Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения" для учащихся 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_szhatye_izlozheniya.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V-VI вида Костромской области»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

_______(Смирнова С. С.)

Заместитель директора школы-интерната по УВР

 _______(Кравченко М. П.)

Директор ОГКОУ

школы- интерната V – VI вида _________(Беляшина О. О.)

                         ФИО

                        ФИО

                ФИО

Протокол № ___ от

Приказ №__________ от

«___» ________20___г.

«___» ________ 20___г.

«___» ________ 20___г.

Рабочая программа

факльтатива

«Учимся писать сжатые изложения»

10 а класс

Срок реализации: 2015-2016 учебный год

Учитель Кудрявцева Ю. В.

2015–2016 учебный год


Пояснительная записка

Цели обучения:

Восполнение пробелов в обучении изложению, реализация интереса к предмету, показ роли и места изложений в профессиональной деятельности

Задачи элективного курса:

  1. Научить обучающихся
  • слышать текст, воспринимать его тему и главную мысль, его логику, а также определять функциональный тип речи и особенности авторского стиля;
  • читать текст с целью подробного ознакомления с его содержанием или с целью найти подробную информацию, воспринимая тему и главную мысль прочитанного, функциональный тип речи и стилистические особенности;
  • слушая и читая – запоминать последовательность изложения, главные факты и опорные слова;
  • воспроизводить услышанное и прочитанное в устном пересказе или письменном изложении в соответствии с функциональным типом и стилем речи.
  1. Формировать основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы:
  • полноценное восприятие художественных произведений;
  • творческий подход к анализу.
  1. Формировать точную и выразительную устную и письменную речь.
  2. Развивать образное мышление.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования следующих компетенций.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Место предмета.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 35 часов за учебный год.

Программа курса  «Создание сжатого изложения» предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она направлена на планомерное изучение способов анализа различных текстов.

Данный курс обеспечит условия выработки алгоритма написания изложения, его закрепления; взаимопроверка, обсуждение результатов, совместная выработка критериев оценки изложений будут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование (т. е. нахождение грамматических, лексических ошибок, а также речевых недочётов); выполнение тестов, написание творческих изложений с элементами сочинений по тексту и литературному материалу, написание изложений в форме ответов на вопросы и т. д.

Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в 5–9-х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности, расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения.

В современных условиях выпускникам необходимо владеть различными стилями речи, свободно, грамотно излагать свои мысли. Это понадобится при выборе профессии и дальнейшей социализации.

Критерии оценки в том виде, в котором она осуществляется на обычных уроках, на факультативных занятиях нет. Но она предполагается в ходе различных видов деятельности, например, при анализе образцовых текстов, при редактировании ошибочных текстов, т.к. учащиеся всё время опираются на знания и умения, уже полученные на уроках русского языка (саморефлексируют).

Оценкой станет факт достижения изначально поставленной цели.

Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

  • определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
  • воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
  • излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).

Формы организации деятельности детей

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная,

групповая, индивидуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и

детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум;

  • по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению

знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как  творческую, самостоятельную деятельность детей. Теоретическая часть занятий будет включать в себя необходимую информацию о типах и стилях речи, тексте, о видах переработки текста, о способах компрессии текста, о критериях оценки  сочинений и изложений, о классификации ошибок и их устранении и недопущении;  практическая часть  - выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания.

 Формы подведения итогов реализации программы 

Итоговой формой реализации программы будет написание сжатого изложения с соблюдением всех требований к части С 1  ГИА, а также будут учтены записи теоретического материала, представленного в конспектах учащихся.

Ожидаемые результаты:

Воспитанник будет знать: 

-  что такое изложение;

 - стили и типы речи, уметь определять их;

- как составлять план текста (сложный и простой);

- как  писать изложения сжатые и подробные;

- как  письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;

-  основные виды логических, фактических, речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;

-  требования  к  изложению.

Воспитанник будет уметь: 

- адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;

- кратко передавать исходный текст, применяя различные приемы сжатия;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

-  последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи,  используя  разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;        

-  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- умение аргументировать свою позицию;

- формировать самокритичность, уверенность в себе;

- организовать свою деятельность и анализировать ее;

- осознавать значимость результата;

- развивать творческую способность.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- тактичность и терпимость;

- стремление помогать другим;

- умение самовыражаться.


