Интегрированный урок по физике и информатике "Урок одной задачи"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Мавлютова Екатерина Игоревна

Интегрированный урок по физике и информатики для 8х классов - "Урок одной задачи"

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).

Межпредметные связи: физика, информатика

Цели:

         1.  повторить и обобщить пройденные тепловые процессы: нагревание (охлаждение), плавление (отвердевание), кипение (конденсация);

  1. повторить и закрепить формулы для количества теплоты, необходимого для    осуществления этих процессов;
  2. вспомнить понятие КПД;
  3. использование учебного содержания для формирования  следующих умений и навыков:
  • умение отвечать на вопросы;
  • владение монологической речью;
  • планирование хода выполнения учебной задачи;
  • применение знаний, умений и навыков;
  • умение пользоваться справочными материалами.
  1. Повторить и закрепить навык работы с информацией.
  2. Повторить и закрепить навыки работы с текстовыми документами.

Задачи:

в предметном направлении:

  - обобщение и углубление полученных ранее знаний, расширение навыка  решения задач, подготовка к контрольной работе;

  - научить самостоятельно добывать знания

в личностном направлении:

 -  воспитание личностных качеств, обеспечивающих  успешность исполнительской  деятельности учащихся: внимательность, трудолюбие, работоспособность;

- формирование навыка коллективной работы;

- развитие интереса к отечественной истории, воспитание патриотизма.       

в метапредметном направлении:    

- развитие логического и практического мышления как основы технической деятельности.

Дидактические материалы и средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор + экран + компьютер;
  2. Карточки с условием задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока:

“Решение задач на тепловые явления”

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).

Межпредметные связи: физика, информатика

Цели:

         1.  повторить и обобщить пройденные тепловые процессы: нагревание (охлаждение), плавление (отвердевание), кипение (конденсация);

  1. повторить и закрепить формулы для количества теплоты, необходимого для    осуществления этих процессов;
  2. вспомнить понятие КПД;
  3. использование учебного содержания для формирования  следующих умений и навыков:
  • умение отвечать на вопросы;
  • владение монологической речью;
  • планирование хода выполнения учебной задачи;
  • применение знаний, умений и навыков;
  • умение пользоваться справочными материалами.
  1. Повторить и закрепить навык работы с информацией.
  2. Повторить и закрепить навыки работы с текстовыми документами.

Задачи:

в предметном направлении: 

  - обобщение и углубление полученных ранее знаний, расширение навыка  решения задач, подготовка к контрольной работе;

  - научить самостоятельно добывать знания

в личностном направлении:

 -  воспитание личностных качеств, обеспечивающих  успешность исполнительской  деятельности учащихся: внимательность, трудолюбие, работоспособность;

- формирование навыка коллективной работы;

- развитие интереса к отечественной истории, воспитание патриотизма.        

в метапредметном направлении:     

- развитие логического и практического мышления как основы технической деятельности.

Дидактические материалы и средства обучения: 

  1. Мультимедийный проектор + экран + компьютер;
  2. Карточки с условием задачи.

Знания

Умения

Понятия:

  • Внутренняя энергия
  • Теплопроводность
  • Конвекция
  • Излучение
  • Кол-во теплоты
  • Уд.теплоемкость
  • Плавление
  • Конденсация
  • Тепловые двигатели
  • Текстовый документ
  • КПД теплового двигателя

Формулы:

  • Кол-во теплоты при нагревании и парообразовании
  • Закон сохранения энергии при тепловых процессах
  • видеть в тепловых процессах способы теплопередачи
  • работать с графиками плавления и отвердевания
  • находить количество теплоты
  • объяснять результаты опытов
  • составлять уравнения теплового баланса
  • умение публичного выступления
  • умения выслушивать других
  • вставлять различные символы (буквы греческого алфавита, нижние и верхние индексы)
  • умения находить нужную информацию

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

 (2 мин)

Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку. Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

(Р): Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала

Актуализация знаний

(3 мин)

Учитель сообщает учащимся, что они закончили изучение темы “Тепловые явления» и предлагает им догадаться, чем будем заниматься на уроке.  Объявляется тема урока: «Решение задач на тепловые явления». Формируется цель урока: повторить и обобщить знания о тепловых явлениях. Учитель объявляет, что решать будут на самом деле одну большую задачу.

