Рабочая программа 8 класс Информатика ФГОС Босова Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Рабочая программа 8 класс Информатика Босова Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_8_klass_fgos_2017-2018.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа информатике для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (приказ Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 г.  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования» (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937),  письмо Министерства образования и науки  РФ № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»),  на основе Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014.

Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые предметные результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

           Учебный план МОУ «СОШ № 60» отводит на изучение информатики в 8 классе 1 урок в неделю, что составляет 35 часов в учебный год.  Срок реализации данной программы – 1 год.


Раздел II. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
  • знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Выпускник научится:

  • понимать  смысл  понятия  «алгоритм»  и  широту  сферы его  применения;  анализировать  предлагаемые  последовательности  команд  на  предмет  наличия  у  них  таких свойств  алгоритма,  как  дискретность,  детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование»,  «ветвление»,  «цикл»  (подбирать  алгоритмическую конструкцию,  соответствующую  той  или  иной  ситуации;
  • переходить  от  записи  алгоритмической  конструкции  на алгоритмическом языке к блок­схеме и обратно);
  • понимать  термины  «исполнитель»,  «формальный  исполнитель»,  «среда  исполнителя»,  «система  команд  исполнителя»  и др.;  понимать  ограничения,  накладываемые средой  исполнителя  и  системой  команд,  на  круг  задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять  линейный  алгоритм  для  формального  исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять  линейные  алгоритмы,  число  команд  в  которых не превышает заданного;
  • исполнять  записанный  на  естественном  языке  алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
  • исполнять  алгоритмы  c  ветвлениями,  записанные  на  алгоритмическом языке;
  • понимать  правила  записи  и  выполнения  алгоритмов,  содержащих  цикл  с  параметром  или  цикл  с  условием  продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших  циклических  алгоритмов,  записанных  на  алгоритмическом языке;
  • использовать  величины  (переменные)  различных  типов,
  • табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать  предложенный  алгоритм,  например  определять,  какие  результаты  возможны  при  заданном  множестве исходных значений;
  • использовать  логические  значения,  операции  и  выражения с ними;
  • записывать  на  выбранном  языке  программирования арифметические  и  логические  выражения  и  вычислять их значения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения,  для  формального  исполнителя  с  заданной  системой команд;
  • составлять  все  возможные  алгоритмы  фиксированной длины  для  формального  исполнителя  с  заданной  системой команд;
  • определять  количество  линейных  алгоритмов,  обеспечивающих  решение  поставленной  задачи,  которые  могут быть  составлены  для  формального  исполнителя  с  заданной системой команд;
  • подсчитывать  количество  тех  или  иных  символов  в  цепочке  символов,  являющейся  результатом  работы  алгоритма;
  • по  данному  алгоритму  определять,  для  решения  какой задачи он предназначен;
  • познакомиться  с  использованием  в  программах  строковых величин;
  • исполнять  записанные  на  алгоритмическом  языке  циклические  алгоритмы  обработки  одномерного  массива
  • чисел  (суммирование  всех  элементов  массива;  суммирование  элементов  массива  с  определенными  индексами;
  • суммирование  элементов  массива  с  заданными  свойствами;  определение  количества  элементов  массива  с  заданными  свойствами;  поиск  наибольшего/наименьшего  элемента массива и др.);
  • разрабатывать  в  среде  формального  исполнителя  короткие  алгоритмы,  содержащие  базовые  алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные  алгоритмы,  содержащие  базовые  алгоритмические конструкции;
  • познакомиться  с  понятием  «управление»,  с  примерами того, как компьютер управляет различными системами.

Раздел III. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности

Перечень и название раздела и тем

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Математические основы информатики (13 часов)

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых и вещественных чисел. Множества и операции с ними. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

• выявлять  различие  в  унарных,  позиционных  и  непозиционных  системах  счисления;

• выявлять  общее  и  отличия  в  разных  позиционных системах счисления;

• анализировать  логическую  структуру высказываний.

Практическая деятельность:

• переводить  небольшие  (от  0  до  1024)  целые  числа  из  десятичной  системы  счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

• выполнять  операции  сложения  и  умножения над небольшими двоичными числами;

• записывать  вещественные  числа  в

естественной и нормальной формах;

• строить  таблицы  истинности  для  логических выражений;

• вычислять  истинностное  значение  логического выражения

Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации (11 часов)

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция следование. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Алгоритмы управления.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

• определять  по  блок­схеме,  для  решения какой  задачи  предназначен  данный  алгоритм;

• анализировать  изменение  значений  величин при пошаговом выполнении алгоритма;

• определять  по  выбранному  методу  решения  задачи,  какие  алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

• сравнивать  различные  алгоритмы  решения одной задачи.

Практическая деятельность:

• исполнять  готовые  алгоритмы  для  конкретных исходных данных;

• преобразовывать  запись  алгоритма  из

одной формы в другую;

• строить  цепочки  команд,  дающих  нужный  результат  при  конкретных  исходных данных для исполнителя арифметических действий;

• строить  цепочки  команд,  дающих  нужный  результат  при  конкретных  исходных  данных  для  исполнителя,  преобразующего строки символов;

• строить  арифметические,  строковые,

логические  выражения  и  вычислять  их

значения

Алгоритмы и программирование. Начала программирования (10 часов)

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

• анализировать готовые программы;

• определять  по  программе,  для  решения какой задачи она предназначена;

• выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

• программировать  линейные  алгоритмы,

предполагающие  вычисление  арифметических,  строковых  и  логических  выражений;

• разрабатывать  программы,  содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного  неравенства,  решение  квадратного  уравнения  и  пр.),  в  том  числе  с использованием логических операций;

• разрабатывать  программы,  содержащие оператор (операторы) цикла

Итоговое повторение (1 час)

Урок рефлексии.


Раздел IV. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

В том числе

теория

практика

1

Математические основы информатики

13

10

3

2

Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации

11

7

4

3

Алгоритмы и программирование. Начала программирования

10

2

8

4

Итоговое повторение

1

1

0

Итого

35

20

15


Номер урока

Раздел, тема урока

Дата поведения

план

факт

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Тема «Математические основы информатики»

2.

Общие сведения о системах счисления

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

6.

Представление целых и вещественных чисел

7.

Множества и операции с ними.

8.

Высказывание. Логические операции

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

10.

Свойства логических операций

11.

Решение логических задач

12.

Логические элементы

13.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа

Тема «Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации»

14.

Алгоритмы и исполнители

15.

Способы записи алгоритмов

16.

Объекты алгоритмов

17.

Алгоритмическая конструкция следование

18.

Алгоритмическая конструкция ветвление

Полная форма ветвления

19.

Неполная форма ветвления

20.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

21.

Цикл с заданным условием окончания работы

22.

Цикл с заданным числом повторений

23.

Алгоритмы управления

24.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

Тема «Алгоритмы и программирование. Начала программирования»

25.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

26.

Организация ввода и вывода данных

27.

Программирование линейных алгоритмов

28.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

29.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

30.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

31.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

32.

Программирование циклов с заданным числом повторений

33.

Различные варианты программирования циклического алгоритма

34.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа

Итоговое повторение