Учебно-тематический план

п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Всего часов

План.

Факт.

I

Введение (1ч.)

1

02.09.15

Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение текста». Значение факультативного курса.

II

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.  (2ч)

2

09.09.15

Понятие об изложении. Виды изложений.                                                           Алгоритм написания изложения

3

16.09.15

Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста   с его письменным изложением

III

Стили и типы речи (2ч.)

4

23.09.15

Семинар-практикум «Стили и  типы речи».

5

30.09.15

Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста.

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч.)

6

7.10.15

Приемы работы, направленные на первичное  восприятие текста

IV

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (3ч.)

7

14.10.15

Искусство слушать текст. Как составить   план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий

8

21.10.15

Выделение микротем.

9

28.10.15

Упражнения в абзацном членении текста.

V

Тезисы текста (2ч.)

10

11.11.15

Тезисы текста. Тезис как основная мысль текста (фразы)

11

18.11.15

Отличие тезисов от тезисного плана. Алгоритм  написания тезисов.

VI

Текст. Виды переработки текста. (9 ч.)

12

25.11.15

Текст как единица языка. Признаки текста.

13

02.12.15

Тема, идея, проблема текста.

14

09.12.15

Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное». (Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста).

15

16.12.15

Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и тексте. Практическая работа № 3.

16

23.12.15

Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и контактная связь. Практическая работа № 4.

17

13.01.16

Абзац. Микротема.

18

20.01.16

Виды информации в тексте. Главная и второстепенная информация.

19

27.01.16

Подготовка к  сжатому изложению по тексту: «Дружба»/

20

03.02.16

Написание сжатого изложения по тексту: «Дружба»/

VII

Сжатое изложение. Технология написания сжатого изложения. (6 ч.)

21

10.02.16

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Технология написания сжатого изложения.

22

17.02.16

Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.

23

24.02.16

Отработка  приема исключение. Практическая работа № 5.

24

02.03.16

Отработка  приема обобщение. Практическая работа № 6.

25

09.03.16

Отработка  приема упрощение. Практическая работа № 7.

26

16.03.16

Практическая работа № 8. Выбор приемов компрессии текста.

VIII

Ошибки, которые подстерегают (6 ч.)

27

30.03.16

Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и оценивание сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения.

28

06.04.16

Ошибки в содержании изложения: фактические и логические.

29

13.04.16

Речевые ошибки, их классификация.

30

20.04.16

Грамматические ошибки, их классификация.

31

27.04.16

Орфографические ошибки.

32

04.05.16

Пунктуационные ошибки.

IX

Заключение. Итоговый контроль (3ч.)

33

11.05.16

Написание сжатого изложения по тексту: «В жизни всегда есть место подвигу».

34

18.05.16

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.

35

25.05.16

Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию 10 класса обучающиеся должны

Знать:

  • требования к изложению;
  • правила чтения и слушания текста с целью дальнейшего пересказа;
  • систематизировать материалы.

Уметь:

  • создавать письменные тексты различных типов;
  • владеть различными видами изложения текста;
  • использовать в соответствии с учебной программой различные виды чтения;
  • различать тексты в соответствии с функциональной наполняемостью;
  • составлять сложный план текста;
  • подробно и сжато излагать текст.


Учебно-методическое обеспечение

для педагога:

  1. Дейкина А.Д, Пахнова Т.М.  Изложение  – аттестационная форма контроля. - М, 1996.
  2. Мартынова Л.А.  Подготовка  к экзаменационному  изложению  в  9   классе. – М, 2005.
  3. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым  ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2013.
  4. Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ  обучения»  (по Ривину-Дьяченко) / Авт.- сост. Г.М.Вялкова. -2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2013.
  5. Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. – М, 1998.
  6. Соловьева Н.Н.  Изложение  без шпаргалки. – М, 2005.
  7. ФИПИ  http://www.fipi.ru/

 для обучающихся:

  1. Егораева, Т.Г. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Т.Г.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Зайцева, О.Н. Рабочая тетрадь. Задания на понимание текста: 8 класс: / О.Н.Зайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  3. Никитина, Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
  4. ФИПИ  http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сжатое изложение

Открытый урок в 9 классе...

презентация "Учимся писать сжатое изложение"

Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Памятка для учащихся...

Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....

Памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение"

Памятка содержит основные этапы, способы сжатия и главные условия в написании изложения....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность)    По курсу  «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...