Программа элективного предмета по информатике "Технология создания Web-сайтов"
материал по информатике и икт (11 класс) на тему

Абейдулин Ильхам Рустамович

Данная программа предназначена для обучающихся 11-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11_gotovaya.doc537 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

рабочей программы учебного курса, предмета

Тип программы: программа среднего (полного) общего образования.

Статус программы: рабочая программа элективного учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для   педагогических   работников   МБОУ СОШ № 6    программа   определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

 - для  администрации  МБОУ СОШ  № 6 программа является  основанием  для определения качества реализации общего  образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ СОШ № 6.  

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: практическая работа.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Технология создания Web-сайтов» составлена с использованием:

  • авторской программы учителя информатики Екимовой Ирины Викторовны, учитель информатики МОУ «СОШ №36» г.Норильск
  • учебного плана МБОУ СОШ №  на 201/2014 учебный год;

Данная программа предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям.

Место курса в образовательном процессе

Элективный курс «Технология создания Web-сайтов» является предметом по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 11-х классов

Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов, веб-квестов, информационно-справочных и иных сайтов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.

Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку веб-стиль деятельности относится ко всем сферам современного общества — гуманитарным, естественно-научным, социальным, экономическим, сервисным и др.

Концепция курса

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Освоенный инструментарий — способы веб-конструирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

Цель курса: научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы.

Задачи курса:

  • создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
  • дать навыки программирования на языке HTML; познакомить с основами веб-дизайна;
  • сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;
  • создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
  • познакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным Интернет-профессиям;
  • сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины»;
  • научить способам представления информации в сети Интернета;
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов.

Методы обучения

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.

Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

  • Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к Сети.

Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные веб-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: 

— по количеству творческих элементов в сайте; 

— по степени его оригинальности; 

— по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников; 

— по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности; 

— по практической пользе сайта и удобству его использования.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к Сети. Сайты могут создаваться учащимися и в локальной сети.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история др., вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования сайтов соответствующей тематики.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004.

А.В. Хуторской  Программа Элективный курс «Технология создания сайтов».

Информатика. Уроки Web – мастера. /Д. Усенков. 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2003г.

Содержание учебного курса, предмета

I. Моя веб-страничка (1 ч)

Содержание: Введение. Техническая часть Теги HTML. Структура веб-страницы Заголовок документа. Тело документа. Атрибуты тегов. Виды сайтов, их назначение. Способы управления вниманием посетителей. Способы организации информации. Навигация. Скорость загрузки страниц и определяющие факторы. Критерии оценки сайтов.

II. Графика (3ч)

2.1. Виды компьютерной графики. Форматы хранения графических изображений -1ч.

2.2. Графический редактор Adobe Photoshop. - 1ч.

Содержание: Рисунки и фотографии в сети Интернета. Параметры графического файла. Форматы графических файлов. Растровые форматы JPEG, GIF. Графические редакторы. Как создать графический файл для веб-страницы. Связывание графического файла с HTML-документом. Изображения в HTML-документе. Adobe Photoshop

III. Основы HTML (26ч)

  1. Язык HTML и его назначение. Структура Web- страницы и Web- сайта -1ч.
  2. Размещение и оформление текста.
  1. Разбивка на абзацы. Выравнивание абзацев. Заголовки и подзаголовки -2ч.
  2. Изменение параметров шрифтов. Управление начертанием текста – 2ч.
  1. Иллюстрации – 2ч.
  2. Таблицы -  3ч.
  3. Отлиновки – 1ч.
  4. Списки – 2ч.
  5. Гиперссылки – 1ч
  6. Цвет и фон – 1ч.
  7. Бегущая строка. Звуковое сопровождение и цифровое видео – 2ч.
  8. Формы – 3ч.
  9. Метатэги – 2ч.
  10. Фреймы – 3ч.

Содержание: Основные термины и понятия. Структура HTML-документа. Тэги и атрибуты. Форматирование текста. Выравнивание и отступы. Списки. Основные методы создания таблиц. Задание фона. Вставка графических изображений. Гиперссылки. Фиктивная гиперссылка. ALT- текст. Бегущая строка. Тэги цвета и фона. Метатэги. Тэги, управляющие отображением страницы. Тэги для поисковых роботов. Информационные тэги. Фреймы. Iframe. Плавающие окна.

Тема 4. Проектирование Web-сайта. Зачетная работа (4 ч)

  1. Проектирование Web-страницы. -1ч.
  2. Проектирование Web-страницы. -1ч.
  3. Проектирование Web-страницы. -1ч.
  4. Зачетная работа – 1ч.

Учащиеся составляют свои собственные сайты, состоящие из 5-8 Web-страниц. Ученикам могут быть предложены следующие темы:

Мои увлечения.

Мой класс.

Секция (кружок), в которой я занимаюсь.

История нашей школы.

Системы счисления.

Предистория информатики.

История ЭВМ.

Двоичная система счисления.

Римская нумерация.

Славянская нумерация.

Язык машинных команд.

По желанию учащихся список тем может быть дополнен.

Эта работа будет осуществляться  в виде проектной деятельности, но в основном эта деятельность носит обучающий характер. Ученики, успешно проявившие себя в составлении обучающих Web-сайтов, могут попробовать себя в создании социальных сайтов или сайтов по учебным предметам (это может быть как информатика, так и другие предметы), созданию Web-сайтов о своей школе, своем поселке на основе краеведческого материала. Большая часть времени при этом отводится на практическую работу, которая предусматривает как коллективную, так и индивидуальную формы работы по созданию Web-сайтов.

