Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Булыгина Наталия Владимировна
Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  «С»  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технологию написания    изложения, приемы компрессии текст. Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи   школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
 
Формы организации образовательного процесса  в основной школе:

Основная форма  - классно – урочная.

Изучения нового материала,   закрепления знаний, умений и навыков,  беседа,   лекция,   практикум,  дискуссия.

 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

Утверждена приказом директора школы

№ 110 от 03.09.2014

Рабочая программа элективного предмета

 «Создание сжатого изложения»

 в 9 классе

Составила Булыгина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

п. Пречистое, 2014 г.

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
  7. Приказ ОУ от № …………………..

Данная рабочая программа создана на основе элективного  курса   «Создание сжатого изложения»:   авторский  курс  Долгинцевой  И.М, методиста отдела образования    управления по социально-культурному развитию администрации    Ивнянского района. - Ивня , 2009 г -22с.  Рецензент: Федорченко П.Ю., доцент кафедры филологического образования   Бел РИПКППС, к.ф.н.    

Элективный курс «Создание сжатого изложения»  рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка  в предпрофильных классах   Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года.    

 Программа рассчитана на 8 часов (1 час  в неделю)

                                         

          Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  «С»  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технологию написания    изложения, приемы компрессии текст. Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи   школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.                                                                                

             Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике.    Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения. На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать  практикумы по само- и взаимопроверке и оценке   пробных   изложений.                                                          

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов   территориальных предметных комиссий  по проверке заданий с развернутым ответом. В начале и в конце курса рекомендуется провести  оценку уровня   развития  школьников.

 Программа элективного курса уплотнена: ранее проводились уроки развития речи на тему «Основные языковые приёмы компрессии текста (обучение сжатию текста)». Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

           От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Формы организации образовательного процесса  в основной школе:

Основная форма  - классно – урочная.

Изучения нового материала,   закрепления знаний, умений и навыков,  беседа,   лекция,   практикум,  дискуссия.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;  

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;  

 Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;  

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

Содержание программы учебного курса

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Вводное занятие. Цели и задачи курса.   Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.  

1 час

Понятия «текст», «главная мысль текста». Понятие об изложении. Понятие   «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения.                              Алгоритм написания изложения.    Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.

1 час

Анализ  текста. Подготовка  рабочих материалов к изложению  текста.  Выделение микротем.  Составление плана.  Абзацное членение.    Проверка и оценка сжатого изложения.

1 час

Сжатое изложение.  Особенности сжатого изложения. Приемы компрессии текста. Проверка и оценка сжатого изложения.

1 час

Практическая работа. Анализ работы. Работа над ошибками

4 час

Всего

8 часов

Календарно-тематическое  планирование  курса

Дата

Тема

Вид   деятельности

Кол-во час

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.  Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе. Критерии изложения.

 теоретический практикум, словарная работа конспектирование; знакомство  с образцами КИМов

1

2

Виды изложений. Особенности сжатого изложения.  Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.  Разбор текста.

Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли. Составление алгоритма

памятка

анализ текста

1

3

Анализ  текста. Подготовка  рабочих материалов к изложению  текста.  Выделение микротем. Составление плана. Абзацное членение текста.                                                        

Работа с текстом. Подготовка  рабочих материалов к изложению  текста.  Выделение микротем в тексте,  составление плана. Абзацное членение текста. Анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

4

Приемы компрессии текста.  Проверка и оценка   изложения по критериям. Работа с текстом.

Конспектирование, словарная работа, практикум, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

5

Практическая работа. Создание сжатого изложения. Работа с текстом.

Анализ работы. Работа над ошибками. Рекомендации по данному виду работы.

практическая работа, анализ работы, работа над ошибками.

4

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

Обучащиеся должны:

знать/понимать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередач с установкой на определенные темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинения;

- составлять деловые бумаги;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения:

                                     

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Литература

Основная литература:

  1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
  2. Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Долинина Т.А.   «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык  9 класс:  Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010.
  4. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым  ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008
  5. Долинина Т.А.   «Готовимся к государственной итоговой аттестации  Пособие для учащихся М «Русское слово», 2010
  6. Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Ладыженская Т.А. Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» М.; Просвещение, 1986
  8. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа, М.: «Вако», 2007
  9. Правильнее, точнее, выразительнее. Элективный курс 9  класс, Волгоград, «Корифей»2007
  10. Русский язык. 9-й класс. ГИА -2011, 2012, 2013, 2014.  Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2012.

Справочная литература:        

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- «Русский язык» - Москва - 1975
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М.: «Художественная литература», 1966
  3. Баранов М.Т., КостяеваТ.А. Русский язык. Справочник для учащихся – М. «Просвещение», 1984
  4. Все словари в одном. Универсальный словарь русского языка. – Санкт – Петербург «Весь», 2010
  5. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. – М., Эксмо –Форум, 2007
  6. Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык. Справочник в таблицах и схемах. 5-9 класс. – Издат – Школа, 2008
  7. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1994
  8. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М. «Просвещение», 1990
  9. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М., «Просвещение», 1981
  10. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. «Советская энциклопедия», 1964
  12. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. – М. «Педагогика», 1984
  13. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М. «Просвещение», 1990
  14. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.: «Просвещение», 1978
  15. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.: «Культура и традиции», 1996
  16. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М. «Просвещение», 1984
  17. Федорова Т.Л., Щеглова О. А. Орфоэпический словарь русского языка. – Москва ЛадКом, 2008
  18. Филин Ф.П. Хрестоматия по истории русского языкознания. – М. «Высшая школа», 1973

С   вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:

http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/

Интернет-ресурсы

Для учителя

http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml 

http://gvozdikova.ucoz.ru/ 

http://www.e-g-r.ru/index.php?pl=uroki&id=0&PHPSESSID=c0d896780c112066a0cd88d689834596

http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp

http://jagrovavv.edurm.ru/p3aa1.html 

http://www.proshkolu.ru/user/bulygina76

http://peressa2009.narod2.ru/Elektivnie_kursi/ 

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465

http://svetotatyana.narod.ru/p17aa1.html 

Для учеников

http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений

www.ege.edu.ru   - сайт информационной поддержки ЕГЭ

http://www.km-school.ru  – КМ-школа

www.rustest.ru   - Федеральный Центр тестирования

http://testonline.rustest.ru    - сайт тренировочного тестирования (ЦТ)

http://abiturcenter.ru   - Online-тесты ЕГЭ

Учебники и методические пособия:

  1. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова «ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – АСТ: Астрель: Москва, 2008;
  2.  Мартынова Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе. – М, 2005.
  3. Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки. – М, 2005.
  4. Русова Н. «Как писать сочинение, изложение и диктант». Изд. «Деком». Нижний Новгород, 1995 год.
  5. Алейников О. Ю. , Загоровская О. В. «Секреты вступительного изложения». Воронеж, 1999 год.
  6. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.
  7. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=410024 (24.07.2007)
  8. Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Изложение – аттестационная форма контроля. - М, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс

рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс...

Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения"

Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения" для учащихся 9 классов....

программа элективного предмета "Пишем сжатое изложение"

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе...

Рабочая программа учебного курса "Секреты сжатого изложения"

Рабочая программа учебного курса для 8 класса "Секреты сжатого изложения"...