Рабочая программа по информатике 5 класс.
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Зотов Юрий Георгиевич

Рабочая программа по информатике 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_5_klass.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Количество часов – 35 ч. (1 ч. в неделю)

Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса входит в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для 5-7 классов. В состав УМК входят учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7». Учебники «ИНФОРМАТИКА» для 5, 6, 7 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.

Материал учебника структурирован по четырём главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения (Глава 3. Материал для любознательных) и компьютерный практикум. Материал для любознательных изучается на уроках при углубленном изучении курса информатики, за счёт увеличения часов вдвое. При параллельной или последовательной модели организации обучения, данный материал может быть оставлен для самостоятельного изучения. Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере.

Тематическое планирование курса «Информатика-5» было составлено на основе следующих документов:

  1. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов].-М.:Просвещение, 2011. – 454с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019043 -5.
  2. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., ил.
  3. Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]:  http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp
  4. В помощь учителю. Рекомендуемое поурочное планирование курса информатики 5-6 классах по учебнику Босовой Л.Л [Электронный ресурс]:  http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp

Изучение информатики и ИКТ в  5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.                

Таблица  соответствия материала учебника Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ»  для 5  класса требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий приведена в Приложении 1

Тематический план

 урока

Наименование

раздела и темы

Количество часов

Т/П*

§ учебника

1

2

3

4

5

1

Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

+/-

§1

Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»;

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

+/-

§2

Плакат «Компьютер и информация»; презентация «Компьютер на службе у человека»

3- 4

Ввод информации в память компьютера.

 Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру».

2

+/+

§3

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

5- 6

Управляем компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

2

+/+

§4

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

7- 8

Хранение информации.

Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы»

2

+/+

§5

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

9-10

Передача информации.

 Практическая работа № 4:« Работаем с электронной почтой»

2

+/+

§6

11- 12

Кодирование информации. Решение задач

2

+/+

§7

13-18

Текстовая информация

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Практическая работа №6 «Редактируем тест»

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

5

+/+

§8

19-20

Представление информации в форме таблиц.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»

2

+/+

§9

Плакат «электронные таблицы»; презентация «создание электронных таблиц»

21- 22

Наглядные формы представления информации.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

2

+/+

§10

Презентация «Диаграммы»

23-26

Компьютерная графика.

Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»

4

+/+

§11

Плакат «Графический редактор»; презентация «Графический редактор»

27- 32

Обработка информации.

Практическая работа № 14 «Создаем списки»

Практическая работа № 15 «Ищем информацию в Интернете»

Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

Практическая работа № 18 «Создаем слайд – шоу»

6

+/+

§12

33-35

Резерв учебного времени  (3 ч)

Т - теоретическая часть занятия и практическая работа в тетрадях;

П – практическая работа на компьютере;

«+» - наличие данного компонента занятия;

«-»  - отсутствие данного компонента занятия.

       - цифровые ресурсы (ЭОР)

Содержание:

  1. Информация вокруг нас

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.

  1. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

  1. Ввод информации в память компьютера.

     Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум.

     Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».

  1. Управление компьютером.

Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню.

       Компьютерный практикум.

             Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

  1. Хранение информации.

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки.

        Компьютерный практикум.

              Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы»

  1. Передача информации.

Схема передачи информации. Электронная почта.

        Компьютерный практикум.

             Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

  1. Кодирование информации.

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Решение задач.

  1. Текстовая информация.

Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста.

       Компьютерный практикум.

             Практическая работа № 5 «Вводим текст

             Практическая работа №6 «Редактируем текст»

             Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста»

             Практическая работа № 8 «Форматируем текст»

  1. Представление информации в форме таблиц.

Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.

       Компьютерный практикум.

             Практическая работа № 9 «Создаем таблицы»

  1. Наглядные формы представления информации.

От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

       Компьютерный практикум.

              Практическая работа № 10 «Строим диаграммы»

  1. Компьютерная графика.

Графический редактор. Устройства ввода графической информации.

       Компьютерный практикум.

             Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

             Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

             Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»

  1. Обработка информации.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным параметрам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

      Компьютерный практикум.

             Практическая работа № 14 «Создаем списки»

             Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет»

             Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

             Практическая работа № 17 «Создаем анимацию»

             Практическая работа № 18 «Создаем слайд - шоу»

Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс «Информатики-5» в конце учебного года.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • - операционную оболочку;
  • - представление о способах кодирования  информации;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • - правило создания анимации,

уметь:

  • - классифицировать информацию по видам;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - раскрывать свойства информации на примерах;
  • - представлять принципы кодирования информации;
  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • - соблюдать правила ТБ;
  • - различать устройства ввода и вывода;
  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • - запускать программы из меню Пуск;
  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • - выделять элементы текста;
  • - проверять орфографию в документе;
  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • - создавать простейшие анимации.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса

 1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл.

2. Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое пособие для учителя.

 3. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 5 класса..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 87 с., илл.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

10.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Литература для подготовки учащихся к уроку:

  1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл.
  2. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 87 с., илл.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...