Рабочая программа по информатике, 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Морозкина Галина Геннадьевна

Рабочая программа по информатике, 10 класс, учебник Семакин И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_10_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения

 Председатель МО_______

                   Кулагина О.В.

Протокол №1 от 28.08.2017 г.

                           Утверждаю.

Директор МБОУ «Марьяновская

средняя общеобразовательная школа»

 
                          __________/Кипаева Г.А/

Приказ №  121  от 28.08.2017  г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

в 10 классе
 
 
Авторская  программа,  на основе которой разработана данная рабочая программа:

 Программа базового курса информатики    для общеобразовательных учреждений - Информатика - 2-11 классы.
Автор: Семакин И.Г., 2005.

Составитель: учитель  

 МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»

 Морозкина Г.Г.


 

        

                                                     2017 г.

1.Пояснительная записка

1.1  Цель изучения информатики.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•   освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

•   овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

1.2   Общая характеристика учебного предмета.

В современном обществе  происходят  интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.  Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например,  гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку  задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.  Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

1.3. Место учебного предмета в учебном плане  

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Курс обеспечивает преподавание информатики в 10  классе на базовом уровне. Программа   ориентирована на  1 ч/н  и объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения  курса «Информатика» в основной школе (в 7-9 классах).

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:

1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10  класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

2.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11  класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний

3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике  из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)

Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта  к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.  

1.4. Результаты освоения курса

Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики в основной школе:

-        Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);

-        Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

-        Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

-        Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

-        Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,  являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».


  1. Тематическое планирование.

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Введение.  Структура информатики.         

1 ч.

1

ИНФОРМАЦИЯ

11 ч.

2. Информация. Представление информации (§§1-2)

3

2

1 (№1.1)

3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

1 (№1.2)

4. Представление чисел в компьютере (§5)

2

1

1 (№1.3)

5. Представление текста,  изображения и звука в компьютере (§6)

3

1,5

1,5 (№1.4,  1.5)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

5 ч.

6. Хранение и передача информации  (§7, 8)

1

1

7. Обработка информации и алгоритмы  (§9)

1

Сам

1 (Работа 2.1.)

8. Автоматическая обработка (§10)  информации

2

1

1 (Работа 2.2.)

9. Информационные процессы в компьютере  (§11)

1

1

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 2.3. Выбор конфигурации  компьютера

Проект для самостоятельного выполнения

Работа 2.4. настройка BIOS

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

17 ч.

10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14)

1

1

11. Программирование линейных алгоритмов  (§15-17)

2

1

1 (Работа 3.1.)

12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20)

3

1

2 (Работа 3.2., 3.3) алгоритмов

13. Программирование циклов (§21, 22)

3

1

2 (Работа 3.4.)

14. Подпрограммы  (§23)

2

1

1  (Работа 3.5.)

15. Работа с массивами (§24, 26)

4

2

2 (Работа 3.6. , 3.7)

16. Работа с символьной информацией (§27, 28)

2

1

2  (Работа 3.8.)

Всего:

33 часа

  1. Содержание учебного предмета
  1.  Планируемые результаты изучения информатики

Тема 1.  Введение.  Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Представление чисел в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- определять по внутреннему коду значение числа

Тема 5. Представление текста,  изображения и звука в компьютере

Учащиеся должны знать:

- способы кодирования текста в компьютере

- способы представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- способы дискретного (цифрового) представление звука

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи

Тема 6. Хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

Тема 7. Обработка информации и алгоритмы

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

Учащиеся должны уметь:

- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой

Тема 8. Автоматическая обработка информации

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 9. Информационные процессы в компьютере  

Учащиеся должны знать:

- этапы истории развития ЭВМ

- что такое неймановская архитектура ЭВМ

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)

- архитектуру персонального компьютера

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров

Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере:

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов

- система команд компьютера

- классификация структур алгоритмов

- основные принципы структурного программирования

Учащиеся должны уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц

Тема 11. Программирование линейных алгоритмов  

Учащиеся должны знать

- систему типов данных в Паскале

- операторы ввода и вывода

- правила записи арифметических выражений на Паскале

- оператор присваивания

- структуру программы на Паскале

Учащиеся должны уметь:

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале

Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Учащиеся должны знать

- логический тип данных, логические величины, логические операции

- правила записи и вычисления логических выражений

- условный оператор IF

-  оператор выбора select case

Учащиеся должны уметь:

- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления

Тема 13. Программирование циклов

Учащиеся должны знать

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом

- операторы цикла while и repeat – until

- оператор цикла с параметром for

- порядок выполнения вложенных циклов

Учащиеся должны уметь:

