Развитие универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС среднего общего образования
статья по информатике и икт на тему

Круц Диана Васильевна

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zaytseva_a.a.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Зайцева

Учитель информатики

МБОУ «Гимназия №22» г.Белгорода

Д.В.Круц

Преподаватель информатики

Белгородский техникум

Общественного питания

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Современная система образования ставит перед учителем новую проблему –   подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных   технологий обучения.  Для   этого необходимо, чтобы содержание обучения информатики не было ограничено только изучением прикладного программного обеспечения.   Оно несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету.  

Урок информатики имеет значительные отличия от других школьных предметов, так как здесь учащийся проявляет активную самостоятельную деятельность. Как правило, этих уроков ждут, что  создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.

Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, которые ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, достигаемых в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.

В основе формирования УУД лежит  «умение учиться», которое подразумевает полное освоение всех составляющих учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает важным  фактором, который повышает эффективность освоения учениками предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Рассмотрим все виды универсальных учебных действий, а также их развитие в процессе преподавания информатики:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. 

Информатика как предмет имеет целый комплекс отличительных особенностей от других учебных предметов, а также условий, которые благоприятно влияют на формирование коммуникативных УУД:

1) наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованные в учебном процессе оргтехника, мультимедийные устройства;

2) компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет не только индивидуальное рабочее место, но и доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках;

3) именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

4) предмет информатика отличает от других учебных предметов изначальная высокая мотивация учащихся.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно предложить следующие задания для выявления и формирования коммуникативных универсальных учебных действий: составление заданий для партнера; отзыв на работу одноклассника; групповая работа по разработке презентаций; групповая работа по подготовке рисунка в графических редакторах, разнообразные викторины и конкурсы.

Регулятивные УУД способствуют обеспечению возможности управления познавательной и учебной деятельностью с помощью постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Способность правильно ставить личные цели, понимать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с требованиями внешнего мира, определяет в большей степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:

  • Умение формулировать собственные учебные цели – цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т. п.
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

личностных УУД у обучающихся, формирует и поддерживает интерес к учебному материалу, побуждает ребенка задавать вопросы, что и способствует  в конечном итоге выработке устойчивого интереса к окружающему миру, формированию позитивного отношения к себе и окружающим. В конечном счете, все это формирует у обучающихся желание выполнять учебные действия.

Познавательные УУД – включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников

Сегодня каждый учитель старается пересмотреть свою методику преподавания таким образом, чтобы найти те приемы и средства, которые будут  позволять формировать и развивать УУД у учащихся. А непосредственно методически грамотное применение ИКТ дает возможность выйти на развитие продуктивных мыслительных операций. Регулятивные УУД связаны с организацией деятельности. Процесс деятельности начинается с формирования цели. Далее, исходя из поставленной цели, выделяются основные задачи, осуществляется планирование деятельности. Необходимо обязательно продумать организацию выполнения плана, т.е. обозначить необходимые условия и средства для его выполнения. И уже после этого необходимо приступать к действию, т.е. именно к достижению цели. Таким образом, процесс деятельности может выглядеть так: Цель – План – Организация – Действие – Контроль – Анализ – Коррекция. Обратим внимание, что целеполагание, планирование, контроль, анализ и коррекция определены стандартом как набор регулятивных метапредметных УУД. Значит, для того, чтобы урок стал идеальным, необходимо чтобы был выполнен весь алгоритм.

Что касается формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания информатики, то здесь характерны прежде всего действия, которые связаны с алгоритмизацией и информационным моделированием, а именно с регулятивными и знаково-символическими универсальными учебными действиями.

Примеры заданий по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС

Задания, формирующие личностные УУД.

  • «САМОАНАЛИЗ». Самоанализ – познание самого себя, для того, чтобы лучше понимать природу своих поступков, свои истинные мотивы поведения, свои слабые и сильные места, свои достоинства и недостатки. Давайте научимся простейшим приёмам самоанализа. Создайте таблицу в текстовом редакторе, состоящую из 2 столбцов и 10 строк. В первый столбик впишите 10 качеств, которые, на ваш взгляд, помогают людям добиться успеха. Во второй столбик качества, которые мешают. Зелёным цветом выделите те ячейки в которых записаны качества, которые есть у вас сейчас, а  синим те которые  вы хотели бы развить в будущем. Измените цвет текста на красный, у тех качеств, от которых вы хотите избавиться. Теперь у вас есть понимание того, что нужно изменить в себе, чтобы добиться успеха в будущем. Удачи в достижении цели!
  • «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ» Учащиеся создают буклет для одноклассников на тему «Правила поведения в социальных сетях».

Задание, формирующие регулятивные УУД:

  • Составление кроссворда по теме «Устройства компьютера»
  • «Как правильно выбрать компьютер» Вы хотите купить компьютер для домашнего использовании. В магазине продавец-консультант  предложил Вам прайс, в котором есть информация о конфигурации представленных в магазине компьютерах и их ценах. Как подобрать компьютер подходящей конфигурации учитывая, что  затраты должны быть минимальными, а компьютер будет использоваться всеми членами семьи по-разному

Задания, формирующие познавательные УУД:

  • Составь табличную модель текстовой информации. Учащимся предлагается раздаточный материал, он является примером  словесной модели. Необходимо создать таблицу, с определенным количеством строк и столбцов, чтобы структурировать всю текстовую и числовую информацию
  • Учащиеся должны найти в сети Интернет информацию о группах крови, Оформить ее в виде таблице, по полученным данным  построить гистограмму.

Задания, формирующие коммуникативные УУД:

  • Создание презентации на тему "Достопримечательности родного города" каждой паре учащихся дается по 4-5 достопримечательности. Они ищут информацию в сети Интернет о  том, как выглядят данные достопримечательности. Учащиеся оформляют презентацию настраивая смену слайда, дизайн слайда, схему анимации. После этого учащиеся представляют ее всему классу. Получается урок – минипроектов.
  • Составление компьютерных тестов с выборочным вариантом ответов, учащиеся работаю в группах.

Моя цель как учителя информатики — формирование нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества. Для этого, считаю, необходимо развивать следующие УУД:

-       владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей;

 -       владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, планирование, прогнозирование контроль, коррекцию, оценку;

 -       владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов 
Для формирования УУД в педагогической деятельности применяю различные педагогические технологии:

-       технология развития критического мышления

-       технология проектной деятельности

-       технология сотрудничества

-       проблемное обучение. 


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования  [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 21.12.2014).
  2. Жиркова В.С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В.С. Жиркова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 88-91.
  3. Стандарт основного общего образования по информатике [Электронный ресурс] // Тематическое планирование по информатике и ИКТ – URL:: http://templani.narod.ru/standart_osn.html (дата доступа: 22.12.2014).
  4. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности [Электронный ресурс] – URL:http://festival.1september.ru/articles/419748/ (дата доступа: 21.12.2014)
  5. Трофилова Т.Г. Метод проектов глазами учеников // Информатика и образование. – 2003 – № 6 – С. 46-47. 
  6. Рытова И. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 110-112.
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 18.12.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...

Программа психологического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе &nda...

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОС основного общего образования

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОСосновного общего образования...