Учащиеся формируют тему и цель урока.

(П): самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Подготовка к основной работе

(5 мин)

Учитель предлагает повторить все формулы и обозначения физических величин данной темы.  На доске появляются различные символы. Задача класса - из этих символов собрать формулы, которые относятся к теме «Тепловые явления».

Учащиеся собирают формулы из предложенных символов

(К): владение монологической и диалогической формами речи.

Чтение задачи и анализ условий

(5 мин)

Учитель предлагает учащимся решить задачу (выводит на слайде и раздают группам карточки). Совместно с учителем проводится анализ задачи и планирование решения. На доске появляются обозначения и слова, из которых учитель вместе с классом составляет схемы реакций.

Учащиеся читают задачу, отвечают на вопросы.

(П): структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение

Решение задачи по группам

(10 мин)

Учитель раздает группам задания, объясняет, как представить решение. Затем все вместе записывают, что дано в задаче и работают со справочной литературой (необходимо найти удельную теплоемкость веществ, удельную теплоту плавления веществ)

Учащиеся в группе организуют работу (работа со справочным материалом, решение задачи, представление результата в нужном формате)

(Р): Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

(К): управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

(П): действие со знаково - символическими средствами

Перерыв (5 минут)

Запись решения задачи, анализ результата

(10 мин)

Учитель собирает все данные от групп и «собирает» задачу. Исходя из полученных решений, учащиеся коллективно находят ответ на вопрос задачи. Далее весь класс записывает решение задачи в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают решение задачи.

(П): анализ, синтез, установление аналогий, обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

(Р): оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Постановка проблемного вопроса

(2 мин)

Физминутка

Перед учениками ставиться проблемный вопрос – для чего нужны подобные расчеты (Ответ: дают возможность определить, сколько топлива необходимо взять в экспедицию).

Учащиеся делают предположения

(Р): целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Поиск информации в группах

(13 мин)

Учитель предлагает учащимся найти в интернете информацию по заданию, составить мини-доклад. Раздаются карточки с заданиями.

Учащиеся получают задания, находят информацию, делают доклад или презентацию. Выбирают докладчика

(П):  поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; (К): управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; совершенствование навыков работы в группе; разрешение конфликтов.

Перерыв (5 минут)

Выступление групп

(15 мин)

Учитель предлагает командам выступить (по 3 минуты на группу)

Докладчики с каждой группы зачитывают доклад

(К): умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Рефлексия

(Самоанализ)

(5 мин)

Подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

(Р): оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

(5 минут)

Учитель дает д/з под диктовку.

Учащиеся записывают д/з

ЗАДАЧА

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

     

    Дано:                                                                  Решение:

   t = - 40°С                                                  

   t= 0°С                                     Q =   с m (t– t)       Q =   8,4 *10 Дж

   t= 100°С                                  Q = λ  m                            Q=  34 * 10  Дж

   m=10 кг                              Q = c m ( t – t)       Q =  42 * 10  Дж

   с= 2100 Дж/(кг°С)             Q = L m/10                       Q =   23 * 10 Дж

   λ = 3,4  * 10 Дж/кг                Q  = с  m (t – t)    Q =  1,923 *10Дж

  c = 4200 Дж/(кг°С)

  m = 1,5 кг                      Qпол = Q+ Q+ Q+ Q+ Q    Qпол = 109, 332 *10Дж

   с = 920 Дж/(кг°С)                              

   L = 23* 10Дж/кг                  Qзатр = (Qпол /η)100%              Qзатр= 364, 44 * 10 Дж

   η = 30%                                                                                                        

   q = 440 * 10Дж/кг                                  

                                             

                                                        m = Qзатр / q                       m =  0,83 кг

   m -?                                                            

                             

 Ответ:   m= 0.83 кг

                                         

Задания для поисково-информационной работы:

Учащиеся должны найти в сети Интернет материал об экспедициях, оформить это в виде презентации или доклада. В докладе должны быть только интересные факты.