         


Учебно-тематический план

№ урока

Содержание программного материала.

Цели урока.

Дата

1

Моя Web-страничка.  Виды сайтов.

2.

Растровая и векторная графика.

3.

Интерфейс графического редактора Adobe Photoshop. Выполнение практических заданий.

4.

Работа с растровым графическим редактором. Практическая работа

5.

Язык HTML и его назначение. Структура Web- страницы и Web- сайта.

6.

Размещение и оформление текста.

7.

Разбивка на абзацы. Выравнивание абзацев. Практическая работа.

8.

Заголовки и подзаголовки. Практическая работа.

9.

Изменение параметров шрифтов.

10.

Управление начертанием текста. Практическая работа.

11.

Иллюстрации. Практическая работа.

12.

Изменение графических объектов. Практическая работа.

13.

Таблицы. Практическая работа.

14.

Объединение и разбивка ячеек. Практическая работа.

15.

Создание сложных таблиц.

16.

Отлиновки. Практическая работа.

17.

 Нумерованные списки. Практическая работа.

18.

Маркированные списки. Практическая работа.

19.

Гиперссылки. Практическая работа.

20.

Цвет и фон.

21.

Бегущая строка. Практическая работа.

22.

Звуковое сопровождение и цифровое видео.

23.

Создание форм. Практическая работа.

24.

Работа с формами. Выполнение практических заданий.

25.

Метатэги.

26.

Работа с метатэгами

27.

Фреймы

28.

Разбиение на фреймы.

29.

Работа с фреймами. Выполнение практических заданий.

30.

Обобщение основ HTML.

31.

Проектирование Web-страницы.

32.

Проектирование Web-страницы.

33.

Проектирование Web-страницы.

34.

Зачетная работа

        


Требования к уровню подготовки учащихся

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности: 

— знать принципы и структуру устройства Всемирной паутины, формы предоставления и управления информацией в сети «Интернет»;

 — уметь найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из Сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;

— знать и уметь применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна; 

— владеть необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления веб-сайта; 

— знать виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности; 

— владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта; 

— иметь положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных веб-сайтов; 

— иметь опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта; 

— быть способными осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.

Кроме того, учащиеся должны знать:

  • виды компьютерной графики, типы растровых и векторных изображений, форматы хранения графических изображений;
  • основные тэги и атрибуты языка HTML;
  • способы создания HTML — документа.
  • назначение и возможности языка HTML;
  • структуру Web- страницы и Web- сайта;
  • физическое и логическое форматирование текста;
  • интерактивные возможности метатэгов
  • горизонтальные и вертикальные фреймы;
  • дополнительные параметры фреймов;
  • назначение параметров тэга Iframe;

Учащиеся должны уметь:

  • определять растровую и векторную компьютерную графику;
  • назначение различных типов хранения графических изображений;
  • изменять параметры шрифтов;
  • управлять начертанием текстов;
  • создавать маркированные и нумерованные списки;
  • создавать гиперссылки;
  • устанавливать звуковое сопровождение;
  • создавать простые Web- страницы.
  • разбивать рабочее окно браузера  на 2 и более фрейма;
  • ограничивать размеры рабочего окна с помощью фреймов;

Компоненты учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

  1. Байков В. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов. СПб.: BHV, 2000.
  2. Богданов-Катьков Н.В., ОрловА.А. Интернет. Новейший справочник. Москва, ЭКСМО, Санкт-Петербург, СОВА, 2003.
  3. Болотько Л. Л. Информационные ресурсы Интернет для педагогов: мет. пособие. Мн.: АПО, 2000.
  4. Гончаров А. HTML в примерах. СПб: Питер, 2000.
  5. Коцюбинский А., Грошев С. Компьютерная графика. СПб.: Технолоджи, 2003.
  6. Кравченя Э. М., Абрагимович Е. И. Компьютерная графика. Мн.: Новое знание, 2006.
  7. Крупник А. Б. Поиск в Интернете. Самоучитель. СПб.: Питер, 2003.
  8. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: Олма-Пресс, 2002.
  9. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Общая информатика. Учебное пособие. Универсальный курс. Москва, «Аст-пресс книга», 2003.
  10. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Специальная информатика. Учебное пособие. Универсальный курс. Москва, «Аст-пресс книга», 2003.
  11. Соломенчук В. Г. Понятный самоучитель работы в Интернет. СПб.: Питер, 2003.
  12. Солоницын Ю. А., Карпенюк С. Э. Интернет: энциклопедия. СПб.: Питер, 2003.
  13. Янушина Е. В. Изучаем Интернет, создаем веб-страницу. СПб.: Питер, 2003.


Контрольно-измерительные материалы по курсу

Практическая работа «Создание коллажа»

Практическая работа «Выравнивание абзацев»

Практическая работа «Управление начертанием текста»

Практическая работа «Вставка иллюстраций»

Практическая работа «Создание простых таблиц»

Практическая работа «Объединение ячеек»

Практическая работа «Разделительные полосы»

Практическая работа «Нумерованные и маркированные списки»

Практическая работа «Гиперссылки»

Практическая работа «Определение фона страницы»

Практическая работа «Бегущая строка»

Практическая работа «Создание анкеты»

Практическая работа «Создание анкеты»

Практическая работа «Метатэги»

Практическая работа «Многооконная структура»

Практическая работа «Многооконная структура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса

Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

ПРОГРАММА повышения квалификации (профессиональной переподготовки) «Создание WEB сайтов»

Цель программы:-            целью программы повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответ...

Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...

Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе

Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  «С»  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технолог...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...