Использование ЭОР на уроках информатики в 8 классе
статья по информатике и икт (8 класс) на тему
Выступление на школьном методическом объединении учителей физико-математического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Использование ЭОР
на уроках информатики
в 8 классе»
(выступление на МО учителей физико-математического цикла)
Учитель информатики и ИКТ Кошелев Василий Сергеевич
2015 г.
Электронные образовательные ресурсы в современной школе: особенности и возможности
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо. Так как ИОС позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности обучающегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ИОС.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и обучающихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также обучающийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.
В своей работе я применяю технологию проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Обучающиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным. Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ru, www.fcior.edu.ru.
В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка и внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс как средства обогащения творческой деятельности обучающихся и самого педагогического процесса.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучающихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Главными целями обучения (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие, формирование широкого круга представлений, знаний и умений. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах: целенаправленности; научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности обучающихся; наглядности; прочности; доступности; учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника; коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке. Идеология индивидуальной проектной работы и групповой тоже играет существенную роль в образовательном пространстве каждого ученика, в его развитии и становлении.
Внедрение информационных образовательных ресурсов является одним из направлений модернизации современного образования в России в педагогическую практику, например новых информационных технологий и средств обучения, которые меняют не только способы приобретения знаний и умений, но и традиционные формы отношений между обучаемыми и обучающим, т.е. формы учебного процесса и образовательную среду. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности; сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки; блоги и форумы; ресурсы электронных библиотек и баз данных.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и образовательные интернет-ресурсы. Образовательному процессу необходимы не только грамотные пользователи, но и грамотные разработчики электронных средств. У творческого учителя существует потребность не только в использовании, но и в разработке персональных электронных средств обучения.
Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Для практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как: адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся; интерактивность, мультимедийность ресурса; информативность, научность, целесообразность; возможность сетевого использования и другие.
Кроме этого широко распространено еще одно направление “modeling”– имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, вследствие чего образовательные ресурсы могут предоставлять для анализа реальные, фактические модели объектов, явлений и сущностей. Благодаря интерактивности обучающиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.
При условии систематического использования электронных мультимедиа-учебников в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения обучающихся с разноуровневой подготовкой.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для обучающихся, соответствия его уровню развития и интересу.
Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя, ученика и школы. Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности. Обучение должно формировать ИКТ-компетентность не только обучающихся, но и всего педагогического коллектива и акцентировать внимание на методических аспектах организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ЭОР, которые выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения.
Виды ЭОР
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В данном случае интеграция подразумевает как физическое объединение различных средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и подход, согласно которого различные средства информатизации рассматриваются в качестве образовательного электронного издания, а сам этот термин носит собирательный характер.
В этом случае электронным образовательным ресурсом (ЭОР) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронный образовательный ресурс должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. ЭОР не может быть редуцирован к бумажному варианту без потери дидактических свойств.
Благодаря специфике своего определения, ЭОР существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании ЭОР в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.
Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий, ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий.
Нас интересуют в первую очередь электронные средства обучения.
Электронные средства обучения:
- Средства теоретической и технологической подготовки
- Электронный учебник
- Электронная обучающая система
- Электронная система контроля знаний
- Средства практической подготовки
- Электронный задачник
- Электронный тренажер
а также:
комплексные и вспомогательные средства:
- Электронный учебный курс
- Электронный восстановительный курс
- Электронный лабораторный практикум
- Развивающая компьютерная игра
Преимущества использования современных информационных технологий при разработке и использовании ЭОР позволяют максимально адаптировать функционирование таких изданий или ресурсов не только к индивидуальным особенностям каждого участника образовательного процесса, но и к специфике целой аудитории школьников (или пользователей), что дает разработчикам ЭОР дополнительные возможности по рубрикации и классификации. В связи с этим система параметров ЭОР должна быть расширена с помощью одного из возможных значений типа аудитории:
- Школьники
- Абитуриенты,
- Администрация учебных заведений,
- Учителя,
- Родители.
Исходя из указанных выше возможных параметров-критериев, можно выстроить многоуровневую классификацию образовательных электронных изданий и ресурсов.
Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:
- ЭОР, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
- ЭОР, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
- ЭОР - домашние репетиторы;
- ЭОР, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
- ЭОР справочного и энциклопедического характера.
Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для использования в традиционной системе обучения, могут включать все типы программных средств. При этом традиционная система обучения предоставляет широкие возможности для использования ЭОР в самостоятельной работе обучающихся.
Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для факультативной работы и углублению знаний по предмету во многом схожи с ЭОР, нацеленными на использование в традиционной системе обучения. Основное отличие заключается в содержании учебного материала, который может выходить за рамки стандартов и программ системы общего среднего образования.
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
- обучающие (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
- тренажеры (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
- контролирующие (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
- информационно-поисковые и информационно-справочные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
- демонстрационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- имитационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
- лабораторные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
- моделирующие (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- расчетные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
- учебно-игровые (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
- игровые (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга обучающихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
- коммуникационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
- интегрированные (ЭОР, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).
По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).
Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:
- локальное ЭОР - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевое ЭОР - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- ЭОР комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого ЭОР.
С учетом характера взаимодействия пользователя и ЭОР различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания и ресурсы.
Анализ требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам
Все образовательные электронные издания и ресурсы должны быть качественными. Это очевидно всем. В то же время понятие качества требует обязательной детализации. Необходимо четко определить каким требованиям должны удовлетворять средства ИКТ, чтобы претендовать на звание качественных. Заметим, что определение таких требований существенно упростит задачу экспертов и рядовых педагогов по определению степени качественности того или иного образовательного электронного издания или ресурса.
Как и сами издания и ресурсы, требования к ним можно классифицировать согласно нескольким различным критериям. В частности, все требования можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, образовательным электронным изданиям и специфические требования, предъявляемые к средствам информатизации общего среднего образования.
Прежде всего, образовательные электронные издания и ресурсы должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения:
- научности;
- доступности;
- проблемности;
- наглядности;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
- систематичности и последовательности;
- содержательной и функциональной валидности;
- надежности в использовании контрольно-измерительных образовательных электронных изданий и ресурсов.
Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к образовательным электронным изданиям и ресурсам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к средствам информатизации обучения предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании образовательных электронных изданий и ресурсов:
- адаптивности;
- интерактивности;
- развития интеллектуального потенциала обучаемого;
- системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала;
- формируемости и уникальности заданий;
- полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения;
- обеспечения гуманного отношения к обучаемому.
Требования к образовательным электронным изданиям второй группы (специфические требования, зависящие от вида и уровня образовательного процесса) не имеют всеобщего действия и распространяются только на отдельные виды средств ИКТ.
С учетом перечисленных требований определяются необходимые ЭОР-блоки и разрабатываются на их базе комплексные ЭОР для использования на учебных занятиях по информатике и ИКТ в 8 классе.
В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности учителя. Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.
Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
В течение последних лет в школах все больше распространяется практика проведения учебных занятий с использованием ЭОР.
На проводимых учебных занятиях стараюсь максимально эффективно использовать современные электронные образовательные ресурсы, разрабатывая на их основе интегрированные ЭОР, что, на мой взгляд, формирует устойчивый интерес у обучающихся к предмету, развивает любознательность при изучении каждой новой темы, повышает качество подготовки к практическому труду, продолжению образования.
Список литературы
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
- Методические рекомендации «Инновационные возможности ЭОР нового поколения в учебном процессе» – Академия АйТи – Москва, 2007.
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах – Республиканский мультимедиа центр – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-168161-1365533883.jpg)
Презентация детей, использованная на уроке 11 класс."Куим вожа тополь"
Данная презентация подготовлена по рисункам старшеклассников, в каком образе они видят человескую жизнь, судьбу. Она помогает сравнить, как смотрят на трудности жизни герои Нины Куратовой и как ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-234979-1418840541.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-569798-1425993363.jpg)
Обзор редакторов HTML кода для использования на уроках информатики.
В работе освещены основные принципы работы в разных редакторах HTML кода. Описаны их достоинства и недостатки с точки зрения начинающего пользователя, каковыми явлется подавляющее большинст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-234979-1418840541.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При организации учебно-познавательной деятельности, конечно, в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479211-1410347686.jpg)
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...