  1. Иван Дмитриевич Папанин
  2. Адрей Капица
  3. Федор Конюхов
  4. Иван Крузенштерн
  5.  Николай Миклухо-Маклай

Иван

Папанин

Адрей Капица

Федор Конюхов

Иван Крузенштерн

Николай Миклухо-Маклай

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый  котел массой  1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложите формулы: η V ∆t L ρ λ F Q m A S q с

Слайд 2

ЗАДАЧА Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в алюминиевый котел массой 1,5 кг и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что десятая часть воды выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40  С.

Слайд 3

Q 1 Q 2 Q 3 Q 4 Q 5 Q 6 Анализ условия задачи: процесс вещество Нагревание Вода Плавление Лед Кипение Алюминий Горение Газ Парообразование Пар

Слайд 4

КПД нагревателя

Слайд 6

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 7

Домашнее задание 1. Подготовиться к контрольной работе. 2. Задача : Рассчитать, какое количество газа потребуется альпинистам на высоте 5000 м, если их внимание отвлечет “снежный человек”, учитывая, что на каждые 480 м подъема температура кипения понижается на 1  С. Температура воздуха - 10  С.



Предварительный просмотр:

Группы

Сотрудничество в группе

Поведение

в группе

Правильность выполнения заданий

Умение слушать других участников группы

Логика изложения материала, чёткость

Общий

балл

Оценка

I

II

III

IV

V

Группы

Сотрудничество в группе

Поведение

в группе

Правильность выполнения заданий

Умение слушать других участников группы

Логика изложения материала, чёткость

Общий

балл

Оценка

I

II

III

IV

V

Группы

Сотрудничество в группе

Поведение

в группе

Правильность выполнения заданий

Умение слушать других участников группы

Логика изложения материала, чёткость

Общий

балл

Оценка

I

II

III

IV

V

№ группы

_____

Список

участников

Участвовал в обсуждении

Предлагал идеи

Отвечал на вопросы учителя

Внимательно слушал других

Выполнил все свои обязанности вовремя и качественно

Общий балл

№ группы

_____

Список

участников

Участвовал в обсуждении

Предлагал идеи

Отвечал на вопросы учителя

Внимательно слушал других

Выполнил все свои обязанности вовремя и качественно

Общий балл

№ группы

_____

Список

участников

Участвовал в обсуждении

Предлагал идеи

Отвечал на вопросы учителя

Внимательно слушал других

Выполнил все свои обязанности вовремя и качественно

Общий балл

№ группы

_____

Список

участников

Участвовал в обсуждении

Предлагал идеи

Отвечал на вопросы учителя

Внимательно слушал других

Выполнил все свои обязанности вовремя и качественно

Общий балл

№ группы

_____

Список

участников

Участвовал в обсуждении

Предлагал идеи

Отвечал на вопросы учителя

Внимательно слушал других

Выполнил все свои обязанности вовремя и качественно

Общий балл

№ группы

_____

Список

участников

Участвовал в обсуждении

Предлагал идеи

Отвечал на вопросы учителя

Внимательно слушал других

Выполнил все свои обязанности вовремя и качественно

Общий балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.

В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....

Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."

Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"

Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математи...

Интегрированный урок по физике и математике ` Применение производной при решении задач по физике`

Интегрированный урок расчитан на 2 учебных часа, с применением интерактивной доски, документ камеры, дифференцированных тестов для самостоятельной работы,презентации для повторения теории о производно...