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром

- программировать итерационные циклы

- программировать вложенные циклы

Тема 14. Подпрограммы  

Учащиеся должны знать

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы

- правила описания и использования подпрограмм-функций

- правила описания и использования подпрограмм-процедур

Учащиеся должны уметь:

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы

- описывать функции и процедуры на Паскале

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам

Тема 15. Работа с массивами

Учащиеся должны знать

- правила описания массивов на Паскале

- правила организации ввода и вывода значений  массива

- правила программной обработки массивов

Учащиеся должны уметь:

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Тема 16. Работа с символьной информацией

Учащиеся должны знать:

- правила описания символьных величин и символьных строк

- основные функции и процедуры  Паскаля для работы с символьной информацией

Учащиеся должны уметь:

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов

  1. Краткое описание содержания разделов

 

ИНФОРМАЦИЯ

2. Информация. Представление информации  

3. Измерение информации  

4. Представление чисел в компьютере  

5. Представление текста,  изображения и звука в компьютере (

Информационные процессы

6. Хранение и передача информации  

7. Обработка информации и алгоритмы  

8. Автоматическая обработка    информации

9. Информационные процессы в компьютере  

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование  

11. Программирование линейных алгоритмов  

12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений  

13. Программирование циклов  

14. Подпрограммы  

15. Работа с массивами  

16. Работа с символьной информацией  

4. Календарно-тематическое планирование

№ пргр

Наименование тем  и разделов

Вид занятия

Колич часов

Практич.. работы

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Введение. Структура информатики.. Правила ТБ в кабинете информатики.

УИНМ

1

 

5.09

 

  Информация

11 часов

2

3

4

  Информация. Представление информации (§§1-2)

УИНМ

Теория

Практикум

1

1

1

Пр.работа№1.1 Кодирование информации

12.09

19.09

26.09

5

6

7

Измерение информации (§§3-4)

Теория

Теория

Практикум

1

1

1

Пр.р.№1.2

3.10

10.10

17.10

8

9

Представление чисел в компьютере (§5)

Теория

Практикум

1

1

Пр.р.№1.3

24.10

7.11

10

11

12

Представление текста,  изображения и звука в компьютере (§6)

Теория

Теория

Практикум

1

1

1

Пр.р.№1.4,  1.5)

14/11

21/11

28/11

  Информационные процессы   5 часов

13

Хранение и передача информации  (§7, 8)

УИНМ

1

05/12

14

Обработка информации  и алгоритмы (§9)

УИНМ

1

Сам.р. 2.1.

12/12

15

16

Автоматическая обработка (§10)  информации

УИНМ

Практикум

1

1

Пр.р. 2.2

 Пр.р. 2.3«Выбор конфигурации компьютера»

19/12

26/ 12

17

Информационные процессы в компьютере  (§11)

УИНМ

1

Пр.р. 2.4«Настройка BIOS»

16/01

ПРОГРАММИРОВАНИЕ 17  час

18

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14)

Практикум

1

Решение задач на составление алгоритма

23/01

19

20

Программирование линейных алгоритмов  (§15-17)

УИНМ

Практикум

1

1


Работа 3.1

30/01

6/02

21

22

23

Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20)

УИНМ

Практикум

Практикум

1

1

1

 

Работа 3.2.

Работа  3.3

13/02

20/02

27/02

24

25

26

Программирование циклов   (§21, 22)

УИНМ

Практикум Практикум

1

1

1

Работа 3.4

06.03

13.03

20.03

27

28

Подпрограммы  (§23)

1

1

Работа 3.5.)

10.04

17.04

29

30

Работа с массивами (§24, 26)

1

1

Работа 3.6

Работа 3.7

24.04

8.05

31

Работа с символьной информацией (§27)

Работа 3.8

15/05

32

Работа с символьной информацией (§28)

1

22.05

33

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1

29.05

ВСЕГО

33

  1. Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения. 

  1. Компьютерный класс
  2. Мультимедиапроектор
  3. Принтер. МФУ
  4. Модем ADSL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, аудиоколонки
  6. Локальная   сеть

Программные средства.

  • Операционная система Windows ХР
  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  • Программа-архиватор WinRar.
  • Интегрированное офисное приложение Мs Office  2007, OpenOffise.
  • Свободно-распространяемая система программирования на Паскале (ABC-Pascal)

ЦОР  сети Интернет: http://metod-kopilka.ru,  

http://school-collection.edu.ru/catalog/,

http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/,

 http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/,

http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/,

http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/,

http://klyaksa.net и др.

  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

1. Основная литература

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Дополнительная литература

  1. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009 – 363 с.
  2. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. — 59 с.
  3. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. — 85 с.
  4. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008. — 61 с.
  5. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org  (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 62 c.
  6. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с.
  7. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  8. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  9. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
  10. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  11. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...