Программа дополнительного образования «Мой инструмент – компьютер»
рабочая программа по информатике и икт на тему

Калашникова Ольга Васильевна

 

Программа дополнительного образования

«Мой инструмент – компьютер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kruzhka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вадинск

Принята на педагогическом совете №1 «__» ____________2015г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________ /Г.Н. Бураева./

«__» ____________2015г.

Программа дополнительного образования

«Мой инструмент – компьютер»

(возраст участников программы от 8-12 лет)

Срок реализации  1 год

 

Калашникова О.В., учитель информатики МОУ СОШ с Вадинск

 

 

 

 

Вадинск, 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа кружка «Мой инструмент компьютер»  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Кружок «Мой инструмент компьютер» рассматривается как курс, развивающий знания школьников в области информационно-коммуникационных технологий.

 

Цели информатизации школы:

1.               Развитие личности школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.

2.               Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности школьников.

3.               Повышение уровня обученности и воспитанности в школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.

 

 

В основу представляемой программы кружка «Мой инструмент компьютер»  положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).

3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области  информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

 

 Занятия в кружке «Мой инструмент компьютер» направлены на достижение следующих целей:

·        овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

·        развитие мелкой моторики рук;

·        развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

·        освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

·        формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

·        воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

·        воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;

·        практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

·        воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

 

В качестве основных задач на занятиях кружка  ставится:

·        освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

·        создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

·        ознакомление со способами организации и поиска информации;

·        создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;

·        создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

 

 

Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем:

1 тема – «Создание текстов и рисунков» (35 часов)

2 тема – «Создание мультфильмов и живых картинок» (33 часа)

4 часа отводятся на введение, повторение правил поведения в кабинете информатики, знакомство с принтером и сканером и итоговое мероприятие.

 

Тематическое планирование материала

Тема «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов Выравнивание абзацев.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

 

Тема «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

 

Тема «Создание мультфильмов и живых картинок». Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

         выполнять основные операции при создании движущихся  

 изображений с помощью одной из программ;

         сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них

 изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

 Предполагается, что на занятиях кружка «Мой инструмент компьютер» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:

·умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

·создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

·умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

·умение применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

·овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

·поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;

·выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам;

·знание   требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Номер занятия

Тема занятия. Содержание занятия

Дата

 1.        

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Как устроен компьютер. Что умеет делать компьютер.        

 2-10

        Компьютерная графика. Повторение: инструменты рисования графического редактора, раскраска. Работа с фрагментами рисунка. Редактирование компьютерного рисунка. Построение с помощью клавиши Shift. Эллипс и окружность. «Натюрморт из фруктов и овощей».        

 11-15

         Текстовые редакторы. Повторение: инструменты текстового редактора, основные операции при создании текстов. Редактирование текстов.        

 16-20

5. Создание комбинированных документов. Вставка рисунка в текст из коллекции. Вставка своего рисунка в текст. Обтекание рисунка текстом.        

         21-30

        Комбинированный документ «Сказка с картинками»        

31-35        

         Завершение работы над проектом «Сказка с картинками»

36-40                

 Создание текстов и рисунков. Новогодняя открытка. Операции вырезания, копирования и вставки фрагмента в рисунок. Создание надписи в рисунке.

41-46                

 Создание анимированной открытки к Новому году. Программа MicrosoftOfficePowerPoint 2007. Создание надписей. Анимация надписей. Вставка анимированных рисунков.

46-52                  

 Анимация. Компьютерная анимация. Примеры программ для создания анимации. Анимация «Море».

52-60        

 Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Анимация «Море».        

61-64        

Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

64-68        

 Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

69-75

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).        

 76-80

Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов.        

81-82

Завершение работы над проектом   мультфильма. Обобщающее занятие по теме «Создание мультфильмов и живых картинок». «Наш кинозал».        

 83-90

        Создание и редактирование многостраничной публикации (мини-журнал) в MS Word. Экологический календарь к Дню Земли.        

91-95        

Работа с автофигурами, цветом, шрифтом. Открытка к 9 мая.        

96-98

Проект «С праздником Победы!»  

99-101        

           Принтер и сканер.

 102

Итоговое открытое мероприятие.

 

 

я проводятся  с поддержкой учебно-методического комплекта  «Мой инструмент компьютер» (автор А.В.Горячев). В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций.

1.     Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008.

2.     Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2008.

3.    Горячев А.В. Графический редактор TuxPaint («такс пэйнт»). Справочник-практикум для учащихся 3 – 4 кл. – М.: Баласс, 2007.

4.                             Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти». Справочник-практикум для школьников. – М.: Баласс, 2007.

5.                             CD-диск «Информатика и ИКТ. Конструктор игр. Графический редактор «TuxPaint». Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти». – ООО «МедиаХауз», 2007.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • осознавать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
  • анализировать полученные из наблюдений сведения;
  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  • объединять предметы по общему признаку;
  • различать целое и части;
  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  • создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • использовать информацию для принятия решений;
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  • производить поиск по заданному условию;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"

Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...

Программа дополнительного образования "Рисуем на компьютере MS PAINT"

Программа позволяет одновременно решать несколько актуальных задач. Навыки работы с персональным компьютером, практические знания по созданию учебного проекта, формирование художественного вкуса, мышл...

Образовательная программа дополнительного образования детей "С компьютером по жизни"

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....