

40

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

§4.6 (п. 2)

41

Программирование циклов с заданным числом повторений

§4.6 (п. 3)

42

Различные варианты программирования циклического алгоритма

§4.6 (п. 4)

43

Решение задач на компьютере

§4.3

44

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

§4.7 (п. 1-3)

45

Вычисление суммы элементов массива

§4.7 (п. 4)

46

Последовательный поиск в массиве

§4.7 (п. 5)

47

Сортировка массива

§4.7 (п. 6)

48

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

§4.8

49

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа

§4.1-4.8

Раздел «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

50

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы

§5.1

51

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

§5.2 (п. 1)

52

Встроенные функции. Логические функции

§5.2 (п. 2, 3)

53

Сортировка и поиск данных

§5.3 (п. 1)

54

Построение диаграмм и графиков

§5.3 (п. 2)

55

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Контрольная работа

§5.1-5.3

Раздел «Коммуникационные технологии»

56

Локальные и глобальные компьютерные сети

§6.1

57

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

§6.2 (п. 1, 2)

58

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

§6.2 (п. 3, 4)

59

Всемирная паутина. Файловые архивы

§6.3 (п. 1, 2)

60

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

§6.3 (п. 3-5)

61-64

Создание web-сайта

§6.4

65

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Контрольная работа

§6.1-6.4

Итоговое повторение

66

Обобщение и систематизация основных понятий курса

67-68

Подготовка в сдаче итоговой аттестации



  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
  1. Учебники и методические пособия
  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  1. Сайты
  1. Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://sc.edu.ru/
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
  4. Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.spb.ru/
  5. Портал ИнфоУрок.РУ: http://infourok.ru/
  1. Программное обеспечение курса
  1. Операционная система AltLinux Terminal 5.0.1, AltLinux Junior 5.0.2, Microsoft Windows, Xubuntu 16 LTS
  2. Офисный пакет OpenOffice 3, LibreOffice 5.2
  3. Программа для создания блок-схем алгоритмов
  4. Программа обучению основам алгоритмизации и управлению исполнителями КуМир 2
  5. Система программирования PascalABC.NET
  6. Программа обработки табличных данных Gnumeric 1.12
  7. Программа для визуального создания сайтов KompoZer 0.81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике на 2016-2017 учебный год

Материал будет интересен учителям общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....